Основы обучения движениям в физическом воспитании (двигательное действие, двигательные умения и навыки)

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные его части, вследствие чего имеет место нестабильное решение данной двигательной задачи.

В процессе многократного повторения выполнение частей действия автоматизируется и двигательное умение трансформируется в навык.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действие отличается стабильностью и надежностью технических характеристик.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание действия. Для этого требуется:

- создать общее представление о действии;

- научить частям (составным элементам, движениям) действия;

- сформировать ритм и последовательность составных частей (движений) действия;

- контролировать технику первых выполнений действия.

Второй этап – углубленное разучивание действия, формирование умения, что полагает:

- углубленное понимание закономерностей движений действия;

- коррективы технических характеристик действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

- совершенствование ритма цепи движений действия;

- создание предпосылок для вариативного выполнения действия.

Третий этап – формирование двигательного навыка с задачами:

- закрепить навык с постепенным повышением требований к результату действия;

- избирательное воспитание физических качеств, определяющих результат действия;

- увеличение вариативности действия;

- совершенствование техники действия в прикладных условиях.

40. Самостоятельная физическая тренировка (цель, задачи, содержание, принципы организации)

Задачи самостоятельных занятий физическими упражнениями заключаются прежде всего в сохранении и укреплении здоровья, полезном проведении времени с целью активного отдыха, воспитании личностных качеств, освоении физкультурных навыков и умений. При этом необходимо придерживаться основных принципов самостоятельной тренировки.

1. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями, использование их в зависимости от времени года, проведение занятий по определённой системе.

2. Принцип индивидуальности. Выбор видов занятий физической культурой зависит от физкультурно-спортивных интересов членов семьи. Прежде всего должны учитываться эти интересы у детей. Необходим также учёт состояния здоровья, индивидуально-психологических и половых особенностей членов семьи.

3. Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок, применение нагрузок, повышающих различные механизмы энергообеспечения организма, оптимальное сочетание нагрузок с отдыхом.

4. Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях следует целенаправленно развивать основные физические качества — выносливость, силу, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.

5. Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачом поможет каждому члену семьи выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку. Использование самоконтроля позволит с помощью несложных методик оценить правильность тренировки и уровень физического состояния — своего и членов семьи.

Физические нагрузки различаются количественным и качественным влиянием на организм. Они интенсифицируют обмен веществ, расход энергетических ресурсов. От степени их расходования зависит утомление, субъективно выражаемое чувством усталости.

Утомление — нормальное физиологическое состояние. Без утомления функциональные возможности организма не повышаются. После выполнения физической нагрузки работоспособность обычно снижается, для её восстановления нужен отдых. Восстановление утраченных ресурсов в организме происходит не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком, называемым сверхвосстановлением, или суперкомпенсацией. Именно она-то и обусловливает повышение функциональных резервов систем и органов, рост тренированности.

При мышечном утомлении в организме уменьшаются запасы гликогена, находящегося в печени и мышцах; в крови увеличивается содержание недоокисленных продуктов обмена веществ (поэтому при активных занятиях физическими упражнениями следует в рацион питания включать больше овощей и фруктов, помогающих поддерживать кислотно-щелочное равновесие в организме).

Важный субъективный показатель физиологичности утомления при физической тренировке — уже упоминавшееся ранее чувство «мышечной радости», свидетельствующее об оптимальной физической нагрузке. Объективными показателями физической нагрузки являются её объём и интенсивность. Объём — количественная характеристика нагрузки, выражаемая в конкретных единицах измерения — километрах, килограммах, числе повторений упражнений и т. д. Интенсивность характеризуется числом движений за единицу времени. Чем больше выполняется движений за один и тот же промежуток времени, тем выше интенсивность.

Между объёмом и интенсивностью физической нагрузки существует обратно пропорциональная зависимость. Максимальные по интенсивности нагрузки, например бег на короткие дистанции, поднимание предельных тяжестей и т. д., человек в состоянии выполнять в течение всего лишь нескольких секунд, то есть объём их незначителен. Большие же по объёму физические нагрузки, например ходьба на лыжах, бег на длинные и средние дистанции, гребля и т. п., выполняются в течение относительно длительного времени и отличаются меньшей интенсивностью.

Существенный момент в самостоятельной физической тренировке — выполнение оптимальных физических нагрузок. При этом целесообразно ориентироваться исходя из физиологического принципа Арндта — Шульца, согласно которому слабые воздействия (малые нагрузки) не оказывают заметного влияния на организм, средние — благоприятны, а сильные — могут принести вред.

