Вопрос 18. Спортивная тренировка и ее компоненты
Спортивная тренировка - это основная часть системы подготовки спортсменов. Её целью является не только достижение высоких спортивных результатов, но и развитие личности занимающихся. Кроме тренировки в систему подготовки спортсменов входят соревнования (подготовительные, контрольные, подводящие или модельные, отборочные, главные) и факторы, дополняющие тренировку и соревнования (режим труда и отдыха, средства восстановления, специальное питание и т.п.).
Тренировка в сфере массового спорта и спорта высших достижений имеет свою специфику, однако, методические основы подготовки спортсменов младших разрядов и высококвалифицированных спортсменов принципиально не отличаются.
В спортивную тренировку входят следующие компоненты:
· физическая подготовка;
· техническая подготовка;
· тактическая подготовка;
· психическая подготовка
Физическая, техническая и психическая подготовка направлены соответственно на развитие физических качеств, обучение двигательным действиям, воспитание волевых и специальных психических качеств.
Тактическая подготовка заключается в практическом освоении способов ведения спортивной борьбы. Различают наступательную, оборонительную, контратакующую тактику, а также индивидуальную, групповую и командную её формы. Варианты тактических действий зависят от вида спорта. Например, в беге на средние дистанции спортсмену с более высоким, чем у других, уровнем скоростных качеств выгодно вести бег в относительно невысоком темпе, чтобы добиться победы быстрым финишным рывком. Особое значение тактическая подготовка имеет в спортивных играх и единоборствах.
Компоненты спортивной тренировки тесно связаны. Так, успешность технической подготовки напрямую зависит от развития физических качеств, а тактическая подготовка опирается на разнообразие освоенных двигательных действий.
Также, как и система физического воспитания и спорта в целом, все компоненты спортивной тренировки имеют общую и специальную направленность.
Вопрос 19. Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств
Физическая подготовка - это процесс целенаправленного развития физических качеств, от которых зависит успех в избранном виде спорта.
Под физическими качествами понимаются отдельные стороны двигательных возможностей человека. В определенном смысле термину "физические качества" соответствует термин "физические способности".
Существует пять основных физических качеств:
· сила (силовые способности);
· быстрота (скоростные способности);
· выносливость;
· ловкость (координационные способности);
· гибкость.
Каждое из перечисленных физических качеств имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
Развитие физических качеств протекает неравномерно. Как правило, наибольший их прирост наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какого-либо качества темпы его прироста снижаются. Исходя из этого, на каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени и усилий.
Установлено, что наиболее эффективно развиваются отдельные физические качества в периоды их интенсивного прироста. Эти периоды называются сенситивными (чувствительными) или критическими. Так, для детей и подростков наибольший прирост скоростно-силовых способностей и выносливости наблюдается у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16 лет; ловкости - у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Для большинства физических качеств имеет место несколько сенситивных периодов.
Развитие физических качеств обратимо. Достаточно небольшого перерыва в занятиях, как начинается снижение показателей их развития. В первую очередь, падает быстрота, позднее - сила, и, в последнюю очередь - выносливость. Например, после пятимесячной тренировки сила возвращается к исходному уровню через 18 мес., а выносливость - через 2-3 г.
Вопрос 20. Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям
Техническая подготовка - это обучение технике физических упражнений. выполняемых на соревновании или тренировке, и доведение её до необходимой степени совершенства.
Под техникой физических упражнений понимаются различные способы решения двигательной задачи. Например, прыжок в высоту с разбега можно выполнить способом "перешагивание", "перекидной" или "фосбю- ри-флоп"; удар по футбольному мячу - внешней или внутренней стороной стопы, носком или подъемом.
Физические упражнения представляют собой двигательные действия, состоящие из отдельных движений. При этом не все движения одинаково важны. Совокупность относительно неизменных и достаточных дм решения поставленной задачи движений называется основой техники,авторостепенные особенности действий - деталями техники.
