Физкультура и спорт как социальные феномены общества.

Оглавление

Оглавление. 1

1. Физкультура и спорт как социальные феномены общества. 3

2.Структура физической культуры. 3

3.Социальные функции физической культуры. 6

4.современное состояние физ-ры и спорта в РФ.. 8

5. Нормативно правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 9

6. Субъекты системы физкультурного движения в РФ.. 10

7. Органы государственной власти РФ в области физической культуры и спорта. 11

8. Олимпийский комитет РФ.. 12

9. Основы профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 13

10. Профессиональная направленность физической культуры и спорта. 13

11. Физическая культура в общекультурной подготовке студентов. 15

12. Организм человека как сложная биологическая система. 15

13. Рефлекторная природа двигательной активности. Образование двигательного навыка 16

14. Утомление при физической и умственной работе. 18

15. Физиологическая характеристика восстановления. 19

16. Воздействие физической тренировки на обмен веществ, кровь, кровеносную систему и сердечно-сосудистую систему. 20

17. Физическая тренировка и функции дыхания. 21

18. Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат. 22

19. Роль физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к различным видам деятельности. 22

20. « Срочная» адаптация организма при занятиях физическими упражениями. 23

21. Двигательная активность и ее влияние на здоровье и работоспособность. 24

22. Методические принципы физического воспитания. 25

23. Метод строгорегламентированного упражнения в физическом воспитании. 27

24. Игровой метод как метод физического воспитания. 27

25. Использование соревновательного метода в физическом воспитании. 27

26. Использование словесных и сенсорных методов в физическом воспитании. 28

27. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания 29

28. Цели и задачи ОФП.. 29

29. Специальная физическая подготовка и ее виды.. 30

30. Спортивная подготовка (цели, задачи) 31

31. Структура подготовленности спортсменов. 32

32. Физическая подготовленность спортсменов. 33

33. Техническая подготовленность спортсменов. 33

34. Психологическая подготовленность спортсменов. 35

35. Тактическая подготовленность спортсменов. 35

36. Силовые способности (понятие, виды) 35

37. Воспитание силы (средства, методы, методические приемы) 36

38. Скоростные способности (понятие, виды) 36

39. Воспитание скоростных способностей (средства, методы) 37

40. Координационные способности (понятие, виды) 38

41. Воспитание координационных способностей (средства, методы) 38

42. Гибкость (понятие, виды) 41

43. Воспитание гибкости (средства, методы) 43

44. Выносливость (понятие, виды) 43

45. Воспитание выносливости (средства, методы) 44

46. Урочные формы занятий физическими упражнениями. 44

47. Неурочные формы занятий физическими занятиями. 45

48. Характеристики физических упражнений. 45

49. Энерготраты при физических нагрузках разной интенсивности. 46

50. Интенсивность физических нагрузок. 47

Олимпийский комитет РФ

Олимпийский комитет России (полное наименование — Общероссийский союз физкультурно-спортивных объединений «Олимпийский комитет России», сокращённое — Олимпийский комитет России и ОКР, полное наименование на английском языке: Russian Olympic Committee, сокращенное наименование на английском языке: ROC) — организация, представляющая страну в международном Олимпийском движении. Без признания НОК Международным олимпийским комитетом (МОК) национальные команды не допускаются к Олимпийским играм. Российский Олимпийский комитет создан в 1911 и воссоздан в 1991 (в 1951—1991 функционировал НОК СССР).

Олимпийский комитет России является общероссийским союзом физкультурно—спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. ОКР представляет собой самостоятельное, добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанное Международным олимпийским комитетом (МОК). ОКР действует без ограничения срока полномочий и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами Российской Федерации, Олимпийской хартией и Уставом.

ОКР является частью олимпийского движения, строит свою работу в соответствии с Олимпийской хартией МОК, подчиняется решениям Международного олимпийского комитета, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых МОК или под его эгидой.

Рефлекторная природа двигательной активности. Образование двигательного навыка

Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигатель­ного навыка.
^ Рефлекторная природа двигательной деятельности

Нервная система действует по принципу рефлекса. Рефлекс - это ре­акция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды, осуществляемая при посредстве ЦНС. Биологическая сущность рефлекса - в приспособлении организма к изменениям во внешней и внутрен­ней среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство орга­низма и среды.

Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.

Рефлекторная дуга - путь, по которому распространяется возбужде­ние, - состоит из трех частей: афферентной (воспринимающей прибор и центростремительный нерв), центральной (участок ЦНС) и эфферентной (проводящей нервный путь к действующему органу). Эти части дуги могут быть простыми, состоящими из одной лишь нервной клетки, но могут быть и очень сложными, особенно центральная часть, которая может включать в себя много миллионов и даже сотен миллионов клеток (нейронов).

Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овла­дение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлекса­ми.

Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной систе­ме, в ее структуре, в связях между нервными клетками, называют безус­ловными рефлексами. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения. У человека и у высших жи­вотных в основу поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые в процессе жизнедеятельности на основе безусловных рефлексов.


^ Образование двигательного навыка

Двигательный навык - форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих системати­ческих упражнений.

Формирование двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.

^ Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбу­дительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В этой фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координиро­ваны и неточны.

Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движе­ний, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно.

В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется де­ятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружаю­щую обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный навык отлича­ется высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений.

Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий.

В образовании двигательного навыка участвуют различные анализато­ры: двигательный (проприоцептивный), вестибулярный, слуховой, зритель­ный, тактильный.


^ Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности

Для выполнения четких целенаправленных движений необходимо непре­рывное поступление в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, о степени их сокращения, напряжения и расслабления, о позе тела, о поло­жении суставов и угла сгиба в них.

Вся эта информация передается от рецепторов сенсорных систем и особенно от рецепторов двигательной сенсорной системы, от так называе­мых проприорецепторов, которые расположены в мышечной ткани, фасциях, суставных сумках и сухожилиях.

От этих рецепторов по принципу обратной связи и по механизму реф­лекса в ЦНС поступает полная информация о выполнении данного двига­тельного действия и о сравнении ее с заданной программой.

Каждое даже самое простое движение нуждается в постоянной коррек­ции, которая и обеспечивается информацией, поступающей от проприорецепторов и от других сенсорных систем. При многократном повторении двигательного действия импульсы от рецепторов достигают двигательных центров в ЦНС, которые соответствующим образом меняют свою импульсацию, идущую к мышцам, с целью совершенствования разучиваемого движе­ния.

По такого рода сложному рефлекторному механизму происходит совер­шенствование двигательной деятельности.


^ Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек мо­жет осуществлять трудовую деятельность, общаться с другими людьми, создавать произведения искусства, заниматься спортом.

Двигательная функция поддерживает сохранение связей организма с внешней средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечиваю­щих управление- сложными по координации движениями, так и в результате развития физических качеств: силы, быстроты движений, выносливости. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, силы воздействия солнеч­ной и космической радиации.

Под влиянием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация к разнообразным стрессовым факторам благодаря совершенство­ванию соответствующего нейроэндокринного аппарата. 'Физические упражне­ния, активизируя нервные и гуморальные механизмы регуляции двигатель­ных функций, приводят к повышению устойчивости не только к двигательным нагрузкам, но и к любым сильнодействующим раздражителям.

Цели и задачи ОФП

Процесс, направленный на улучшение физической под­готовленности, называется физической подготовкой.

Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений челове­ка.

Физическую подготовку разделяют на общую (ОФП), специальную (СФП) и профессионально-прикладную (ППФП).

ОФП направлена на такое развитие вегетативных фукций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое является предпо­сылкой успешного выполнения различной работы.

Общая физическая подготовка спортсмена на­правлена на разностороннее развитие физических качеств спортсмена, так как они обуславливают успех спортивной дея­тельности.

Задачами ОФП являются:

1. Всестороннее развитие спортсмена, совершенствование физических способностей (качеств).

2. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстано­вительных процессов).

3. Улучшение психологической подготовки «закалка боевых качеств».

4. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.