Для ориентировки можно использовать классификацию Г. С. Туманяна, основанную на реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.

41. Формы и содержание самостоятельных занятий.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и

спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы

самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в

течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние

часы после пробуждения от сна.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для

всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхатель­ные упражнения. Не

рекомендуется выполнять упражнения статичес­кого характера, со значительными

отягощениями, на выносливость (на­пример, длительный бег до утомления). Можно

включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом

(элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку,

на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй

половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка

снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение

следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и

постепенно увеличивать ее до средних величин.

Между сериями из 2—3 упражнений (а при силовых — после каждого) выполняется

упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или

самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее

утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение

длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в

течение 10— 15 мин через каждые 1—1,5 ч работы оказывает вдвое больший

стиму­лирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два

раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень

полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в

группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем

индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2—7 раз в неделю по 1— 1,5 ч.

Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует

повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок —

вторая половина дня, через 2—3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое

время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем за час до

при­ема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тре­нироваться утром сразу

после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику).

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать

развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и

повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер

занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для

квалифицированных спортсменов.

Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются

ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц,

связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует

деятельность сердечно-сосудистой, дыха­тельной и других систем организма.

Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в

соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и

тренированностью орга­низма. Эффективность воздействия ходьбы на организм

человека за­висит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности.

Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку.

Бег — наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения

уровня физической тренированности, а так же укрепления сердечно-сосудистой

системы.

Можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при беге по самочувствию и

ЧСС. Выбор продолжительности бега зависит от подготовленности занимающихся.

Режим I. Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих

бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного тепла,

ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без

труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание

бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после

на­пряженных тренировок. ЧСС сразу после бега 20—22, через 1 мин 13— 15 ударов

за 10 сек.

Режим II. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем

2 года. Бегун ощущает приятное тепло, ноги продолжают работать легко и

свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, меша­ет легкая

усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием. ЧСС сразу после

бега 24—26, через 1 мин 18—20 ударов за 10 сек.

Режим III. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для

спортсменов как тренировочный режим. Бегуну жарко, не­сколько тяжелеют ноги

особенно бедра, при дыхании не хватает воз­духа на вдохе, исчезла легкость,

трудно удерживать темп, скорость со­храняется напряжением воли. ЧСС сразу после

бега 27—29, через 1 мин 23—26 ударов за 10 сек.

Режим IV. Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в

со­ревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут» дыхание

напряженное с большой частотой, мешает излишнее напря­жение мышц шеи, рук, ног,

бег выполняется с трудом, несмотря на уси­лия, скорость бега на финише падает.

ЧСС сразу после бега 30—35, через 1 мин 27—29 ударов за 10 сек.

Кросс — это бег в естественных условиях по пересеченной местности с

преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других пре­пятствий. Он

прививает способность ориентироваться и быстро пере­двигаться на большие

расстояния по незнакомой местности, преодоле­вать естественные препятствия,

умение правильно оценить и распре­делить свои силы.

Плаванием занимаются в летние периоды в открытых водоемах, а в остальное

время — в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.

В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания

в воде от 10—15 до 30—45 мин и добиваться того, чтобы преодолевать за это

время без остановок в первые пять дней 600-700 м, во вторые - 700-800, а

затем 1000-1200 м. Для тех, кто плава­ет плохо, сначала следует проплывать

дистанцию 25, 50 или 100 м, но повторять ее 8—10 раз. По мере овладения

техникой плавания и вос­питания выносливости переходить к преодолению

указанных дистанций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с

умеренной интенсивностью.

Индивидуальные самостоятельные занятия можно проводить на стадионах или в

парках в черте населенных пунктов. Полезно заниматься на лыжах каждый день

хотя бы по одному часу. Минимальное количество занятий, которое дает

оздоровитель­ный эффект и повышает тренированность организма, три раза в

неде­лю по 1—1,5 ч и более при умеренной интенсивности.

Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является

эмоциональным видом физических уп­ражнений, благоприятно воздействующим на

нервную систему. Рит­мичное вращение педалей увеличивает и одновремен­но

облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает

легкие.

Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь

велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость

передвижения и расстояние.

Ритмическая гимнастика — это комплексы несложных общеразвивающих упражнений,

ко­торые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе,

определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех

основных групп мышц и для всех частей тела: ма­ховые и круговые движения

руками, ногами; наклоны и повороты ту­ловища и головы; приседания и выпады;

простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, приседах, в

положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной

ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях,

тан­цевальными элементами.

Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, развивающих

силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия

атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости,

формируют гармоничное телосложение.

Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специаль­ных силовых

упражнений:

¨ упражнения с гантелями (масса 5—12 кг): наклоны, повороты,

круговые движения туловищем, выжимание, приседание и т.д.

¨ упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание к плечу, на

грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, 1 рывок,

бросание гири на дальность, жонглирование гирей;

¨ упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и

разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера,

вытягивание эспандера до уровня плеч;

¨ упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различ­ным

хватом, жим стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в

локтевых суставах;

¨ упражнения со штангой (масса подбирается индивидуально): подъем

штанги к груди, на грудь, с подседов и без подседа и т.д.

¨ различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая

упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.

Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить

к гимнастическим общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка).

После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающий

упражнений для плече­вого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и

упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части

про­водятся медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубо­ким

дыханием.

Занятия на тренажерах.

Тренажеры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими

упражнениями и спортом, де­лают их более эмоциональными и разнообразными. Они

используют­ся как средство профилактики гипокинезии и гиподинамии,

избирательно воздействуют на различные части тела, мышечные группы,

дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют и способству­ют их

развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.

42. Дозирование нагрузки в самостоятельных физических тренировках

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. необходимо учитывать следующиефакторы:количество повторений упражнения,амплитуда движений,исходное положение,величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп,темп выполнения упражнений,степень сложности упражнения;степень и характер мышечного напряжения,мощность мышечной работыи т.д.

Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям - количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений). Физиологические параметры - уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).

Тренировочные нагрузки, выполняемые при ЧСС 131 - 150удар/мин относят к "аэробной" (первой) зоне, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.

Вторая зона - "смешанная", ЧСС 151 - 180удар/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

физическое состояние - готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом.

43.Контроль физического состояния в самостоятельных занятиях

Три основные формы контроля: Этапный контроль, текущий контроль, оперативный контроль, профилактический контроль.

Виды контроля:педагогический, врачебный, гигиенический, некоторые приемы психологического контроля.

Самоконтроль – это систематические самостоятельные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спортом за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные (самочувствие, настроение, неприятные ощущения, аппетит) и объективные (ЧСС), масса тела, длина тела, функция кишечно-желудочного тракта) признаки. Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся выделение пота, изменение цвета кожи, нарушения координации и ритма дыхания.

Тесты:

1. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х.
2. Артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние.
Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле
ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.
3.. В норме частота дыханиявзрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
4. К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле
(АДмакс. - АДмин.) * П , где АД - артериальное давление, П- частота пульса. У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.
5. проба Штанге.Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

44. Тесты определения уровня функциональной дееспособности организма и их характеристика.

Комплексный анализ данных врачебного обследования, результатов применения инструментальных методов исследования и материалов, полученных при проведении функциональных проб, позволяют объективно оценить готовность организма спортсмена к соревновательной деятельности.

С помощью функциональных проб, которые выполняются как в лабораторных условиях (в кабинете функциональной диагностики), так и непосредственно во время тренировок в спортивных залах и на стадионах, проверяются общие и специфические адаптационные возможности организма спортсмена. По результатам тестирования можно определить функциональное состояние организма в целом, его адаптационные возможности в данный момент

Тестирование позволяет выявлять функциональные резервы организма, его общую физическую работоспособность. Все материалы медицинского тестирования рассматриваются не изолированно, а комплексно со всеми другими медицинскими критериями. Только комплексная оценка медицинских критериев тренированности позволяет надежно судить об эффективности тренировочного процесса у данного спортсмена.

Функциональные пробы начали применяться в спортивной медицине в начале ХХ века. Постепенно арсенал проб расширялся за счет новых тестов. Основными задачами функциональной диагностики в спортивной медицине являются изучение адаптации организма к тем или иным воздействиям и изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия. Из этого следует, что тестирование в общем виде идентично исследованию «черного ящика», применяемому в кибернетике для изучения функциональных свойств систем регулирования. Этим термином условно обозначают любой объект, функциональные свойства которого неизвестны или известны недостаточно. «Черный ящик» имеет ряд входов и ряд выходов. Для изучения функциональных свойств такого «черного ящика» на вход его подается воздействие, характер которого известен. Под влиянием входного воздействия на выходе «черного ящика» возникают ответные сигналы. Сопоставление входных сигналов с выходными позволяет оценить функциональное состояние изучаемой системы, условно обозначенной «черный ящик». При идеальной адаптации характер входных и выходных сигналов идентичен. Однако в действительности, и особенно при исследовании биологических систем, сигналы, передаваемые через «черный ящик», искажаются. По степени искажения сигнала в процессе прохождения его через «черный ящик» можно судить о функциональном состоянии изучаемой системы или комплекса систем. Чем большими будут эти искажения, тем хуже функциональное состояние системы, и наоборот.

