Сила и основы методики её развития

Выполнил: студент

Иванов В.С.

направления подготовки «Педагогическое образование»

профиль «Физическая культура»

заочной формы обучения

Проверил:

Чайников С.А.., канд.пед.наук, доцент

Мурманск

Тематика рефератов

1. Характеристика теории и методики физической культуры как научной и учебной дисциплины и ее место в системе образования.

2. Исторические аспекты становления теории и методики физической культуры и спорта.

3. Структура, цель, задачи системы физического воспитания.

4. Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта.

5. Формирование личности в процессе физического воспитания и спорта.

6. Физическая культура как вид культуры.

7. Физически активный образ жизни человека. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Основы здорового образа жизни.

8. Характеристика средств физического воспитания.

9. Классификация и характеристика методов обучения в физическом воспитании.

10. Реализация принципов обучения в физическом воспитании.

11. Общепедагогические методы в физическом воспитании.

12. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений.

13. Основы теории адаптации и закономерности её использования в физическом воспитании.

Вопросы к зачету в 6 семестре:

1. Теория и методика физической культуры и спорта как учебная дисциплина.

2. Источники и этапы развития теории и методики физической культуры.

3. Основные понятия теории и методики физической культуры и спорта.

4. Цель и задачи физического воспитания.

5. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой.

6. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания.

7. Взаимосвязь видов воспитания в процессе физического воспитания.

8. Личность преподавателя физической культуры, требования к его профессиональному мастерству.

9. Образ жизни и его влияние на здоровье.

10. Составляющие ЗОЖ, их характеристика.

11. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.

12. Основы здорового образа жизни.

13. Понятие о средствах физического воспитания.

14. Физические упражнения.

15. Классификация физических упражнений.

16. Содержание и форма физических упражнений.

17. Техника физических упражнений.

18. Оздоровительные силы природы.

19. Гигиенические факторы.

20. Общая характеристика физической нагрузки. Компоненты нагрузки.

21. Отдых между физическими нагрузками. Интервалы отдыха.

22. Исходные понятия: метод, методический прием, методика.

23. Классификация методов.

24. Методы обучения двигательным действиям.

25. Методы развития физических качеств.

26. Общепедагогические методы в физическом воспитании.

27. Принципы физического воспитания.

28. Двигательные умения, характерные признаки.

29. Двигательный навык, законы формирования.

30. Структура процесса обучения двигательному действию и особенности его этапов.

Тематика курсовых работ

1. Модульная технология применения физических упражнений при профилактике остеохондроза позвоночника (на примере различных возрастных групп).

1. Профилактика нарушения репродуктивного здоровья студенток средствами физической культуры.

2. Реализация профильного подхода в процессе физического воспитания учащихся.

3. Особенности методики и организации занятий атлетической гимнастикой с учетом типа телосложения у мужчин.

4. Особенности методики и организации занятий атлетической гимнастикой женщин среднего возраста на основе кинезиологического подхода.

5. Физическая подготовка женщин средствами оздоровительного плавания в дородовом периоде.

6. Здоровьесберегающая технология физического воспитания студентов на основе использования средств …(вид спорта).

7. Формирование здорового стиля жизни в процессе физического воспитания (на примере различных возрастных групп).

8. Образ жизни современных школьников и его влияние на здоровье и качество жизни.

9. Использование практических методов обучения на уроках физической культуры.

10. Теоретико-практические аспекты обучения двигательным действиям и развития физических качеств у школьников.

11. Использование технических средств на различных этапах обучения двигательному действию.

12. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств.

13. Взаимосвязь развития физических качеств и формирования двигательных навыков в процессе физического воспитания (на примере различных возрастных групп).

14. Интегральный подход в методике совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств.

15. Особенности построения уроков физической культуры с различной направленностью учебного материала.

16. Домашние задания по физической культуре для школьников(1—4, 5—9, 10-11 классы).

17. Самоконтроль учащихся общеобразовательной школы при занятиях физическими упражнениями.

18. Формирование у школьников интереса к различным видам физкультурно-спортивных занятий.

19. Профессиональная физическая подготовка в обеспечении должного уровня готовности выпускника факультета физической культуры.

20. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе кинезиологического подхода.

21. Профессиональное физкультурное образование на довузовском этапе подготовки учителя физической культуры (профильные классы, лицей).

22. Формирование профессионализма специалиста по физической культуре на основе акмеологического подхода.

23. Подготовка педагога по физической культуре в педагогическом комплексе «колледж—университет».

24. Формирование профессионально значимых умений у студентов факультета физической культуры в ходе прохождения педагогической практики.

25. Соревновательная деятельность спортсменов (игровые виды спорта) на современном этапе развития игры.

26. Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов с использованием стрелкового компьютерного тренажера «Скат».

27. Обоснование подготовки спортсменок в фитнес-аэробике с использованием тренажеров и биокорректоров.

28. Построение тренировки в годичном цикле (на примере вида спорта).

29. Многолетний характер подготовки спортсменов (на примере вида спорта).

30. Методика спортивной ориентации и отбора в различных видах спорта.

31. Соотношение средств и методов спортивной тренировки в годичном цикле (на примере вида спорта).

32. Объем тренировочной нагрузки в микро- (мезо)циклах при занятиях с юными спортсменами (вид спорта).

33. Спорт высших достижений (олимпийский и профессиональный спорт).

34. Совершенствование техникой (физической) подготовленности спортсменов с использованием современного инвентаря и оборудования (в условиях фитнес-центра).

35. Модельные характеристики спортсменов различных возрастных групп (на примере вида спорта).

36. Комплексная система релаксационной подготовки спортсменов.

