Формирование регулятивных УУД на уроках

Формирование регулятивных УУД на уроках

Физической культуры

Гуляева Г.Г.,

Учитель физкультуры

МБОУ «СОШ № 15» г. Энгельс

2013 г.

Содержание

Введение

I. Аналитический обзор методических источников

I.I Некоторые аспекты физического развития детей школьного возраста

I.II. Физическая культура

II. ПРОГРАММА«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

II.I. Пояснительная записка

II.II. Общая характеристика учебного предмета

II.III. Описание места учебного предмета в учебном плане

II.IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

II.V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

II.VI. Содержание учебного предмета

III.Знания о физической культуре

III.I. Способы физкультурной деятельности

III.II. Физическое совершенствование

IV.Регулятивные универсальные учебные действия

Список литературы:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности.

В последние годы проблема состояния здоровья детей школьного возраста приобрела особую актуальность. С каждым годом по статистическим данным медицинских исследований идет снижение уровня физической подготовленности, физического развития и ухудшение в целом состояния здоровья детей и подростков.

Ребенок - наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач сбережения здоровья может помочь сохранить ребенку здоровье.

Объект -формирование регулятивных УУД у учащихся

Предмет -система методов самонаблюдения и самоконтроля в обучении физической культурой

Цель -повышение уровня сформированности регулятивных УУД с помощью методов самонаблюдения, самоконтроля на уроках физкультуры

Гипотеза:основывается на том что - цель достигается при выполнении конкретных условий: методов, умения детей при выполнении конкретных упражнений, диагностика динамики развития

С учетом этого в работе поставлены следующие задачи:

1.изучение литературы по мониторингу динамики развития учащихся

2.выделить методы самонаблюдения, самоконтроля

3.описать алгоритмы самонаблюдения, самоконтроля

4.результат: уметь отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематическихзанятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма

I. Аналитический обзор методических источников

I.I. Некоторые аспекты физического развития детей школьного возраста

Школьный возраст – период жизни и развития детей, охватываемый временем обучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10-11 лет подразделяется на 3 возрастных этапа: младший школьный возраст (с 6-7 до 11 лет), подростковый возраст (11-12 до 14-15 лет), и возраст ранней юности (с 15 до 18 лет). На последнем завершается обучение в общеобразовательной школе или же осуществляется переход в профессионально-технические училища и в средние учебные заведения, где завершается также и общее образование.

В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, а также регулярными занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры учебного заведения, в коллективах физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях. Функционирование этой системы обеспечена материально-техническими средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта и достижений науки.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем: создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания; накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями; обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности и, как следствие этого, высокая успеваемость в учебных заведениях, а впоследствии, эффективность общественно полезной деятельности; появляется возможность рационального использования досуга; последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Исключительно важно - то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Все это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определенной степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности, от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезными нарушениями здоровья. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов, достижения значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. Это тем важнее, что на более поздних возрастных этапах, когда пики естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно и невозможно.

Физическая культура в школьном возрасте имеет большое значение для обучения необходимым в жизни двигательным умениям и навыкам и для овладения основами их использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Установлено, что в этом возрасте способность к обучению двигательным действиям имеет благоприятные этапы для быстрого и полноценного освоения новых и перестройке недостаточно совершенных двигательных действий, для всестороннего развития всех двигательных качеств. Приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств, становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми и другими специальными двигательными действиями и дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте.

Система физического воспитания в школьном возрасте характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм и психику занимающихся. Принципиальной основой постановки этих задач являются гуманизация жизнедеятельности учащихся, подготовка подрастающего поколения к изменяющимся условиям деятельности. Основой же их детализации и конкретизации применительно к разнообразным условиям физического воспитания служит научно обоснованный опыт физкультурной работы с детьми, данные специальных педагогических, психологических, физиологических других научных исследований.

Значение физкультуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

I.II. Физическая культура

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели2.Выделение необходимой информации3.Структурирование4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи5.Рефлексия6.Анализ и синтез7.Сравнение8.Классификации9.Действия постановки и решения проблемы 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

II.VI. Содержание учебного предмета

Примерное распределение программного материала

Разделы программы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Знания о физической культуре – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Способы физкультурной деятельности – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Физическое совершенствование – 246 ч.: 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность – 8 ч. 2. Спортивно-оздоровительная деятельность – 238 ч. гимнастика с основами акробатики – 64 ч. легкая атлетика – 50 ч. лыжные гонки – 48 ч. плавание – 22 ч. подвижные и спортивные игры – 54 ч. общеразвивающие упражнения 61 ч.   2 ч.   16 ч. 14 ч. 12 ч.     17 ч. 62 ч.   2 ч.   16 ч. 15 ч. 12 ч.     17 ч. 62 ч.   2 ч.   16 ч. 11 ч. 12 ч. 11 ч.   10 ч. 61 ч.   2 ч.   16 ч. 10 ч. 12 ч. 11 ч.   10 ч.