Обучение технике физических упражнений, т. е. составляющим их двигательным действиям, заключается в формировании двигательных умений, навыков и получении связанных с ними знаний. Двигательное умение - это такая степень овладения двигательным действием, при которой управление движениями осуществляется под контролем направленного на них внимания, а двигательный навык - без его контроля, т. е. авто- матизированно.
Процесс обучения двигательным действиям строится с учетом рефлекторной природы двигательной деятельности. Он протекает в три этапа, отражающие стадии формирования двигательного навыка:
1. Начальное разучивание. Цель этапа - формирование способности выполнять основу техники, воспроизводить её хотя бы в грубой форме. Для этого необходимо: создать общее представление о двигательном действии; разучить элементы техники; предупредить или устранить грубые ошибки. На этом этапе особое значение имеют методы приобретения специальных знаний. При невозможности освоения двигательного действии сразу в целостной форме используется метод расчлененного упражнения, хотя зачастую это менее эффективно.
2. Углубленное разучивание. Цель этапа - формирование двигательного умения. Для этого необходимо: уточнить пространственные, временные и динамические характеристики техники в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; добиться слитного выполнения двигательного действия в полном объеме; овладеть рациональным ритмом движения. На данном этапе ведущим становится метод целостного упражнения. Количество повторений разучиваемого упражнения на одном занятии постепенно увеличивается.
3. Закрепление и совершенствование. Цель этапа - формирование двигательного навыка, достижение технического мастерства. Для этого необходимо: достигнуть определенной стабильности техники; усовершенствовать индивидуальные детали техники; обеспечить подвижность и вариативность техники, способность приспосабливаться к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии. На данном этапе стабильность достигается в процессе многократного повторения разучиваемого упражнения в неизменных внешних условиях, а вариативность - в условиях, частично или полностью воспроизводящих реальную меняющуюся обстановку.
В процессе технической подготовки необходимо учитывать явление, носящее название “перенос навыков”. Оно заключается в том, что формирование одних двигательных навыков может оказывать влияние на формирование других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков:
1.положительный перенос, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего (например, навык метания теннисного мяча способствует освоению метания копья);
2.отрицательный перенос, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего (например, навык выполнения сальто назад замедляет освоение переворота назад);
3.односторонний перенос, при котором формирование одного навыка способствует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается;
4.взаимный перенос, при котором навык переносится с одного двигательного действия на другое и обратно;
5.прямой перенос, при котором формирование одного навыка непосредственно влияет на создание другого;
6.косвенный перенос, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.
Вопрос 21. Психическая подготовка как компонент спортивной тренировки.
Психическая подготовка - это формирование психической готовности спортсмена к тренировочному процессу и соревнованиям. Она имеет две относительно самостоятельные и взаимосвязанные стороны: воспитание волевых и специальных психических качеств.
Волевые качества характеризуют умение преодолевать трудности.Кним относятся:
1. целеустремленность (ясное видение перспективной цели);
2. смелость и решительность (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений);
3. настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий);
4. выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения);
5. самостоятельность и инициативность (умение проявлять новаторство, находчивость и сообразительность).
У представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, причем всех их объединяет целеустремленность. Например, для бегуна-стайера или лыжника наиболее важны настойчивость и упорство, для футболиста - самостоятельность и инициативность, для гимнаста - выдержка и самообладание, для боксера или прыгуна на лыжах с трамплина - смелость и решительность.
Специальные психические качества включают: способность регулировать психические состояния, обусловленные ожиданием тренировокисоревнований; устойчивость к стрессовым ситуациям, возникающимнатренировках и соревнованиях; возможность воспринимать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и т. д.
Воспитание волевых и специальных психических качеств не представляет собой самостоятельный процесс, оно происходит в единствесразвитием физических качеств, овладением спортивной техникой и тактикой. Обязательным условием психической подготовки является создание и сознательное преодоление трудностей, связанных с выполнением различных физических упражнений. Выполнение упражнений затрудняют утомление, боль, страх. Большое значение имеет формирование актуальныхмотивов спортивной тренировки и благоприятного отношения ко всем еёсоставляющим.