Физкультура и спорт как социальные феномены общества.
Оглавление
Оглавление. 1
1. Физкультура и спорт как социальные феномены общества. 3
2.Структура физической культуры. 3
3.Социальные функции физической культуры. 6
4.современное состояние физ-ры и спорта в РФ.. 8
5. Нормативно правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 9
6. Субъекты системы физкультурного движения в РФ.. 10
7. Органы государственной власти РФ в области физической культуры и спорта. 11
8. Олимпийский комитет РФ.. 12
9. Основы профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 13
10. Профессиональная направленность физической культуры и спорта. 13
11. Физическая культура в общекультурной подготовке студентов. 15
12. Организм человека как сложная биологическая система. 15
13. Рефлекторная природа двигательной активности. Образование двигательного навыка 16
14. Утомление при физической и умственной работе. 18
15. Физиологическая характеристика восстановления. 19
16. Воздействие физической тренировки на обмен веществ, кровь, кровеносную систему и сердечно-сосудистую систему. 20
17. Физическая тренировка и функции дыхания. 21
18. Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат. 22
19. Роль физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к различным видам деятельности. 22
20. « Срочная» адаптация организма при занятиях физическими упражениями. 23
21. Двигательная активность и ее влияние на здоровье и работоспособность. 24
22. Методические принципы физического воспитания. 25
23. Метод строгорегламентированного упражнения в физическом воспитании. 27
24. Игровой метод как метод физического воспитания. 27
25. Использование соревновательного метода в физическом воспитании. 27
26. Использование словесных и сенсорных методов в физическом воспитании. 28
27. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания 29
28. Цели и задачи ОФП.. 29
29. Специальная физическая подготовка и ее виды.. 30
30. Спортивная подготовка (цели, задачи) 31
31. Структура подготовленности спортсменов. 32
32. Физическая подготовленность спортсменов. 33
33. Техническая подготовленность спортсменов. 33
34. Психологическая подготовленность спортсменов. 35
35. Тактическая подготовленность спортсменов. 35
36. Силовые способности (понятие, виды) 35
37. Воспитание силы (средства, методы, методические приемы) 36
38. Скоростные способности (понятие, виды) 36
39. Воспитание скоростных способностей (средства, методы) 37
40. Координационные способности (понятие, виды) 38
41. Воспитание координационных способностей (средства, методы) 38
42. Гибкость (понятие, виды) 41
43. Воспитание гибкости (средства, методы) 43
44. Выносливость (понятие, виды) 43
45. Воспитание выносливости (средства, методы) 44
46. Урочные формы занятий физическими упражнениями. 44
47. Неурочные формы занятий физическими занятиями. 45
48. Характеристики физических упражнений. 45
49. Энерготраты при физических нагрузках разной интенсивности. 46
50. Интенсивность физических нагрузок. 47
Олимпийский комитет РФ
Олимпийский комитет России (полное наименование — Общероссийский союз физкультурно-спортивных объединений «Олимпийский комитет России», сокращённое — Олимпийский комитет России и ОКР, полное наименование на английском языке: Russian Olympic Committee, сокращенное наименование на английском языке: ROC) — организация, представляющая страну в международном Олимпийском движении. Без признания НОК Международным олимпийским комитетом (МОК) национальные команды не допускаются к Олимпийским играм. Российский Олимпийский комитет создан в 1911 и воссоздан в 1991 (в 1951—1991 функционировал НОК СССР).
Олимпийский комитет России является общероссийским союзом физкультурно—спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. ОКР представляет собой самостоятельное, добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанное Международным олимпийским комитетом (МОК). ОКР действует без ограничения срока полномочий и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами Российской Федерации, Олимпийской хартией и Уставом.
ОКР является частью олимпийского движения, строит свою работу в соответствии с Олимпийской хартией МОК, подчиняется решениям Международного олимпийского комитета, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых МОК или под его эгидой.
Рефлекторная природа двигательной активности. Образование двигательного навыка
Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка.
^ Рефлекторная природа двигательной деятельности
Нервная система действует по принципу рефлекса. Рефлекс - это реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды, осуществляемая при посредстве ЦНС. Биологическая сущность рефлекса - в приспособлении организма к изменениям во внешней и внутренней среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды.
Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.
Рефлекторная дуга - путь, по которому распространяется возбуждение, - состоит из трех частей: афферентной (воспринимающей прибор и центростремительный нерв), центральной (участок ЦНС) и эфферентной (проводящей нервный путь к действующему органу). Эти части дуги могут быть простыми, состоящими из одной лишь нервной клетки, но могут быть и очень сложными, особенно центральная часть, которая может включать в себя много миллионов и даже сотен миллионов клеток (нейронов).
Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами.
Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной системе, в ее структуре, в связях между нервными клетками, называют безусловными рефлексами. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения. У человека и у высших животных в основу поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые в процессе жизнедеятельности на основе безусловных рефлексов.
^ Образование двигательного навыка
Двигательный навык - форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих систематических упражнений.
Формирование двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.
^ Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В этой фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координированы и неточны.
Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно.
В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется деятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружающую обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный навык отличается высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений.
Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий.
В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный (проприоцептивный), вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.
^ Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности
Для выполнения четких целенаправленных движений необходимо непрерывное поступление в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, о степени их сокращения, напряжения и расслабления, о позе тела, о положении суставов и угла сгиба в них.
Вся эта информация передается от рецепторов сенсорных систем и особенно от рецепторов двигательной сенсорной системы, от так называемых проприорецепторов, которые расположены в мышечной ткани, фасциях, суставных сумках и сухожилиях.
От этих рецепторов по принципу обратной связи и по механизму рефлекса в ЦНС поступает полная информация о выполнении данного двигательного действия и о сравнении ее с заданной программой.
Каждое даже самое простое движение нуждается в постоянной коррекции, которая и обеспечивается информацией, поступающей от проприорецепторов и от других сенсорных систем. При многократном повторении двигательного действия импульсы от рецепторов достигают двигательных центров в ЦНС, которые соответствующим образом меняют свою импульсацию, идущую к мышцам, с целью совершенствования разучиваемого движения.
По такого рода сложному рефлекторному механизму происходит совершенствование двигательной деятельности.
^ Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаться с другими людьми, создавать произведения искусства, заниматься спортом.
Двигательная функция поддерживает сохранение связей организма с внешней средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление- сложными по координации движениями, так и в результате развития физических качеств: силы, быстроты движений, выносливости. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, силы воздействия солнечной и космической радиации.
Под влиянием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация к разнообразным стрессовым факторам благодаря совершенствованию соответствующего нейроэндокринного аппарата. 'Физические упражнения, активизируя нервные и гуморальные механизмы регуляции двигательных функций, приводят к повышению устойчивости не только к двигательным нагрузкам, но и к любым сильнодействующим раздражителям.
Цели и задачи ОФП
Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.
Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений человека.
Физическую подготовку разделяют на общую (ОФП), специальную (СФП) и профессионально-прикладную (ППФП).
ОФП направлена на такое развитие вегетативных фукций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое является предпосылкой успешного выполнения различной работы.
Общая физическая подготовка спортсмена направлена на разностороннее развитие физических качеств спортсмена, так как они обуславливают успех спортивной деятельности.
Задачами ОФП являются:
1. Всестороннее развитие спортсмена, совершенствование физических способностей (качеств).
2. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов).
3. Улучшение психологической подготовки «закалка боевых качеств».
4. Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.
Эта сторона подготовки спортсмена имеет, особенно на первоначальных этапах спортивного совершенствования, ряд аналогичных элементов содержания даже в крайне различных видах спорта. Она должна повышать общий уровень функциональных возможностей организма путем воспитания работоспособности применительно к широкому кругу упражнений, разносторонне стимулировать развитие выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей, систематически обогащать фонд двигательных навыков и умений спортсмена.
В то же время наряду с указанными чертами общая физическая подготовка при специализации в том или ином виде спорта имеет и вполне определенные особенности, которые выражены тем больше, чем существеннее отличаются сравниваемые виды спорта своими требованиями к физическим способностям спортсмена. Дело в том, что общая физическая подготовка строится с использованием закономерности переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия, выполняемые в состязаниях по данному виду спорта.
Перенос, вообще говоря, может быть как положительным (когда подготовительные упражнение прямо или косвенно способствует повышению результативности в соревновательном упражнении), так и отрицательным (когда неадекватно подобранное подготовительное упражнение оказывает тормозящее влияние на результаты в избранном виде спорта). Естественно, что общую физическую подготовку в каждом виде спорта необходимо строить так, чтобы в полной мере использовался положительный перенос и по возможности исключить или нивелировать опасность отрицательного переноса. Отсюда проистекают существенные различия общей физической подготовки в каждом видеспорта, избранном для спещш, которые проявляются как составе применяемых средств, так и в методике их применения.
Основными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. К наиболее распространенным упражнениям, применяемым в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, относятся: кроссовый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. В программу ОФП часто включают также лыжный бег (для пловцов, гребцов, ватерполистов), греблю (для пловцов), езду на велосипеде (для конькобежцев и лыжников) и др.
Общая физическая подготовка специализирующихся в видах спорта типа единоборств и спортивных играх насыщена разнообразными упражнениями, комплексно развивающими физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и умениями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера здесь широко используются упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительным элементом силовых напряжений, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.