Физическая культура (4 ч.). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры (4 ч.). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения (4 ч.). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1-кг, гантели до-100т, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.

На материале лёгкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1-кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

Формирование регулятивных УУД на уроках

Физической культуры

Гуляева Г.Г.,

Учитель физкультуры

МБОУ «СОШ № 15» г. Энгельс

2013 г.

Содержание

Введение

I. Аналитический обзор методических источников

I.I Некоторые аспекты физического развития детей школьного возраста

I.II. Физическая культура

II. ПРОГРАММА«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

II.I. Пояснительная записка

II.II. Общая характеристика учебного предмета

II.III. Описание места учебного предмета в учебном плане

II.IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

II.V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

II.VI. Содержание учебного предмета

III.Знания о физической культуре

III.I. Способы физкультурной деятельности

III.II. Физическое совершенствование

IV.Регулятивные универсальные учебные действия

Список литературы:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности.

В последние годы проблема состояния здоровья детей школьного возраста приобрела особую актуальность. С каждым годом по статистическим данным медицинских исследований идет снижение уровня физической подготовленности, физического развития и ухудшение в целом состояния здоровья детей и подростков.

Ребенок - наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач сбережения здоровья может помочь сохранить ребенку здоровье.

Объект -формирование регулятивных УУД у учащихся

Предмет -система методов самонаблюдения и самоконтроля в обучении физической культурой

Цель -повышение уровня сформированности регулятивных УУД с помощью методов самонаблюдения, самоконтроля на уроках физкультуры

Гипотеза:основывается на том что - цель достигается при выполнении конкретных условий: методов, умения детей при выполнении конкретных упражнений, диагностика динамики развития

С учетом этого в работе поставлены следующие задачи:

1.изучение литературы по мониторингу динамики развития учащихся

2.выделить методы самонаблюдения, самоконтроля

3.описать алгоритмы самонаблюдения, самоконтроля

4.результат: уметь отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематическихзанятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма

I. Аналитический обзор методических источников

I.I. Некоторые аспекты физического развития детей школьного возраста

Школьный возраст – период жизни и развития детей, охватываемый временем обучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10-11 лет подразделяется на 3 возрастных этапа: младший школьный возраст (с 6-7 до 11 лет), подростковый возраст (11-12 до 14-15 лет), и возраст ранней юности (с 15 до 18 лет). На последнем завершается обучение в общеобразовательной школе или же осуществляется переход в профессионально-технические училища и в средние учебные заведения, где завершается также и общее образование.

В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, а также регулярными занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры учебного заведения, в коллективах физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях. Функционирование этой системы обеспечена материально-техническими средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта и достижений науки.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем: создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания; накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями; обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности и, как следствие этого, высокая успеваемость в учебных заведениях, а впоследствии, эффективность общественно полезной деятельности; появляется возможность рационального использования досуга; последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Исключительно важно - то обстоятельство, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Все это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определенной степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности, от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезными нарушениями здоровья. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов, достижения значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. Это тем важнее, что на более поздних возрастных этапах, когда пики естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно и невозможно.

Физическая культура в школьном возрасте имеет большое значение для обучения необходимым в жизни двигательным умениям и навыкам и для овладения основами их использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Установлено, что в этом возрасте способность к обучению двигательным действиям имеет благоприятные этапы для быстрого и полноценного освоения новых и перестройке недостаточно совершенных двигательных действий, для всестороннего развития всех двигательных качеств. Приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, волевых и других качеств, становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми и другими специальными двигательными действиями и дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте.

Система физического воспитания в школьном возрасте характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм и психику занимающихся. Принципиальной основой постановки этих задач являются гуманизация жизнедеятельности учащихся, подготовка подрастающего поколения к изменяющимся условиям деятельности. Основой же их детализации и конкретизации применительно к разнообразным условиям физического воспитания служит научно обоснованный опыт физкультурной работы с детьми, данные специальных педагогических, психологических, физиологических других научных исследований.

Значение физкультуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

I.II. Физическая культура

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели2.Выделение необходимой информации3.Структурирование4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи5.Рефлексия6.Анализ и синтез7.Сравнение8.Классификации9.Действия постановки и решения проблемы 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Наши рекомендации