На характер передачи сигнала по системам «черного ящика» важное влияние оказывают побочные воздействия, которые в технической кибернетике называют «шумом». Чем значительнее «шум», тем менее эффективно будет исследование функциональных свойств «черного ящика», изучаемых путем сопоставления входных и выходных сигналов.

Остановимся на характеристике требований, которые следует предъявлять в процессе тестирования спортсмена к: 1) входным воздействиям, 2) выходным сигналам и 3) к «шуму».

Общим требованием к входным воздействиям является выражение их в количественных физических величинах. Так, например, если в качестве входного воздействия используется физическая нагрузка, то мощность ее должна выражаться в точных физических величинах (ваттах, кгм/мин и др.). Менее надежна характеристика входного воздействия, если она выражается в количестве приседаний, в частоте шагов при беге на месте, в подскоках и др.

Оценка реакции организма на то или иное входное воздействие ведется по данным измерения показателей, характеризующих деятельность той или иной системы организма человека. Обычно в качестве выходных сигналов (показателей) используются наиболее информативные физиологические величины, исследования которых представляют наименьшие трудности (например, ЧСС, частота дыхания, артериальное давление). Для объективной оценки результатов тестирования необходимо, чтобы выходная информация выражалась в количественных физиологических величинах.

Менее информативной является оценка результатов тестирования по данным качественного описания динамики выходных сигналов. При этом имеется в виду описательная характеристика результатов проведения функциональной пробы (например, «частота пульса быстро восстанавливается» или «частота пульса медленно восстанавливается»).

Классификация функциональных проб

I. По характеру входного воздействия.

Различают следующие виды входных воздействий, используемые при функциональной диагностике: а) физическая нагрузка, б) изменение положения тела в пространстве, в) натуживание, г) изменение газового состава вдыхаемого воздуха, д) введение медикаментозных средств и др.

Наиболее часто в качестве входного воздействия применяется физическая нагрузка, формы ее выполнения многообразны. Сюда относятся простейшие формы задавания физической нагрузки, не требующие специальной аппаратуры: приседание (проба Мартинэ), подскоки (проба ГЦИФКа), бег на месте и др. В некоторых пробах, проводимых вне лабораторий, в качестве нагрузки используется естественный бег (проба с повторными нагрузками).

Наиболее часто нагрузка в тестах задается с помощью велоэргометров. Велоэргометры – это сложные технические приборы, в которых предусмотрено произвольное изменение сопротивлению вращения педалей. Сопротивление вращению педалей задается экспериментатором.

Еще более сложным техническим прибором является «бегущая дорожка», или тредбан. С помощью этого прибора имитируется естественный бег спортсмена. Различная интенсивность мышечной работы на тредбанах задается двумя путями. Первый из них состоит в изменении скорости движения «бегущей дорожки». Чем выше скорость, выражаемая в метрах в секунду, тем выше интенсивность физической нагрузки. Однако на портативных тредбанах увеличение интенсивности нагрузки достигается не столько за счет изменения скорости движения «бегущей дорожки», сколь за счет увеличения угла наклона ее по отношению к горизонтальной плоскости. В последнем случае имитируется бег в гору. Точный количественный учет нагрузки при этом менее универсален; требуется указывать не только скорость движения «бегущей дорожки», но и угол наклона ее по отношению к горизонтальной плоскости. Оба рассмотренных прибора могут применяться при проведении различных функциональных проб.

При тестировании можно применять неспецифические и специфические формы воздействия на организм.

Изменение положения тела в пространстве - одно из важных возмущающих воздействий, применяемых при ортоклиностатических пробах. Реакция, развивающаяся под влиянием ортостатических воздействий, изучается в ответ как на активное, так и на пассивное изменение положение тела в пространстве предполагает, что испытуемый из горизонтального положения переходит в вертикальное положение, т.е. встает.

Этот вариант ортостатической пробы недостаточно валиден, так как наряду с изменением тела в пространстве испытуемый выполняет определенную мышечную работу, связанную с процедурой вставания. Однако достоинство пробы - ее простота.

Пассивная ортостатическая проба проводится с использованием поворотного стола. Плоскость этого стола может изменяться под любым углом к горизонтальной плоскости экспериментатором. Испытуемый при этом не выполняем никакой мышечной работы. В этой пробе мы имеем дело с «чистой формой» воздействия на организм изменения положения тела в пространстве.