Содержание общей физической подготовки спортсмена существенно зависит от особенностей вида спорта, избранного для специализации. Иначе говоря, он специализируется применительно к специфике данного вида спорта
29. Специальная физическая подготовка и ее виды
Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой.
Таким образом, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных представлений человека.
СФП направлена на такое развитие вегетативных функций организма, двигательных способностей, форм тела и овладение двигательными навыками, которое явяляется предпосылкой успешного выполнения конкретной работы.
Специальная физическая подготовка является специализированным развитием ОФП. Задачи ее, более узки и более специфичны:
1. Совершенствование физических способностей, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта.
2. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, ко
торые наиболее необходимы для успешного технико-
тактического совершенствования в «своем» виде спорта.
Избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, не
сущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения.
Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения «своего» вида спорта, а также некоторые дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения и, следовательно, направленные на специализированное развитие основных «рабочих», групп мышц и ведущих функций.
Соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция при этом состоит в посменном возрастании удельного веса специальной подготовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени, которое уделяется общей физической подготовке. На отдельных этапах возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема общей физической подготовки, что зависит от конкретных особенностей каждого очередного этапа спортивных достижений.
Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировки, решаемых задач.
Кроме тренировочных и соревновательных упражнений немаловажную роль в физической подготовке спортсмена играют дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов. Часть этих факторов используется для усиления тренировочных воздействий, с тем, чтобы стимулировать рост спортивной работоспособности.
Например, в последние годы все шире прибегают к тренировкам в горах в силу особенностей горных условий (уменьшенное содержание кислорода в атмосфере, повышенная солнечная радиация), стимулируют ряд специфических адаптационных перестроек в организме, которые ведут, в частности, к увеличению его аэробных возможностей. Поэтому адаптация к горным условиям полезна для спортсмена не только в тех случаях, когда предстоят соревнования в горах, но и для последующей тренировки и соревнований в равнинных условиях (особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости). Пребывание в горах используется и как фактор реабилитации (восстановления) функциональных возможностей организма спортсмена в период активного отдыха.
К числу дополнительных факторов повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов относятся также витаминизация, специализированное питание и ряд специализированных процедур (массаж, сауна, гидропроцедуры и т.п.)
30. Спортивная подготовка (цели, задачи)
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообраз использование
знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на
развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к
спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную
целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и
задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не
существует из-за естест перехода части тренирующихся из массового
спорта в «боль» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье,
улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально
высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовк
(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших
достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов,
тренирующихся и функциониру в сфере массового спорта и спорта высших
достижений.
Гибкость (понятие, виды)
Гибкость определяют как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают рациональные свойства двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга.
Термин гибкость более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. Применительно к отдельным суставам правильнее говорить подвижность.
Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.
При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц.
Под пассивной понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т п.
По способу проявления гибкость подразделяли на динамическую и статическую. Первая проявляется в движениях, вторая – в позах. Такая классификация позволяет определить, как гибкость, приобретенная с помощью статических упражнений, будет проявляться в динамических.
В соответствии с определением основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута.
Основными методами оценки гибкости служат простейшие упражнения – тесты. Приведем некоторые из них:
1. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед.
2. Подвижность в плечевом суставе. Выполняется выкрут в плечевых суставах. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкрутке: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот.
3. Подвижность в тазобедренном суставе. Выполняется сед на шпагат. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до копчика чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. Для определения гибкости этого сустава также применяют сгибание, разгибание или отведение прямой ноги выше горизонтали. Упражнения удобно выполнять возле гимнастической стенки.
4. Подвижность в коленных и голеностопных суставах. Выполняется приседание с вытянутыми вперед руками. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы.
Величина последней должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Приостанавливают измерение пассивной гибкости, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.
Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого (в сантиметрах или градусах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Это преимущественно гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. Подобно тому, как гибкость делят на активную и пассивную, так и среди упражнений на растягивание различают активные и пассивные.
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.
Пассивные упражнения на гибкость включают движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).
В числе упражнений на гибкость следует назвать и статические упражнения, где с помощью партнера, собственной массы или силы требуется сохранить неподвижное положение с предельной амплитудой длительностью от 6 до 9 с.
Многие из упражнений на гибкость не имеют явной доминанты т.е. они являются как бы активно-пассивными (например, пружинящие движения в глубоком выпаде).
Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуем проводить путем активных движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих захватов, покачиваний, взмахов с большой амплитудой. Полезны захваты руками и притягивание туловища к ногам и ног к туловищу. Во всех этих случаях целесообразно прибегать к помощи партнера. Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускать болевых ощущений, движения выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивать амплитуду движения и степень применения силы помощника.
Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и на расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, н и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки. К тому же эти двигательные качества можно формировать параллельно, так как они не дают отрицательного переноса. При планировании упражнений на гибкость методически важно определить оптимальные пропорции в использовании этих упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.
Оглавление
Оглавление. 1
1. Физкультура и спорт как социальные феномены общества. 3
2.Структура физической культуры. 3
3.Социальные функции физической культуры. 6
4.современное состояние физ-ры и спорта в РФ.. 8
5. Нормативно правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 9
6. Субъекты системы физкультурного движения в РФ.. 10
7. Органы государственной власти РФ в области физической культуры и спорта. 11
8. Олимпийский комитет РФ.. 12
9. Основы профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта в РФ 13
10. Профессиональная направленность физической культуры и спорта. 13
11. Физическая культура в общекультурной подготовке студентов. 15
12. Организм человека как сложная биологическая система. 15
13. Рефлекторная природа двигательной активности. Образование двигательного навыка 16
14. Утомление при физической и умственной работе. 18
15. Физиологическая характеристика восстановления. 19
16. Воздействие физической тренировки на обмен веществ, кровь, кровеносную систему и сердечно-сосудистую систему. 20
17. Физическая тренировка и функции дыхания. 21
18. Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат. 22
19. Роль физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к различным видам деятельности. 22
20. « Срочная» адаптация организма при занятиях физическими упражениями. 23
21. Двигательная активность и ее влияние на здоровье и работоспособность. 24
22. Методические принципы физического воспитания. 25
23. Метод строгорегламентированного упражнения в физическом воспитании. 27
24. Игровой метод как метод физического воспитания. 27
25. Использование соревновательного метода в физическом воспитании. 27
26. Использование словесных и сенсорных методов в физическом воспитании. 28
27. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания 29
28. Цели и задачи ОФП.. 29
29. Специальная физическая подготовка и ее виды.. 30
30. Спортивная подготовка (цели, задачи) 31
31. Структура подготовленности спортсменов. 32
32. Физическая подготовленность спортсменов. 33
33. Техническая подготовленность спортсменов. 33
34. Психологическая подготовленность спортсменов. 35
35. Тактическая подготовленность спортсменов. 35
36. Силовые способности (понятие, виды) 35
37. Воспитание силы (средства, методы, методические приемы) 36
38. Скоростные способности (понятие, виды) 36
39. Воспитание скоростных способностей (средства, методы) 37
40. Координационные способности (понятие, виды) 38
41. Воспитание координационных способностей (средства, методы) 38
42. Гибкость (понятие, виды) 41
43. Воспитание гибкости (средства, методы) 43
44. Выносливость (понятие, виды) 43
45. Воспитание выносливости (средства, методы) 44
46. Урочные формы занятий физическими упражнениями. 44
47. Неурочные формы занятий физическими занятиями. 45
48. Характеристики физических упражнений. 45
49. Энерготраты при физических нагрузках разной интенсивности. 46
50. Интенсивность физических нагрузок. 47
Физкультура и спорт как социальные феномены общества.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих, возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
2.Структура физической культуры.
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. Под структурой явления понимают, во-первых, состав его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, связи и отношения между этими компонентами, их внутреннюю организацию, упорядоченность.
Физическая культура, являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру. В ней выделяют различные разделы, компоненты, виды и формы. Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделяет физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию.
Л.П. Матвеев (1983) подразделяет физическую культуру на базовую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру. При этом Л.П. Матвеев не определяет классификационный признак (критерий) такого подразделения, а разделение на виды проводит в соответствие с наиболее общими решаемыми ими задачами (специфической направленностью в процессе использования). Каждый из выделенных видов физической культуры либо обеспечивает что-то (например, специальную физическую подготовленность к трудовой деятельности), либо способствует чему-либо (например, восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний или травм).
Рассматривая структуру физической культуры, В.М. Выдрин отмечает, что она сформировалась исторически и критериями выделения видов (компонентов) являются потребности общества и личности. К числу наиболее общих потребностей общества он относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости.
Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин предполагает, что у каждого индивидуума существует потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии.
Позднее М.Я. Виленский (1996) выявил, что формулировка потребности личности в собственном всестороннем, гармоничном развитии и укреплении здоровья не выступает в качестве действенного мотиватора - важно говорить о мотивах, побуждающих личность к физкультурной деятельности. Мотивами к занятиям физической культурой могут быть: перспективы профессионального роста и мобильности, материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, повышение социального статуса, повышение самооценки, самосовершеностование и др.
Остановимся подробнее на компонентах физической культуры, выделенных Л.П. Матвеевым.
Базовая физическая культурасоставляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.
Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физиче