Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

♦ в рабочее время в форме производственной гимнастики и про­фессионально-прикладной физической подготовки;

♦ в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических уп­ражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимос­ти — профессионально-прикладной физической подготовки к от­дельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивиду­ально, так и в группах.

При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как ра­бочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдель­ных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется про­водить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в не­удобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соот­ветственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастно­му» методу.

На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления че­ловека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабоче­го времени или после него — необходимое условие для подбора опти­мальных методов и средств ПФК.

25. Перечислить средства профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Не­смотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное пред­шествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умст­венную работоспособность.

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполо­вину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддер­живающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в ук­реплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются зам­кнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инерт­ностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная де­ятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно перед отхо­дом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуаци­онным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать не­решенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих усло­виях нервная система не получает необходимого отдыха.

Профилактическим средством против переутомления. И.П. Павлов называл это «чувством мышечной радости».

Активный отдых повышает работоспособность только при соблю­дении определенных условий: его эффект проявляется лишь при oптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект' выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.

Систематически заниматься в период экзаменов физической куль­турой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный опыт ряда вузов. Так, проводились занятия после сдачи каждого экза­мена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнение ям умеренной интенсивности продолжительностью до 60 мин. Результаты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших занятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись еже­дневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия: 5—10 мин после каждых двух часов учебного труда. Изучение измене­ний свойств внимания за период экзаменов показало, что по сравне­нию со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, у занимающихся оказались существенно выше в конце сессии показатели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6—12%.

Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности сту­дентов. Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я — имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал эле­мент физической активности; 2-я — отличалась тем, что имела норма­лизованную двигательную активность; 3-я — в добавление ко второй: имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воз­духе, учебного труда. В результате показатели умственной и физичес­кой работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались выше за период сессии на 7—13%, чем во 2-й группе, и на 12—18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось пол­ным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выражен­ное недовосстановление. Некоторые вузы имели положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оз­доровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Ре­зультативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изучавшимся показателям. Наибольший эффект отмечен в груп­пах первокурсников.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом сту­дентов оказывают упражнения циклического характера умеренной ин­тенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические уп­ражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоцио­нального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответ­ственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работо­способности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировоч­ных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышенные трудности при овладении техникой новых упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, со­знательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный пери­од для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уро­вень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студен­тов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание - вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается груд­ная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4, 6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условия­ми выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эф­фект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленнос­ти сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обсто­ятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение свя­зано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной рас­слабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов

Среди разнообразных форм физической активности ут­ренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилиза­ции вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоцио­нального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гим­настику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7.раза меньше, чем у не выполняющих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состоянию — настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.

Действенной и доступной формой занятий в вузе является физ­культурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых сту­дентов и повысить их работоспособность. С учетом особенностей ди­намики работоспособности студентов в учебном дне физкультурная пауза продолжительностью 10 мин вводится после 4 ч занятий и про­должительностью 5 мин после каждых двух часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда появляются первые признаки утомления. Проводят­ся физкультпаузы в хорошо проветриваемом помещении. Упражне­ния подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участия в учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния 10-минутной физкуль­турной паузы проявляется в повышении отдельных показателей рабо­тоспособности на 5—9%.

При изучении эффективности использования в микропаузах физи­ческих упражнений динамического и познотонического характера уста­новлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению позното­нических упражнений в течение двух минут. Однако при регулярном повторении бега его эффективность снижается по сравнению с исполь­зованием познотонических упражнений. Суть этих упражнений состо­ит в выполнении 5 циклов энергичного сокращения и напряжения по­переменно мышц-разгибателей и сгибателей конечностей и туловища (с одновременным сильным растяжением мышц-антагонистов).

Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущест­венно мышц-сгибателей (сидят наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягивани­ем мышц-сгибателей.

Методические рекомендации по использованию познотоничес­ких упражнений. До начала интенсивной умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное допол­нительное напряжение мышц конечностей умеренной или средней ин­тенсивности в течение 5—10 мин. Чем ниже исходное нервное и мы­шечное напряжение и чем быстрее необходимо мобилизоваться для работы, тем выше должно быть дополнительное напряжение скелетных мышц. При продолжительной напряженной умственной работе, если она к тому же сопровождается эмоциональным стрессом, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп (например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.п.).

На фоне мышечного расслабления, чтобы повысить тонус работ способности мозга, улучшить режим дыхания и кровообращения, целесообразно регулярно выполнять кратковременные мышечные упражнения. Через каждые 30—60 мин использовать познотоническр упражнения продолжительностью 1—2,5 мин. Необходимо через каждые 2 ч проводить минутные динамические упражнения, например l на месте, с ритмичным, достаточно глубоким дыханием.

При выполнении монотонной умственной работы рекомендуете, использовать произвольное дополнительное мышечное напряжение как и в период врабатывания, но до тех пор, пока не восстановится необходимый тонус и работоспособность.

26. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа

Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражне­ний всегда присутствуют его. основные разделы:

· перспективное планирование;

· годичное планирование;

· текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки

Из года в год увеличивается число тренировочных заня­тий и соревнований, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном процессе (рис 1).

Перспективное планирование спортивной подготовки студента за­ключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного 'процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему под­готовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и производственные практи­ки, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспектив­ный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.

Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном слу­чае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязатель­ного программного и элективного учебного материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спор­тивно-технических нормативах и требованиях.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает посте­пенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обуче­ния, с другой — может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного за­ведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуаль­ных видах спорта. Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафед­рой физического воспитания с учетом общей физической и спортив­ной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь' или подтвердить опреде­ленные спортивные разряды по годам обучения в вузе.

В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спор­тивно-технические нормативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять сте­пень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу.

Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физи­ческих упражнений полностью раскрываются на лекции.

Текущее и оперативное планирование

Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы трени­ровочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, со­ревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспе­чивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивыс­ших возможностей на основных соревнованиях.

С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с дру­гой — проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» трениро­вочных занятий.

Текущее планирование в основном и спортивном отделениях суще­ственно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — со­ревновательные упражнения, (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в офици­альных соревнованиях).

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировоч­ным процессом, — определяет степень физической, технической, так­тической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.

Современные технические средства позволяют оперативно полу­чать и доводить до занимающихся информацию о динамических и ки­нематических характеристиках движений, реакции основных функци­ональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это по­зволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каж­дом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои от­личия. Об этом речь должна идти на лекции по данной теме.

Наши рекомендации