Этапы развития теории физич.к.
Средства развития скоростных способностей.
Направления в методике развития быстроты: целостное совершенствование быстроты и аналитическое совершенствование факторов, от кот. она зависит.
при подборе ср-в развития быстроты необходимо учитывать: *специфику разновидности быстроты, структуры и условий выполнения движений; *развивать быстроту в комплексном сочетании с др. качествами; * применять разнообразные средства.
Общее требован. к упражнен. для развития быстроты - возможность их выполнения с околопредельной и предельной скоростью.
Для избирательного развития быстроты двигател.реакций следует применять упражнен. в срочном повторном реагировании на раздражители в условиях. кот.моделируют реальную двигател. деят-ть.
Для комплексного развития двиг.реакций в сочитан. с др. видами быстроты эфетивными явл.подвижные и спорт. игры по упращ. правилам на меньш. по размеру площадках.
Для развития быстроты ациклических одиночных движений примен.упражнен., в кот. необходимо улучшить быстроту (предел., большой скор., в стандарт., усложнен.условиях).
Для увелич. частоты циклич. движений применяют упражнен., в кот. необходимо развивать быстроту, но с различными вариациями скорости. темпа, услов. выполнения движен.
(по песку. по рельефной местности, эстафеты).
Понятие об утомлении, разновидности выносливости.
Утомлнеие.- временное снижение работоспособности, вызванное
интенсивной или продолжительной работой. В зависимости от природы и характеристики нагрузки выделяют 4 типа: умственная, эмоциональная, сенсорное, физическое. В зависим. от объема мышечных групп 3 вида: локальное, региональное, тотальное. Фазы развития утомления: 1) компенсированное утомления 2)декомпенсированное 3)полное.
Выносливость-способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Виды: общая, скоростная, силовая. Специальная выносливость-способность к эффективной работе и преодоление утомления в условиях, определ.требован. конкретного вида деятельности.
23.Факторы, обуславливающие выносливость чел: 1)структура мышц 2)внутримышечная координация 3) производ. работы сердечно-сосудистых, дыхательных систем 4)запасы энерго матер. в организме 5) уров.развития других физических способностей6) тактич. экономич. двигател. деятельн.
24. Возрастная динамики развития выносливости. У мальч. общая выносл., высокий тмп прироста 8,10,11,12, 14, 15 л. В 15,16 л. темпы выносливости снижаются. Скоростная выносливость-высокий темп прироста13,14,15,16, сред.темп прироста 11-13, низкий темп 9-11. У девочек общая выносливость, высокий темп в 10-13, низкий темп-13-15, средний темп 15-17 л.
25. Средства развития выносливости. Требования для развития общей выносливости: 1) относительно простая техника выполнения 2) активное функционирование большенства скелетных мышц 3) повышенная активность функциональных систем 4) возможность дозирования и регулирования тренировочной нагрузки 5) возможность продолжения выполнения. Для развития скоростной выносливости применяются циклич. упр., спортивные и высоко подвижные игры
Разновидности
координационных способностей. Координация-способность человека рационально согласовывать движения тела при решении конкретных двигательных задач. Разновидности координационных способностей: 1) способность к дифференцирования различных параметров движения (временных, пространственных, силовых), обуславливающие точностью двигательных ощущений и восприятия, дополняемые слуховыми и зрительными. 2)способность к ориентации в пространстве:определенные умения человека оперативно оценить слож.ситуацию, относительно пространственных условий и отреагировать на ее рациональные действия. 3)способность к равновесию: статистическое, динамическое. 4)тонкое мышечное чувство: способность быстро активизировать необходимое количество мышц и обеспечить оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-онтогинистов. 5)способность к соединению движ., выполнение рациональных действий разными частями ела как одновременно, так и соединение их в произвольном порядке6)способность к перестраиванию движений 7) способность к выполнению времени двигат.реакций.
27.Факторы, обуславливающие проявление координационных способностей.Ур. развития координ. обуславливается целым уровнем .физиологических качеств:1) физическое состояние сенсарных систем, наличие образования
динамических,волевых,пространственных характеристик движения собственного тела и разных его частей в сложных взаимодействиях. 2) возможность запоминать движения и воссоздавать их 3)понимать поставленную двигательную задачу 4) способность к формированию плана и конкретного способа движения поставленной задачи.