В качестве входного воздействия для определения функционального состояния организма может применяться натуживание. Эта процедура выполняется в двух вариантах. В первом – процедура натуживания количественно не оценивается (проба Вальсальвы). Второй вариант предусматривает дозированное натуживание. Оно обеспечивается с помощью манометров, в которые производит выдох испытуемый. Показания такого манометра практически соответствуют величине внутригрудного давления. Величина развиваемого давления при таком контролированном натуживании дозируется врачом.

Изменение газового состава вдыхаемого воздуха в спортивной медицине чаще всего заключается в уменьшении напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе. Это так называемые гипоксемические пробы. Степень уменьшения напряжения кислорода дозируется врачом в соответствии с целями исследования. Гипоксемические пробы в спортивной медицине чаще всего применяются для изучения устойчивости к гипоксии, которая может наблюдаться при проведении соревнований и тренировок в среднегорье и высокогорье.

Введение лекарственных веществ в качестве функциональной пробы используется в спортивной медицине, как правило, с целью дифференциальной диагностики. Так, например, для объективной оценки механизма возникновения систолического шума испытуемому предлагается вдохнуть пары амилнитрита. Под влиянием такого воздействия изменяется режим работы сердечно-сосудистой системы и характер шума изменяется. Оценивая эти изменения, врач может

III. По времени исследования.

Функциональные пробы можно разделить в зависимости от того, когда исследуются реакции организма на различные воздействия – либо непосредственно во время воздействия, либо сразу после прекращения воздействия. Так, например, с помощью электрокардиографа можно регистрировать ЧСС на протяжении всего времени, в течение которого испытуемый выполняет физическую нагрузку.

Развитие современной медицинской техники позволяет непосредственно изучать реакцию организма на то или иное воздействие. И это служит важной информацией о диагностике работоспособности и тренированности.

Существует более 100 функциональных проб, однако в настоящее время применяется весьма ограниченный, наиболее информативный круг спортивно-медицинских тестов. Рассмотрим некоторые из них.

Проба Летунова. Проба Летунова применяется как основной нагрузочный тест во многих врачебно-физкультурных диспансерах. Проба Летунова по замыслу авторов предназначалась для оценки адаптации организма спортсмена к скоростной работе и работе на выносливость.

При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно три нагрузки. В первой делается 20 приседаний, выполняемых за 30 с. Вторая нагрузка выполняется через 3 мин после первой. Она состоит в 15-секундном беге на месте, выполняемом в максимальном темпе. И, наконец, через 4 мин выполняется третья нагрузка – трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. После окончания каждой нагрузки у испытуемого регистрируется восстановление ЧСС и АД. Регистрация этих данных ведется на протяжении всего периода отдыха между нагрузками: 3 мин после третьей нагрузки; 4 мин после второй нагрузки; 5 мин после третьей нагрузки. Пульс считается по 10-секундным интервалам.

Гарвардский степ-тест. Тест разработан в Гарвардском университете в США в 1942 г. С помощью Гарвардского степ-теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Таким образом, общая идея Гарвардского степ-теста не отличается от пробы С.П. Летунова.

При Гарвардском степ-тесте физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Для взрослых мужчин высота ступеньки принимается равной 50 см, для взрослых женщин – 43 см. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 – подъем одной ноги на ступеньку, 2 – испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, и 4 – опускает другую ногу на пол. Для строго дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома.

Тест PWC170. Этот тест был разработан в Каролинском университете в Стокгольме Шестрандом в 50-х годах. Тест предназначен для определения физической работоспособности спортсменов. Наименование PWC происходит от первых букв английского термина, обозначающего физическую работоспособность (Physikal Working Capacity).

Физическая работоспособность в тесте PWC170 выражается в величинах той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин. Выбор именно этой частоты основан на следующих двух положениях. Первое заключается в том, что зона оптимального функционирования кардиореспираторной системы ограничивается диапазоном пульса от 170 до 200 уд/мин. Таким образом, с помощью этого теста можно установить ту интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность сердечно-сосудистой системы, а вместе с ней и всей кардиореспираторной системы в область оптимального функционирования. Второе положение базируется на том, что взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки имеет линейный характер у большинства спортсменов, вплоть до пульса равного 170 уд/ мин. При более высокой частоте пульса линейный характер между ЧСС и мощностью физической нагрузки нарушается.

Велоэргометрическая проба. <

Наши рекомендации