Производственная физическая культура. Виды (формы) ПФК.

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Производственная гимнастика – комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1. Рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2. Рабочее движение (быстрое или медленное, амплитуда движения, их симметричность или ассиметричность, однообразие или однообразие, степень напряженности движения);

3. Характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

4. Степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение боли в мышцах, раздражительность);

5. Возможное отклонение в здоровье, требующее индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6. Санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5 – 8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5 – 7 минут.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включится в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемых во время работы, имитирует их.

В зависимости от технологий и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 минут. Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7-8 – часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 часа после начала работы и за 1-1,5 часа до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений, и проводятся в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 минутам. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 сек. Цель микропауз – ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

1. Общее представление о строении тела человека.

2. Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, средства физической культуры.

3. Этапы обучения двигательным умениям и навыкам в процессе занятий физической культурой.

1. Костная система.

2. Направленность физической культуры с учетом профессиональной деятельности специалиста.

3. Средства восстановления психоэмоционального состояния студентов.

1. Мышечная система и её функции.

2. Работоспособность и влияние не нее различных факторов.

3. Принципы составления комплекса утренней гигиенической гимнастики.

1. Кровь, ее состав и функции.

2. Гигиенические требования при проведении занятий.

3. Оздоровительный бег, как средство укрепления сердечно – сосудистой системы.

1. Сердечно-сосудистая система.

2. Формы и содержание самостоятельных занятий

3. Основы физической культуры в вузе

1. Профилактика травматизма на занятиях спортивными играми

2. Позвоночник, его отделы и функции.

3. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания

1. Центральная нервная система, ее отделы и функции.

2. Оценка физической работоспособности по результатам теста К. Купера.

3. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов университета

1. Возрастные особенности содержания занятий по физической культуре.

2. Объем и интенсивность физических нагрузок

3. Аэробный и анаэробный режим работы

1. Пищеварительная и выделительная системы.

2. Физическая культура и спорт в свободное время.

3. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.

1. Экологические факторы и их влияние на организм.

2. Рациональное питание, питьевой режим.

3. Методы физического воспитания.

1. Цель и задачи физической культуры. Основы физической культуры в вузе.

2. Что является основным документом самоконтроля? Раскройте его содержание.

3. Дозирование нагрузки по показателям пульса и частоте дыхания.

1. Краткая характеристика условий труда будущей профессии.

Привести примерный комплекс упражнений вводной гимнастики.

2. Осанка, дать определение. Причины нарушения осанки.

3. Методика определения пульса. Его нормы в покое. Брадикардия и тахикардия. Их пульсовые характеристики

1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье человека (здоровый образ жизни, наследственность, экология).

2. Дать определение общей выносливости. Привести примеры из контрольных нормативов и тестов.

3. Методика определения динамометрии. Рассчитать собственный силовой индекс

1. Содержательные характеристики составляющих здоровый образ жизни.

2. Формы производственной гимнастики. Раскрыть содержание и задачи

каждой из этих форм.

3. Методика определения жизненной емкости легких. Рассчитать собственный показатель жизненного индекса.

1. История развития Олимпийских Игр. Принципы, девиз, эмблема, флаг, клятва.

2. Личная гигиена и закаливание. Средства закаливания.

3. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям

1. Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека.

2. Массаж. Виды массажа, его классификация Массажные приемы.

3. Анализ состояния сердечно-сосудистой системы по тесту Руфье.

1 Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни.

2 Витамины и их роль в обмене веществ.

3 Как определить экскурсию грудной клетки.

1. Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП.

2. Профилактика нарушений осанки.

3. Составить примерный комплекс упражнений физкультпаузы (в соответствии с вашей профессией).

1. Задачи массажа, виды массажа, массажные приемы. Противопоказания для массажа

2. Режим труда и отдыха как составляющие здорового образа жизни.

3. Составить примерный комплекс упражнений физкультминутки (в соответствии с вашей профессией).