28.Возрастная динамика развития координац.способностей. С 6-7 лет до 10-12 высокий темп, в подростковом ухудшается, к 17-18 улучшается, потом стабилизируется, с 40-50 л. начинает ухудшатся. У одарен-х детей координ-я не уступ-т взрослым, но это нельзя сказатььпро силу быстроту и выносл-ть. Напр-р у 7-лет-х детей встреч-е равновесее и коорди-я взрослых.
29. Средства развития координационных способностей. Применяются упр.которые должны соответствовать следующим условиям:1)иметь необходимую координационную сложность 2)содержать элементы новизны, необычности 3)отличатся большим многообразием форм движения и необычным решением двигательных задач 4) включать задания по регулированию и самооценки различных параметров, движ.,путем активизации работы отдельных анализаторов.
30. разновидности гибкости. Гибкость –комплекс морфол-х св-в опорно-двиг аппараты, опред-т подвижность отд-х звеньев чел-го тела относительно др др-а. Различают гибкость: 1-активная гиб-ть –это максимально возм-ная амплитуда движения которую может прояв-ть чел в опред-м суставе без помощи посторонних. 2-пассивная гибкость – максим-но возм-ная амплит-да движ в орпед-м суставе которую чел способен прояв-ть с помощью внеш сил. 3-общая гиб-ть – это подвиж-ть во всех суставах тела, позвол-т вып-ть движ-я с макс-ой амплитудой. 4-специальная гибкость-значительная/предельная подвиж-ть отд-х суставов она соот-т конкрет-у виду деят-ти. Хорошо развитая гибкость это эфф-ное овладение техникой физ-х упр-ний. Недостаточ-я гиб-ть –отриц-но влияет на эфф-ть овлад-я физупр-ми. Для нормальной жизнедеят-ти чел необх-мо подвиж-ть суставов позвоночника, плечевыз и тазобедр-х.
Этапы развития теории физич.к.
1-люди в результате повседневной деят-ти получали эмпирич.знания о влиянии двигат. действий на орг-м. 2-создание первых методик по физич.воспитанию и охватывает периоды рабовладельч.госуд-в. создание методик происходило на основании опыта накопленного педагогами,врачами,философами. 3-развитие частных методик обучения тому или иному двигательн.умению. 4-созд.научной и учебной дисциплины в России конец 19.века до 1917г.болшой вклад внесли:Лесгафт,Демени. 5-изучение биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования. 6-спрос населения на развлечения и оздоровления.открытие физкульт-оздоровит.групп на коммерч.основе.
11.функции и принципы ФК. как соц.явления:общекультурные ценности(общеобразоват,воспитательн,нормативные,преобразовательн,познавательн, коммуникативную,культурные); специфические(общефизич.развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста,пола,физич.подготовка людей к трудов.деят-ти, и защите Родины;удовлетворен. потребностей людей т.е.игры,активный отдых); частные функции(функции компонентов физич.культуры). принципы: всестороннего гармоничного развития личности, взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельн,оздоровительная направленность.
12.понятие о физич.способностях: это комплекс морфологических и психофизиологических свой-в чел.отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деят-ти и обеспечивающ. эффективн-ть ее выполнения. Факторы влияющие на уровень развития физич.кач-в:средовые(условия жизни,климат, география),наследственные(анатомич,физиологич,психич особенности чел). важное значение имеют средовые и врожденные факторы. Физич. кач-ва: сила, быстрота, выносливость,гибкость,координация.
13.разновидности силовых способностей:сила-способность преодолевать определенное сопротивление или противодейств.ему за счет напряжения мышц. Собственно-силов.кач-ва: абсолютная сила челов.-способность преодолевать наибольшее сопротивление, относительная сила-кол-во абсолютной силы чел.кот.приходится на 1кг. массы его тела. Скоростно-силов.кач-ва: скоростная сила-способн. чел. с возможно большей скоростью преодолев. умеренное сопротивление, взрывная сила-способн.чел.проявить наибольшее усилие за наименьшее время. Силовая выносливость-способн.чео.преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течении длит.времени с наибольшей эффективностью. Статическая сила-мышцы напрягаются а перемещение тела отсутствует. Динамическая сила-преодоление сопротивления сопровожд.перемещением тела-поднимание отягощения.