Эта сторона подготовки спортсмена имеет, особенно на первоначальных этапах спортивного совершенствования, ряд аналогичных элементов содержания даже в крайне различных видах спорта. Она должна повышать общий уровень функцио­нальных возможностей организма путем воспитания работоспо­собности применительно к широкому кругу упражнений, разно­сторонне стимулировать развитие выносливости, силовых, скоро­стных и координационных способностей, систематически обога­щать фонд двигательных навыков и умений спортсмена.

В то же время наряду с указанными чертами общая фи­зическая подготовка при специализации в том или ином виде спорта имеет и вполне определенные особенности, которые вы­ражены тем больше, чем существеннее отличаются сравниваемые виды спорта своими требованиями к физическим способностям спортсмена. Дело в том, что общая физическая подготовка стро­ится с использованием закономерности переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия, выполняемые в состязаниях по данному виду спорта.

Перенос, вообще говоря, может быть как положитель­ным (когда подготовительные упражнение прямо или косвенно способствует повышению результативности в соревновательном упражнении), так и отрицательным (когда неадекватно подобран­ное подготовительное упражнение оказывает тормозящее влия­ние на результаты в избранном виде спорта). Естественно, что общую физическую подготовку в каждом виде спорта необходи­мо строить так, чтобы в полной мере использовался положитель­ный перенос и по возможности исключить или нивелировать опасность отрицательного переноса. Отсюда проистекают суще­ственные различия общей физической подготовки в каждом видеспорта, избранном для спещш, которые проявляются как составе применяемых средств, так и в методике их применения.

Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. К наиболее распространенным упражнениям, применяемым в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, относятся: кроссо­вый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнасти­ческие упражнения и спортивные игры. В программу ОФП часто включают также лыжный бег (для пловцов, гребцов, ватерполи­стов), греблю (для пловцов), езду на велосипеде (для конькобеж­цев и лыжников) и др.

Общая физическая подготовка специализирующихся в видах спорта типа единоборств и спортивных играх насыщена разнообразными упражнениями, комплексно развивающими фи­зические способности в сочетании с вариативными двигательны­ми навыками и умениями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера здесь широко используются упражнения, раз­вивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительным элементом силовых напряжений, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.

Содержание общей физической подготовки спортсмена существенно зависит от особенностей вида спорта, избранного для специализации. Иначе говоря, он специализируется примени­тельно к специфике данного вида спорта

29. Специальная физическая подготовка и ее виды

Процесс, направленный на улучшение физической под­готовленности, называется физической подготовкой.

Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений челове­ка.

СФП направлена на такое развитие вегетативных функций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое явяляется предпо­сылкой успешного выполнения конкретной работы.

Специальная физическая подготовка является специали­зированным развитием ОФП. Задачи ее, более узки и более спе­цифичны:

1. Совершенствование физических способностей, наиболее не­обходимых и характерных для данного вида спорта.

2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, ко­
торые наиболее необходимы для успешного технико-
тактического совершенствования в «своем» виде спорта.

Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, не­
сущих основную нагрузку при выполнении специализируе­мого упражнения.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также некоторые дополни­тельные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализи­руемого упражнения и, следовательно, направленные на специа­лизированное развитие основных «рабочих», групп мышц и ве­дущих функций.

Соотношение общей и специальной физической подго­товки, а также их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция при этом со­стоит в посменном возрастании удельного веса специальной под­готовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени, которое уделяется общей физической подготовке. На отдельных этапах возможны различные варианты соотношения этих видов подго­товки, в том числе и временное расширение объема общей физи­ческой подготовки, что зависит от конкретных особенностей ка­ждого очередного этапа спортивных достижений.

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного ста­жа, периода тренировки, решаемых задач.

Кроме тренировочных и соревновательных упражнений немаловажную роль в физической подготовке спортсмена играют дополнительные факторы повышения спортивной работоспособ­ности и оптимизации восстановительных процессов. Часть этих факторов используется для усиления тренировочных воздейст­вий, с тем, чтобы стимулировать рост спортивной работоспособ­ности.

