Вопрос 36. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
Комплексный контроль служит для оптимизации занятий физическими упражнениями на основе оценки состояния здоровья, физического пития, различных сторон подготовленности и спортивных результатов. Таким образом, он охватывает как учебно-тренировочную, так и соревновательную деятельность. В зависимости от времени проведения и места в системе подготовки выделяют этапный, текущий и оперативный контроль. Этапный контроль осуществляется в начале и в конце большого тренировочного цикла и его йодов. Например, это может быть контроль в начале и конце учебного да, семестра. Текущий контроль проводится на протяжении средних и малых циклов тренировки (от нескольких месяцев до 1-2 недель), а оперативный - в ходе отдельных занятий и соревнований.
В зависимости от задач, средств и методов различают следующие виды контроля: врачебный, педагогический, научный, самоконтроль.
Врачебный контроль предполагает комплексное медицинское обследование занимающихся физическими упражнениями. Его периодичность обусловлена видом спорта и квалификацией занимающихся. Спортсмены ходят медицинский осмотр, как правило, не реже двух раз в год, а студенты при занятиях физической культурой - в начале учебного года. Именно на основании первичного медицинского обследования решается вопрос о допуске к регулярным занятием физическими упражнениями и производится распределение студентов в основную, подготовительную и специальную медицинскую группы, а также временное освобождение от практических занятий.
Педагогический контроль осуществляется тренером или преподавателем с использованием наблюдений во время занятий и несложных измерений (времени преодоление отрезков дистанции, темпа, ЧСС и пр.). В содержание педагогического контроля входит контроль за тренировочными нагрузками, различными элементами подготовленности, состоянием занимающихся, спортивными результатами.
Научный контроль предназначен для углубленного изучения состояния функциональных систем организма и осуществляется исследователями разных направлений с применением специальных приборов. В рамках научного контроля проводятся медико-биологический (кардиография, энцефалография и т.д.), биохимический (определение концентрации глюкозы молочной кислоты в крови, креатинина в моче), биомеханический (измерение усилий при опорных взаимодействиях, упруговязких свойств мышц), психологический контроль. Научный контроль обычно входит в систему подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Самоконтроль заключается в самостоятельных регулярных наблюдениях, а также простых и доступных измерениях для оценки состояние своего организма и результативности учебно-тренировочных занятий. Он позволяет корректировать нагрузку и своевременно выявлять возможное неблагоприятное воздействие физических упражнений на организм. Само контроль во многом схож с педагогическим контролем, существенно его дополняет или служит главным видом контроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. 1
Полученные в процессе самоконтроля данные, заносятся в дневник самоконтроля (табл. 6) и периодически анализируются самостоятельно или с помощью преподавателя, тренера и врача.
Таблица6
Примерная форма дневника самоконтроля
Дата | Физическая нагрузка | Субъективные показатели | Объективные показатели | |||||||||||
Упражнение | Объем | Интенсивность | Самочувствие | Сон | Аппетит | Работоспособность | Масса тела | ЧСС до занятия/после занятия | Артериальное давление систолическое/диастол. | Частота дыхания в покое | Кистевая динамометрия | … | ||
В дневнике самоконтроля кратко фиксируются нагрузка на каждом занятии, субъективные и объективные показатели.
Основными субъективными показателями служат самочувствие, сон, и аппетит, работоспособность. Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое; при этом указывается характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, бессонница и др.). Низкая субъективная оценка по каждому из приведенных показателей может быть сигналом об ухудшении состояния организма и переутомлении.
Объективные показатели находятся в результате тестирования. Тест что измерение или испытание, проводимое для определения уровня фи- 1Ического развития и подготовленности человека. Тесты включают показатели, измеряемые в покое (масса тела, рост, объем легких и т. п.); стандартные тесты, при которых нагрузка не является предельной (ЧСС после заданного числа приседаний); максимальные тесты, при которых необходимо показать наивысший для себя результат (бег на 100 м, подтягивание на перекладине). При наличии отклонений в состоянии здоровья максимальные тесты не проводятся. Тестирование необходимо осуществлять в стандартных условиях. Найденные при тестировании показатели сравниваются с нормами и выводится итоговая оценка, позволяющая судить об эффективности тренировочных средств и адекватности нагрузки.
Выбор для самоконтроля тех или иных объективных показателей зависит от цели занятий физическими упражнениям. Если занятия носят преимущественно оздоровительный характер, то большее значение имеют показатели, оценивающие телосложение, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, общую работоспособность. Если стоит задача добиться высоких спортивных результатов, следует обратить внимание на показатели развития отдельных физических качеств и технической подготовленности.
Параметры физической нагрузки и спортивные результаты определяются и заносятся в дневник самоконтроля после каждого тренировочного занятия и соревнования, субъективные показатели - ежедневно, объективные показатели - с учетом вида теста и времени проведения контроля. Так, ЧСС рекомендуется измерять ежедневно, частоту дыхания - дважды в неделю, показатели работы сердечно-сосудистой системы - раз в неделю, показатели развития общей и специальной выносливости, полученные по результатам максимальных тестов - раз в несколько месяцев.