1. Задачи утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Дать физиологическое обоснование. Последовательность выполнения упражнений.

2. Общая и специальная физическая подготовка, их цели и задачи.

3. Внешние признаки утомления и переутомления в процессе занятий физическими упражнениями.

1. Физические качества человека. Их краткая характеристика.

2. Средства физического воспитания и их классификация.

3. Специальные упражнения для мышц глаз при работе с компьютером.

1. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма.

2. Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры (физкультпаузы, физкультминутки).

3. Что понимается под тестированием подготовленности, с помощью каких тестов определяется развитие силы, быстроты, выносливости (примеры из контрольных нормативов).

1. Функциональная значимость частей тренировочного занятия по физической культуре.

2. Формы производственной гимнастики. Раскрыть содержание и задачи каждой из этих форм

3. Весо-ростовой индексы (рассчитать собственные показатели).

1. Отличительные особенности содержания занятий по общефизической подготовке, их направленность на укрепление здоровья человека.

2. Общая структура учебного занятия физической культуры, задачи и назначение каждой части.

3. Составить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1. Понятие «физическое развитие» человека и факторы обуславливающие его.

2 Причины возникновения миопии. Специальные упражнения для мышц глаз.

3 Производственная физическая культура в рабочее время

1. Оздоровительное закаливание.

Самостоятельные занятия по физической культуре в экзаменационный период.

3. Дать определение силе. Методика развития силы.

1. Коррекция осанки, ее виды и задачи.

2. Первая медицинская помощь утопающему.

3. Дать определение быстроты. Методика развития быстроты.

1. Методика дыхания при выполнении физических упражнений (на примере бега).

2. Сколиозы, виды и степени. Причины появления сколиоза.

3. Дать определение выносливости. Методика развития выносливости

1. Дыхательная система.

2. Дать определение ловкости. Методика развития ловкости.

3. Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями

1. Значение мышечной релаксации (расслабления)

2. Методические требования к составлению комплексов производственной гимнастики.

3. Дать определение гибкости. Методика развития гибкости.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80 от 29.04.99.

2. Приказ Министерства образования России «Об организа­ции процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» № 1023 от 01.12.99.

3. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.И. Козлова М.: Физкультура и спорт, 1978.

4. Анишенко В.С. Физическая культура Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. М Изд-во РУДН, 1999.

5. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М: Высшая школа, 1989.

6. Дильман ВД Большие биологические часы. -М: Знание, 1982.

7. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

8. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978.

9. Лаптев АП, Полиевский СА Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры, - М.: ФиС, 1990.

10.Матвеев ЯП. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

11.Матвеев А.П Экзамен по физической культуре. М, 2002.

12.Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая под­готовка студентов технических вузов. -М: Высшая школа, 1985.

13.Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/ В.Ю. Волков, Л.М Волкова и др.СПб., 1998.

14. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. М,2002.

15. Теория спорта/Под ред. В.Н. Платонова Киев: Высшая школа, 1987.

16.Физическая культура студента Учебник для студентов вузов./Под общ. ред. В. И. Ильинича. М:Гардарики, 1999.

17. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие /Под общ. ред. Л.M. Половникова. СПб., 1998.

Дополнительная

1. Амосов И.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

2. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев.: Здоровья,1987.

3. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента. // Среднее профессиональное образование, 1995, № 4, 5,6; 1996, №1,2,3.

4. Виленский М. Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. -М.:3нание,1987.

5. Жолдак В.И., Коратаев Н.В. социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. - Малаховка: МоГИФК, 1994.

6. Ильин Е.ГТ. Психология физического воспитания - М.: Посвящение, 1980.

7. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта./Пер, с венгр./Под общ. ред. В.В.Столбова.- М.:Радуга, 1982.

8. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей занятых малоподвижным трудом;-М.: Советский спорт,1993.

Наши рекомендации