Например, в последние годы все шире прибегают к тре­нировкам в горах в силу особенностей горных условий (умень­шенное содержание кислорода в атмосфере, повышенная солнеч­ная радиация), стимулируют ряд специфических адаптационных перестроек в организме, которые ведут, в частности, к увеличе­нию его аэробных возможностей. Поэтому адаптация к горным условиям полезна для спортсмена не только в тех случаях, когда предстоят соревнования в горах, но и для последующей трени­ровки и соревнований в равнинных условиях (особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости). Пребывание в горах используется и как фактор реабилитации (восстановления) функциональных возможностей организма спортсмена в период активного отдыха.

К числу дополнительных факторов повышения спортив­ной работоспособности и оптимизации восстановительных про­цессов относятся также витаминизация, специализированное пи­тание и ряд специализированных процедур (массаж, сауна, гид­ропроцедуры и т.п.)

30. Спортивная подготовка (цели, задачи)

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообраз использование

знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на

развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к

спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную

целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и

задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не

существует из-за естест перехода части тренирующихся из массового

спорта в «боль» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье,

улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально

высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной под­готовк

(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших

достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов,

тренирующихся и функциониру в сфере массового спорта и спорта высших

достижений.

Гибкость (понятие, виды)

Гибкость определяют как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают рациональные свойства двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга.

Термин гибкость более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. Применительно к отдельным суставам правильнее говорить подвижность.

Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц.

Под пассивной понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т п.

По способу проявления гибкость подразделяли на динамическую и статическую. Первая проявляется в движениях, вторая – в позах. Такая классификация позволяет определить, как гибкость, приобретенная с помощью статических упражнений, будет проявляться в динамических.

В соответствии с определением основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута.

Основными методами оценки гибкости служат простейшие упражнения – тесты. Приведем некоторые из них:

1. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед.

2. Подвижность в плечевом суставе. Выполняется выкрут в плечевых суставах. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкрутке: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Выполняется сед на шпагат. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до копчика чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. Для определения гибкости этого сустава также применяют сгибание, разгибание или отведение прямой ноги выше горизонтали. Упражнения удобно выполнять возле гимнастической стенки.

4. Подвижность в коленных и голеностопных суставах. Выполняется приседание с вытянутыми вперед руками. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы.

Величина последней должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Приостанавливают измерение пассивной гибкости, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого (в сантиметрах или градусах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Это преимущественно гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. Подобно тому, как гибкость делят на активную и пассивную, так и среди упражнений на растягивание различают активные и пассивные.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.

Пассивные упражнения на гибкость включают движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

В числе упражнений на гибкость следует назвать и статические упражнения, где с помощью партнера, собственной массы или силы требуется сохранить неподвижное положение с предельной амплитудой длительностью от 6 до 9 с.

Многие из упражнений на гибкость не имеют явной доминанты т.е. они являются как бы активно-пассивными (например, пружинящие движения в глубоком выпаде).

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуем проводить путем активных движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих захватов, покачиваний, взмахов с большой амплитудой. Полезны захваты руками и притягивание туловища к ногам и ног к туловищу. Во всех этих случаях целесообразно прибегать к помощи партнера. Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускать болевых ощущений, движения выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивать амплитуду движения и степень применения силы помощника.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и на расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, н и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки. К тому же эти двигательные качества можно формировать параллельно, так как они не дают отрицательного переноса. При планировании упражнений на гибкость методически важно определить оптимальные пропорции в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.

Оглавление

Оглавление. 1

1. Физкультура и спорт как социальные феномены общества. 3

2.Структура физической культуры. 3

3.Социальные функции физической культуры. 6

4.современное состояние физ-ры и спорта в РФ.. 8

5. Нормативно правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 9

6. Субъекты системы физкультурного движения в РФ.. 10

7. Органы государственной власти РФ в области физической культуры и спорта. 11

8. Олимпийский комитет РФ.. 12

9. Основы профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 13

10. Профессиональная направленность физической культуры и спорта. 13

11. Физическая культура в общекультурной подготовке студентов. 15

12. Организм человека как сложная биологическая система. 15

13. Рефлекторная природа двигательной активности. Образование двигательного навыка 16

14. Утомление при физической и умственной работе. 18

15. Физиологическая характеристика восстановления. 19

16. Воздействие физической тренировки на обмен веществ, кровь, кровеносную систему и сердечно-сосудистую систему. 20

