Техническая подготовленность спортсменов
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники - это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
В технической подготовке можно выделить общую и специальную техническую подготовку.
Задачами общей технической подготовки являются:
Максимальное расширен ,qo ica» разнообразных и разно
сторонних навыков позволяет правильно вы
полнять новые движения и быстрее овладевать ими.
Овладение техникой общеразвивающих упражнений и уп
ражнений из других видов спорта, применяемых в тренировке
главным образом как средства ОФП.
Задача специальной технической подготовки - это овладение техникой соревновательного упражнения избранного вида спорта и постоянное совершенствование в ней.
В различных видах спорта понятие совершенной техники имеет разное содержание. Там, где в основе лежит искусство движений (гимнастика, фигурное катание на коньках и др.), совершенная техника выражается в красоте и их точности. В тех видах спорта, которые связаны с выносливостью, совершенство техники прежде всего заключается в экономичности движений. В них КПД непосредственно зависит от спортивной техники, что можно показать, в частности, на примере бега. Например, в спортивной борьбе техника направлена на проведение приема путем преодоления сопротивляющегося противника.
В каждом виде спорта выработаны представления о так называемом классическом использовании исполнений упражнений. Обычно это техника лучшего спортсмена, считающаяся своеобразным эталоном. Однако было бы неправильным требовать от спортсменов абсолютного копирования этой техники.
Классическое исполнение движений, представленных в пособиях, видеоматериалах, может быть лишь основой для обучения. Процесс же совершенствования спортивной техники должен быть сугубо индивидуальным. В нем классическая техника должна быть максимально целесообразно приспособлена, «подогнана» к индивидуальным особенностям спортсмена: его телосложению, уровню физической подготовленности, психическим и другим качествам.
В технической подготовке следует отметить несколько закономерностей. Овладение техникой происходит неравномерно, скачкообразно, по этапам, определяемым некоторыми физиологическими особенностями спортсмена.
В начале обучения спортсмен сталкивается с целым рядом незнакомых и непривычных для себя движений. Каждое из них вызывает у занимающегося ппимтячное возбуждение различных центров головного мозга. 109
1. Стадия иррадиации
На этой стадии, так называемой стадии генерализации, новичок не может четко управлять своими движениями, его тех- ника недостаточно слаженна, большинство движений напряжены и несколько и несогласованны.
2. Стадия стабилизации
В дальнейшем возбуждение становится более концентрированным, движения более точными, хотя все еще недостаточно уверенными и излишне напряженными. Это стадия формирования динамического стереотипа.
1. Стадия автоматизации
Следующая стадия - стадия автоматизации. Техника спортсмена становится устойчивой, движения свободными. Спортсмен способен выполнять движение «не думая» о нем или сосредоточивая внимание на отдельном элементе, в то время как все остальные элементы целостного движения выполняютя автоматически. На этой стадии образуется двигательный навык.