Объективные показатели самоконтроля.
К объективным показателям самоконтроля относятся:
• Частота пульса (ЧСС)
Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки: 100-130 уд/мин - небольшая; 131 -150 уд/мин - средняя; 151 -170 уд/мин - выше средней; более 171 уд/мин - предельная.
• Артериальное давление
• Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
Изменение ЖЕЛ также свидетельствует о величине нагрузки:
отсутствие изменений или незначительное снижение ЖЕЛ свидетельствует об умеренной нагрузке;
снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. - о большой; снижение на 300-500 мл. — о максимальной.
• Частота дыхания
По изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки: час юза дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умеренной нагрузке;
25-40 раз в мин. - о большой;
более 40 раз в мин. - о максимальной.
• Вес тела
Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и после физических упражнений:
уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке;
па 400-700 г. - о большой;
более 800 г. - о максимальной.
• Функциональные и физиологические пробы
С помощью функциональных проб и тестов можно наиболее объективно определить уровень функционального состояния организма и его реакцию на нагрузку.
Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма
Тест - специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте
К наиболее известным пробам и тестам относятся:
- ортостатическая проба (пульс в положении лёжа - стоя);
- тест Руффье (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту отдыха);
- гарвардский степ-тест (восхождение на скамейку в течение 5 минут: ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте);
- проба Штанге (задержка дыхания на вдохе);
- проба Генча (задержка дыхания на выдохе);
- проба Ромберга (проба на устойчивость в позе);
- теппинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти).
• Спортивные результаты
Чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями и спортом, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени и оценка тяжести физической нагрузки по субъективным и объективным показателям.
62. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины.
Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплиныМедициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» дня обо шачения здоровья человека.Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.ВАЛЕ( 1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формировании, Сохранении И укреплении здоровья.Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИЦель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в со< гоянии предболезни.Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория;• механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;• методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;• теория и методика валеологического образования.Валеология включает в себя две составные части:1) теоретическую валеологию;2) практическую валеологию.В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья);2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:- дошкольную;- школьную;- вузовскую;- послевузовскую.63. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины.
Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплиныМедициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» дня обо шачения здоровья человека.Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.ВАЛЕ( 1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формировании, Сохранении И укреплении здоровья.Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИЦель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в со< гоянии предболезни.Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория;• механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;• методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;• теория и методика валеологического образования.Валеология включает в себя две составные части:1) теоретическую валеологию;2) практическую валеологию.В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья);2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:- дошкольную;- школьную;- вузовскую;- послевузовскую.
64. Здоровье: сущность, понятие и его компоненты.
Здоровье: сущность понятия и его компонентыВажнейшей ценностью для человека является здоровье.Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго: процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: • Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных ифункциональных резервов.Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой -обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.• Психическое здоровье - состояние психической сферы человека.Основу психического здоровья составляет состояние общего душевногокомфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.• Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных,интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.Основа сексуального здоровья определяется:- способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородною поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;- свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и Других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;- отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.• Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д. Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в к> же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья яв-1яются:- для физического здоровья - «я могу»;- для психического здоровья - «я хочу»;- для нравственного здоровья - «я должен».Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья - это жизнеспособность индивида.Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Да-виденкоД.Н., 2001).Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье - это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья).Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы - между ними существуют разнообразные состояния».Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:• Здоровье - состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;• Предболезнъ - состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации;• Болезнь - состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.Образ жизни и здоровье.
ОБРАЗ ЖИЗНИ - одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности человека.
Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.
Образ жизни - один из критериев общественного прогресса, «лицо» человека.
При анализе образа жизни обычно рассматривают различные его со ставные части:
- профессиональную;
- общественную;
- социально-культурную;
- бытовую и др.
В качестве основных видоввыделяют:
- социальную активность;
- бытовую активность;
- физическую активность.
Иными словами, главным в образе жизни человека является то, каков] основные способы и формы его жизнедеятельности, её направленность. При этом каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения, что обусловлено определённой зависимостью образа жизни от социально-экономических условий. В целом же, об раз жизни находится в прямой зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья, функциональных возможностей организма.
Образ жизни человека включает три категории:
• Уровень жизни — степень удовлетворённости материальных, культурных, духовных потребностей (в большей степени касается экономической категории);
• Качество жизни - характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория);
• Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т. определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровня качества), носящих в большей степени общественный характер, здоровье чел< века в значительной мере зависит от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями, а также личностными наклонностями.
Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоров: человека является понятие «здоровый образ жизни».
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.
Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком.
Здоровый образ жизни характеризуетсястремлением к:
- физическому совершенству;
- достижению душевной, психической гармонии;
- обеспечению полноценного, рационального питания;
- исключению из жизни саморазрушающего поведения (пр., отказ от вредных привычек);
- поддержанию оптимального двигательного режима;
- соблюдению правил личной гигиены;
- закаливанию и очищению организма.
К основным принципам здорового образа жизниотносятся следующие:
- к социальным: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым;
- к биологическим: образ жизни должен быть возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.
Учёными установлено, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Так, беспорядочный прием пищи неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в неодинаковое время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение рационального чередования работы и отдыха снижает работоспособность.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако каждому человеку следует с молодого возраста выработать режим, подходящий его жизнедеятельности.