37. Сравнительный анализ эффективности тренировочного процесса различной направленности в повышении функциональных резервов женского (мужского) организма.

38. Дифференцирование методики восстановления работоспособности травмированных спортсменов на этапе спортивной реабилитации.

39. Профилактика травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.

40. Двигательная активность как средство формирования здоровья школьников.

41. Воспитание правильной осанки школьников в процессе занятий физическими упражнениями.

42. Оздоровительная физическая культура для школьников с легкой степенью близорукости.

43. Оздоровительная физическая культура для учащихся с нарушениями осанки (сколиоз 1-й степени, лордоз).

44. Оздоровительная физическая культура для учащихся с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы.

45. Оздоровительная физическая культура для учащихся с функциональными нарушениями нервной системы.

46. Оздоровительная физическая культура для учащихся с функциональными нарушениями органов дыхания.

47. Особенности методики оздоровительной физической культуры для лиц пожилого возраста.

48. Оздоровительная физическая культура для учащихся с избыточной массой тела.

49. Особенности методики обучения плаванию глухих детей 6-7 лет.

50. Особенности методики повышения физической работоспособности школьников средствами физического воспитания.

51. Особенности методики закаливания детей в дошкольном образовательном учреждении.

52. Особенности методики и организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

53. Особенности методики физического воспитания учащихся подготовительной группы.

54. Формирование физических качеств школьников в процессе занятий физическими упражнениями (на примере конкретной возрастной группы).

55. Особенности методики преподавания новых физкультурно-спортивных видов на уроках физической культуры.

56. Нагрузочные режимы в туристских походах со школьниками.

57. Условия эффективного использования программы рекреационного туризма для школьников в условиях Крайнего Севера.

58. Влияние занятий спортивно-оздоровительным туризмом на результаты учебной деятельности школьников и на развитие их психических качеств.

59. Повышение уровня физической подготовленности средствами и методами туризма.

60. Особенности физической подготовки школьников, занимающихся туристским многоборьем в условиях Крайнего Севера.

61. Организация туристско-краеведческой работы в школе.

62. Туризм как форма организации досуга учащихся.

63. Применение методов врачебно-педагогического контроля при проведении походов со школьниками.

64. Особенности организации и проведения лыжных (пеших / водных / велосипедных / горных) походов со школьниками в условиях Крайнего Севера.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Основная литература:

1. Алексеев, С. В. Спортивное право России [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. «Юриспруденция» и «Физ. культура и спорт» / Алексеев С. В. ; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина ; под ред. П. В. Крашенинникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 ; Закон и право. - 1053 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : учеб. пособие для студ. Вузов / Железняк Ю. Д., Петров П. К. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 287 с.

3. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» / Железняк Ю. Д., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. ; под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия, 2013. - 254 с.

4. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С. - М. : Академия, 2012. - 409 с.

5. Физическая культура [Текст] : учеб.-метод. пособие [для студ., обуч. по направл. подгот. бакалавров] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. О. Г. Киевская]. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 129 с.

Дополнительная литература:

1. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Евсеев Ю. И. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378 с.

2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] : учебник для студ. вузов, изуч. дисцип. «Физ. Культура» / Ильинич В. И. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.

3. Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст] / Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 176 с.

4. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе [Текст] : метод. пособие / Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 181 с.

5. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направл. «Физ. культура» и спец. «Физ. культура и спорт» / Ланда Б. Х. - Изд. 2-е. - М. : Сов. спорт, 2005. - 192 с.

6. Лукьяненко, В. П. Физическая культура [Текст] : основы знаний : учеб. пособие [для учащихся ст. кл. общеобразоват. школы] / Лукьяненко В. П. - М. : Сов. спорт, 2007. - 227 с.

7. Лях, В. И. Двигательные способности школьников [Текст] : основы теории и методики развития / Лях В. И. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 191 с.

8. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / Лях В. И. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

9. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в начальной школе [Текст] : учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / Матвеев А. П. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 246 с.

10. Матвеев, А. П. Физическая культура. 2 класс [Текст] : метод. рек. по основам преподавания / Матвеев А. П. - М. : Дрофа, 2006. - 173 с.

11. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика [Текст] : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 - Физическая культура и спорт] / Менхин Ю. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : СпортАкадемПресс, 2006 ; Физкультура и спорт. - 310 c.

12. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура : основная шк., сред. (полная) шк.: базовый и профильный уровни [Текст] : [5-11 кл.] / авт.-сост. А. П. Матвеев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2008. – 141 с.

13. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032101 - Физ. культура и спорт / Рубин В. С. - М. : Физ. культура, 2006. - 112 с.

14. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 022300 «Физ. культура и спорт» / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2007. - 464 с.

15. Физическая культура студента [Текст] : Учеб. для студ.вузов / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич [и др.]; Под ред.В.И. Виленского. - М. : Гардарики, 2001. - 448с.

16. Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов физ. культуры / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 144 с.

17. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 478 с.

18. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры [Текст] : опорные схемы : учеб. пособие для студ. Вузов / Чермит К. Д. - М. : Сов. спорт, 2005. - 272 с.

10. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» (ДАЛЕЕ – СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ»), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Российская государственная библиотека - www.rsl.ru, www.leninka.ru

2. Библиотека МГУ.- www.msu.ru/libraries/

3. Мурманская государственная областная научная библиотекаwww.mgounb.ru

4. Библиотека МАГУ: http://www.mshu.edu.ru/index.phpoption=com_content&task=blogcategory&id=593&Itemid=2707

5. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

9. eLIBRARY.RU http://www.elibrary.ru/

10. ЭБД РГБhttp://www.diss.rsl.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.

Практические занятия

Наши рекомендации