14.режимы работы мышц:удерживающая работа мышц-выполн.вследствии напряж. мыщц без изменения их длины(удержание штанги,гантели), преодолевающая работа- выполн.вследствии уменьшения длины мышц при их напряжении(сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях). Уступающая работа- выполн.вследствии увелечения длины напряженной мышцы(силы действующ.по ходу движения). Комбинированная работа-сост.из поочередного включения всех режимов работы мышц.
15. факторы обуславливающ. проявление силовых способн: внешние ф:величина сопротивления,длина рычагов, погодно-климатич.условия,суточная и годовая переодика. Внутренние факторы: структура мышц, мышечная масса, внутримышечная и межмышечная координация, реактивность мышц, мощность энергоисточников.
16.возрастная динамика естественного развития силы:прогрессивное развитие-до25-30лет. От 9-10до16-17-высокие темпы прироста абсолютной мышечной силы. 10-11лет-относительная сила. 12-13лет она стабилизируется или даже снижается.повторное возрастание 15-17лет. скоростно-силовые качества высокие темпы прироста у девочек в 10-11лет у мальчиков 10-11 и 13-15лет.силовая выносливость высокие темпы прироста в 13-18лет. средние темпы ее прироста наблюдаются в детском возрасте и начале подросткового.
17. средства развития силовых способностей:упражнения с внешним сопротивлением:с отягощением(штангой, гантелями, гирями),упр.с сопротивлением упругих предметов(жгутов),упр. в преодолении сопротивления партнера(элемент соревнования),упр.в преодолении сопротивления внешней среды(бег по песку,воде,снегу). Упражнения с преодолением веса собственного тела: гимнастические силовые упр.(подтягивание,приседания),легкоатлетические прыжковые упр, упр.в преодолении препятствий(лазание по канату). Упр.в самосопротивлении (растяжение рук сомкнутых в замок перед грудью,взаимное давление ладоней). Упр.с комбинированным отягощением (прыжки с оптимальным отягощением тела дополнит.массой оказыв.содействие эффективн.развитию взрывной силы в отталкивании опоры). Изометрические упр: упр.в пассивном напряжении мышц(удержание груза на спине), упр.в активном напряжении мышц(попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса).
18. разновидности скоростных способностей:быстрота-комплекс св-в челов,обеспечив.выполнение двигат.действий в минимальный для данных условиях отрезок времени. Виды:двигательная реакция-процесс начинающ.с восприятия информации кот.побуждает к действию и заканчив.в момент начала движения. Простая двигат.реакция-ответ на внезапно появл.сигнал. сложная реакция- реакция на движущийся объект-способн.челов.реагироватьна перемещения объектов в условиях дефицита времени и пространства. Реакция выбора-способн.челов.наиболее быстро осуществл.выбор адекватного ответа в условиях дефицита времени и пространства. Быстрота одиночного движения-способн.челов.с высокой скоростью выполн.отд.двигат. акты. Частота движений-способн.челов.выполнять движения в максимальном темпе в единицу времени.
19.факторы обуславливающ. проявление скоростных способностей:структура мышц,внутримышечная и межмышечная координация, подвижность нервных процессов и уровень нервно-мышечной координации, уровень развития скоростно-силовых кач-в и гибкости,интенсивность волевых усилий. Возрастная динамика естественного развития скоростных способностей:прогрессивное-у девушек до 14-15лет и до 15-16 у юношей. В дальнейшем скорость целостных движений у девушек ухудшается а у юношей очень медленно возрастает до 17-18 лет и потом стабилизируется.
20. Возраст-я динамика естес-го развития быстроты. Прогрессивное развитие быстроты набл-ся: у дев 14-15, у юн 15-16. В дальнейшем у дев –ухудшается, у юн- возрастает до 17-18 лет, а потом стабилиз-ся. Это не значит что после 15-16 лет невозможно добиться хороших резулт, просто необх-ы спец-е тренировки.