Вопрос 2. Возникновение и развитие физической культуры
Вопрос 1. Основные понятия теории физической культуры
Культура представляет собой процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры. Она служит средством и способом физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Компонентами физической культуры являются:
· физическое воспитание;
· спорт;
· физическая рекреация;
· двигательная реабилитация.
Компоненты физической культуры связаны между собой и, в то же время, имеют специфические черты.
Физическое воспитание направлено на всестороннее развитие человека и осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях. Отличительной особенностью спорта является элемент соревновательности. Физическая рекреация предполагает использование физических упражнений для активного отдыха, например, в форме туризма. Её иногда относят к фоновым видам физической культуры, которые включают также упражнения в рамках повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки и др.). Двигательная реабилитация служит для восстановления посредством физических упражнений временно утраченных физических способностей, лечения травм. Её разновидностью является лечебная физическая культура.
Понятия "физическое воспитание", "физическое развитие", "физическое совершенство"
Физическое воспитание - это процесс приобретения специальных знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннего развития физических качеств и формирования потребности в занятиях физическими упражнениями. В отличие от физического воспитания физическая подготовка предполагает овладение двигательными навыками и развитие физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. В связи с этим говорят, например, о профессионально-прикладной физической подготовке летчика, монтажника, агронома и т. д.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма (длины и массы тела, силы, быстроты и т. п.) либо под воздействием естественных факторов (труда, быта, генетической предрасположенности), либо под воздействием целенаправленного использования физических упражнений. Таким образом, если физическое воспитание - это специально организованный педагогический процесс, то физическое развитие может протекать естественным путем.
Физическое совершенство - это уровень здоровья и всестороннего физического развития, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях. Достижение физического совершенства является целью физического воспитания.
Понятия "спорт" и "вид спорта"
Спорт - это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд особенностей: наличие борьбы, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.; унификация действий спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами; регламентация поведения спортсменов с учетом принципов неантагонистического отношения между людьми.
Понятие "вид спорта" имеет более узкий смысл, чем "спорт". Вид спорта - это сформировавшийся входе развития спорта вид соревновательной деятельности, отличающийся конкретным предметом состязания и правилами ведения соревновательной борьбы. К видам спорта относятся лёгкая и тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, бокс и множество других.
Вопрос 12. Восточные и современные системы физических упражнений
Вопрос 13. Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость
Вопрос 15. Средства и методы физического воспитания.
Частота движений
Комплексные формы:
стартовое ускорение;
Дистанционная скорость.
Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая реакция - это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском беге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и скорости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.
Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция выбора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От быстроты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных играх и единоборствах.
Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мячу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.
Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.
Методика развития быстроты
Существуют два подхода к развитию быстроты: совершенствование отдельных элементарных форм быстроты и целостное совершенствование её комплексных форм.
Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обусловленный звуковой, световой или тактильный сигнал. Например; старт при беге из различных положений по команде; прыжки, приседания, изменение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку; броски мяча от груди и из-за головы по сигналу. Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный и игровой методы. Повторный метод предусматривает многократное выполнение упражнений на внезапный сигнал, а игровой - выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).
Для развития быстроты сложной реакции применяются, во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект: реагирование при постоянном увеличении скорости объекта, его внезапном появлении в различных местах, сокращении дистанции наблюдения; во-вторых, упражнения на реакцию выбора: реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании), предугадывание действий противника по его подготовительным движениям. Основными методами также являются повторный и игровой.
Для развития быстроты одиночного движения применяются упражнения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением условий выполнения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происходит одновременное развитие силовых способностей, и может быть использован метод динамических усилий. При сочетании упражнений с усложнением и облегчением условий выполнения эффективен переменный метод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в усложненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормальных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.
Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного времени без излишнего напряжения. Этому способствует произвольное расслабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (например, мышц шеи и рук при беге). Упражнения выполняются повторным методом.
В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения. Ведущим методом является повторный. Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость. Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению. В частности, для бегунов- спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м. Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п. Эффективными методами также являются игровой и соревновательный.
Вопрос 1. Основные понятия теории физической культуры
Культура представляет собой процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры. Она служит средством и способом физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Компонентами физической культуры являются:
· физическое воспитание;
· спорт;
· физическая рекреация;
· двигательная реабилитация.
Компоненты физической культуры связаны между собой и, в то же время, имеют специфические черты.
Физическое воспитание направлено на всестороннее развитие человека и осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях. Отличительной особенностью спорта является элемент соревновательности. Физическая рекреация предполагает использование физических упражнений для активного отдыха, например, в форме туризма. Её иногда относят к фоновым видам физической культуры, которые включают также упражнения в рамках повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки и др.). Двигательная реабилитация служит для восстановления посредством физических упражнений временно утраченных физических способностей, лечения травм. Её разновидностью является лечебная физическая культура.
Понятия "физическое воспитание", "физическое развитие", "физическое совершенство"
Физическое воспитание - это процесс приобретения специальных знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннего развития физических качеств и формирования потребности в занятиях физическими упражнениями. В отличие от физического воспитания физическая подготовка предполагает овладение двигательными навыками и развитие физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. В связи с этим говорят, например, о профессионально-прикладной физической подготовке летчика, монтажника, агронома и т. д.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма (длины и массы тела, силы, быстроты и т. п.) либо под воздействием естественных факторов (труда, быта, генетической предрасположенности), либо под воздействием целенаправленного использования физических упражнений. Таким образом, если физическое воспитание - это специально организованный педагогический процесс, то физическое развитие может протекать естественным путем.
Физическое совершенство - это уровень здоровья и всестороннего физического развития, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях. Достижение физического совершенства является целью физического воспитания.
Понятия "спорт" и "вид спорта"
Спорт - это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд особенностей: наличие борьбы, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.; унификация действий спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами; регламентация поведения спортсменов с учетом принципов неантагонистического отношения между людьми.
Понятие "вид спорта" имеет более узкий смысл, чем "спорт". Вид спорта - это сформировавшийся входе развития спорта вид соревновательной деятельности, отличающийся конкретным предметом состязания и правилами ведения соревновательной борьбы. К видам спорта относятся лёгкая и тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, бокс и множество других.
Вопрос 2. Возникновение и развитие физической культуры
Возникновение физической культуры было обусловлено жизнью первобытного общества. В процессе труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе силу, выносливость и другие необходимые физические качества.
Субъективной предпосылкой возникновения физической культуры послужило развитие мышления, сознания первобытного человека. Совершая магические и ритуальные действия перед охотой, при которых многократно поражалось не само животное, а его изображение на скале или земле, человек стал выделять физические упражнения в самостоятельный вид деятельности.
С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.
В условиях родового строя большую роль стала играть военная подготовка. Например, австралийцы с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании бумеранга. Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей и юношей фехтование на палках, борьбу, упражнения в раскачивании на лианах.
У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения) при переходе из одной возрастной группы в другую. В инициациях обычно использовались физические упражнения, к которым юноши усиленно готовились.
Физические упражнения также составляли основу разнообразных игр и развлечений.