17. Физическая тренировка и функции дыхания. 21

18. Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат. 22

19. Роль физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к различным видам деятельности. 22

20. « Срочная» адаптация организма при занятиях физическими упражениями. 23

21. Двигательная активность и ее влияние на здоровье и работоспособность. 24

22. Методические принципы физического воспитания. 25

23. Метод строгорегламентированного упражнения в физическом воспитании. 27

24. Игровой метод как метод физического воспитания. 27

25. Использование соревновательного метода в физическом воспитании. 27

26. Использование словесных и сенсорных методов в физическом воспитании. 28

27. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания 29

28. Цели и задачи ОФП.. 29

29. Специальная физическая подготовка и ее виды.. 30

30. Спортивная подготовка (цели, задачи) 31

31. Структура подготовленности спортсменов. 32

32. Физическая подготовленность спортсменов. 33

33. Техническая подготовленность спортсменов. 33

34. Психологическая подготовленность спортсменов. 35

35. Тактическая подготовленность спортсменов. 35

36. Силовые способности (понятие, виды) 35

37. Воспитание силы (средства, методы, методические приемы) 36

38. Скоростные способности (понятие, виды) 36

39. Воспитание скоростных способностей (средства, методы) 37

40. Координационные способности (понятие, виды) 38

41. Воспитание координационных способностей (средства, методы) 38

42. Гибкость (понятие, виды) 41

43. Воспитание гибкости (средства, методы) 43

44. Выносливость (понятие, виды) 43

45. Воспитание выносливости (средства, методы) 44

46. Урочные формы занятий физическими упражнениями. 44

47. Неурочные формы занятий физическими занятиями. 45

48. Характеристики физических упражнений. 45

49. Энерготраты при физических нагрузках разной интенсивности. 46

50. Интенсивность физических нагрузок. 47

Физкультура и спорт как социальные феномены общества.

Физическая культура — органическая часть общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, сред­ство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полу­ченные в виде задатков, которые передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и ок­ружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах само­выражения личности через социально активную полезную деятель­ность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двига­тельную деятельность в форме физических упражнений, позволяю­щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физи­ческие способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспо­собность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди­цинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произ­ведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы фи­зических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение че­ловека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступ­ления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физи­ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме­ний и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив­ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз­витие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для об­щества и личности. В социальной жизни в системе образования, вос­питания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образо­вательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значе­ние, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис­пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес­кой культуры.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стре­мится расширить границы своих, возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью.

2.Структура физической культуры.

Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. Под структурой явления понимают, во-первых, состав его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, связи и отношения между этими компонентами, их внутреннюю организацию, упорядоченность.

Физическая культура, являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разделы, компоненты, виды и формы. Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделяет физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию.

Л.П. Матвеев (1983) подразделяет физическую культуру на базовую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру. При этом Л.П. Матвеев не определяет классификационный признак (критерий) такого подразделения, а разделение на виды проводит в соответствие с наиболее общими решаемыми ими задачами (специфической направленностью в процессе использования). Каждый из выделенных видов физической культуры либо обеспечивает что-то (например, специальную физическую подготовленность к трудовой деятельности), либо способствует чему-либо (например, восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний или травм).

Рассматривая структуру физической культуры, В.М. Выдрин отмечает, что она сформировалась исторически и критериями выделения видов (компонентов) являются потребности общества и личности. К числу наиболее общих потребностей общества он относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости.

Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин предполагает, что у каждого индивидуума существует потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии.

Позднее М.Я. Виленский (1996) выявил, что формулировка потребности личности в собственном всестороннем, гармоничном развитии и укреплении здоровья не выступает в качестве действенного мотиватора - важно говорить о мотивах, побуждающих личность к физкультурной деятельности. Мотивами к занятиям физической культурой могут быть: перспективы профессионального роста и мобильности, материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, повышение социального статуса, повышение самооценки, самосовершеностование и др.

Остановимся подробнее на компонентах физической культуры, выделенных Л.П. Матвеевым.

Базовая физическая культурасоставляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физиче

Наши рекомендации