Микропаузы активного отдыха: задачи, используемые физические упражнения
Микропаузы активного отдыха -это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражнения, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости.
19 Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда.Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда:
§ ограниченная двигательная активность,
§ неудобная рабочая поза,
§ повышенная нервно-эмоциональная напряженность,
§ монотонность в работе, связанная с выполнением одинаковых операций, с постоянной концентрацией внимания;
§ неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда (запыленность, плохое освещение и т.д.).
Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Занятия проводятся во внерабочее время: в обеденный перерыв или сразу после окончания работы.
Предпочтение отдается групповым занятиям. Для работников умственного или преимущественно умственного труда в комплекс профилактической гимнастики рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера. Продолжительность занятий 20-25 минут. При выполнении комплекса в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы.
Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда целесообразно проводить следующие мероприятия (Е.В.Будыка,1997):
§ занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой амплитудой движений;
§ занятия в кабинетах, комнатах здоровья с использованием тренажерной техники;
§ психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки;
§ двигательная разрядка психо-эмоциональных напряжений силовыми упражнениями.
21 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП): историческая справка; задачи; факторы, определяющие содержание ППФП
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к конкретной трудовой деятельности.
На рубеже XIX - XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и расширения функциональных возможностей человека.
К факторам, определяющим содержание ППФП, относят следующие (Б.И. Загорский, 1984):
1. Особенности информационного обеспечения. Прием информации связан с нагрузкой на определенные анализаторы и психические процессы. Здесь учитывается характер и объем поступающей информации, условия ее восприятия человеком.
1. Характер основных рабочих движений - является определяющим фактором ППФП. Здесь учитывается совокупность наиболее выраженных рабочий движений, особенности последовательности движений рук, ног и туловища.
2. Особые внешние условия деятельности – учитываются неблагоприятные производственные условия (плохое освещение, повышенная/пониженная температура, шум, вибрация, работа на высоте).
Задачи ППФП определяются требованиями конкретной профессии и обобщенно формулируются следующим образом (Ж.К. Холодов, 2001):
§ направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
§ воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
§ формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);
§ повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности;
§ сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.