I - IV курсов всех специальностей

Брянск 2002

ББК 75я73

Б 77

Рецензенты:

Н. И. Дорощепко - зав. кафедрой спортдисциплин БГУ;

доцент, кандидат педагогических наук;

В. И. Нюхип-зав. кафедрой физвоспитания БГИТА;

доцент, кандидат педагогических наук.

Б 77

Бойко Е.С., Грачев Ю.С.,КиреевЮ.В. Физическая культура: Те­оретический раздел. Цикл лекций для студентов I-IV курсов всех специальностей: Учебное пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 232 с.

ISBN 5-88543-093-4

Материал учебного пособия включает систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и соци­альных процессов функционирования физической культуры, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и професси­онального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокуль­турной деятельности.

Предназначено для студентов неспециальных факультетов, изучающих обязательный курс федерального компонента цикла общегуманитарных и социальных дисциплин в государственном общеобразовательном стан­дарте высшего профессионального образования - "Физическая культу­ра", а также может быть полезно профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам университетов, активно формирующим средства­ми физической культуры свой личный здоровый образ жизни.

ББК 75я73

ISBN 5-88543-093-4 © Издательство БГУ, 2002

ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ КУРСА

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование фи­зической культуры личности и способности направленного использования разно­образных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и ук­репления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ КУРСА

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической куль­туре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенство­вание и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со­хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств лич­ности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготов­ленности, определяющей психофизическую способность студента к буду­щей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В ходе реализации примерной учебной программы "Физическая культура", при Условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объёме 408 ч., должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент):

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке сту­дентов. Её социально-биологической основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федера­ции о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

- основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

- общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспи­тания;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

В свою очередь указанный обязательный минимум содержания образователь­ной программы учебной дисциплины "Физическая культура" позволяет опреде­лить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения по данной учебной дисциплине:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке спе­циалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть си­стемой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических спо­собностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятель­ности для повышения своих функциональных и двигательных возможнос­тей, для достижения жизненных личных и профессиональных целей.

МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ

СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" состав­лена с учётом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объём и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Феде­рации" от 29.04.99 № 80-ФЗ;

- приказ Минобразования России "Об утверждении государственных обра­зовательных стандартов высшего профессионального образования" от 02.03.2000 № 686;

- приказ Минобразования России "Об организации процесса физического

воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и выс­шего профессионального образования" от01.12.99 № 1025;

- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспи­тания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особен­но, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных выше­указанных приказах Минобразования России.

В высших учебных заведениях "Физическая культура" представлена как учеб­ная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональ­ной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культу­ра" входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и со­циально-экономические дисциплины".

Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наибо­лее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физическо­го воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: со­знательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано всё содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине "Физическая куль­тура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенство­ванием функциональных систем организма молодого человека, но и с формиро­ванием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых пси­хических качеств, свойств и черт личности.

Всё это в целом находит своё отражение в психофизической надёжности бу­дущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональ­ной работоспособности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязатель­ного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа и стиля жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через

следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-прак­тических знаний и отношение к физической культуре;

- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизнен­ных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобрете­нию опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятель­ности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных спо­собностей, направленных на формирование качеств и свойств личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физичес­кой культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, ко­ординирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных ком­понента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняю­щий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, инте­ресы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направлению и содержанию элек­тивных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать её обязательные (федеральные) ком­поненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержании работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

Лекция 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

ПЛАН

1. Значение физической культуры в общественной и профессиональной под­готовке студентов.

2. Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в РФ".

3. Социальные функции физической культуры и спорта.

4. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие /Ред. Л .П. Мат­веев. - М.: ФиС, 1983.

2. Спорт в современном обществе /Под ред. В.М.Выдрина. - М.: ФиС, 1980.

3. Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А.Головина и др. - М.: Выс­шая школа, 1983.

1. Значение физической культуры в общественной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура учащейся молодежи - неотъемлемая часть системы обра­зования, элемент его гуманитарной составляющей, условие оптимизации их теку­щего физического и психического состояния, физической подготовки к жизни.

Физическая культура как учебная дисциплина выполняет в высшей школе важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид че­ловеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма много­образно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Интенсивное развитие физической культуры и спорта оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, выдвигает широкий круг вопросов, касающих­ся их социальной сущности, роли в современном обществе. По силе воздействия на человека спорт выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества и становится важным средством обогащения культуры.

2. Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в РФ"

Федеральный Закон "О физической культуре и спорте", принятый Государст­венной Думой в январе 1999 г., одобренный Советом Федерации 27 января 1999 г и подписанный Президентом РФ 29 апреля 1999 г., устанавливает правовые, орга­низационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в об­ласти физической культуры и спорта РФ и олимпийского движения в России. При­ведем основные положения этого закона.

Глава I. Общие положения

Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятель­ности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Под личной физической культурой человека понимается достигнутый уро­вень развития физических способностей, включая индивидуальные особенности этого развития, уровень приобретенных специальных знаний в этой области, степень использования средств физической культуры в жизненной практике, а также использование достигнутого уровня физической культуры в творческой созида­тельной деятельности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, на обеспечение творческого долголетия и продление жизни человека.

Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованию.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям трудовой деятельности в новых условиях производства, военного дел; и в других сферах общественной жизни, обеспечивающих высокую дееспособность, нормальное протекание жизненно-важных функций, долголетие.

Физическое развитие - процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной жизни. Признаками физического развития являются: рост, масс; тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.

Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации.

Наши рекомендации