Определение понятия «спорт».
Спорт – специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Ядро спорта составляет соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).
Спорт – это, собственно, соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и их установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом.
Массовый спорт. Спорт высших достижений
Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достижений. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта с привлечением большого количества участников различного возраста и подготовленности с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенствования на основе сдачи зачетных нормативов и разрядной классификации.
Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.
В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом, поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
Целью такой гимнастики (зарядки) является обеспечение плавного перехода всех функций организма от сна к состоянию активной бодрости путем снятия влияния вагусного или блуждающего нерва, тормозящего работу всех органов и систем в ночное время.
Примерная схема последовательности упражнений в УГГ для работников умственного труда. Комплекс содержит следующие упражнения: потягивание, ходьбу, бег; махи руками, неглубокие выпады для активизации работы сердечно-сосудистой системы; вращения и наклоны головы, туловища, упражнения на гибкость и силовые упражнения; упражнения для увеличения подвижности суставов; укрепления брюшного пресса и мышц ног; упражнения на расслабление и восстановление дыхания. В среднем зарядка длится 8–15 мин.
Примерный комплекс упражнений гигиенической гимнастики
Цель – подготовить организм к деятельности в зачетно-экзаменационный период. Время – 12–15 минут. Место – помещение, предварительно проветренное.
1. И.п. – о.с. 1–2 – руки в стороны ладонями к верху, прогнуться, глубокий вдох, 3–4 – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 8–12 раз.
2. И.п. – руки на бедрах. Ходьба на месте, высоко поднимая колени – дыхание ритмичное. В течение 20–30 с.
3. И.п. – руки вверху. 1 – опуская руки вперед – вниз, отвести их назад – полный вдох, 2 – вернуться в и.п. – вдох. Повторить 16 раз.
4. И.п. – о.с. 1 – левую ногу в сторону, левую руку на пояс, правую вверх, наклон влево – выдох, 2 – вернуться в и.п. – вдох, 3–4 – то же вправо. Повторить 8–12 раз.
5. И.п. – руки на бедрах. 1 – наклон вперед прогнувшись, руки в стороны, смотреть вперед, 2 – вернуться в и.п. – вдох. Повторить 16 раз.
6. И.п. – о.с. 1–2 – присесть на носках, руки вверх – выдох, 3–4 – вернуться в и.п. – вдох. Повторить 12—16 раз.
7. И.п. – руки в стороны. 1 – взмах правой ногой, хлопок под ногой – выдох, 2 – и.п. – вдох, 3–4 – то же левой ногой. По 12–16 раз каждой ногой.
8. И.п. – ноги врозь, руки за головой. 1–3 – три пружинистых поворота вправо – выдох, 4 – и.п. – вдох, 5– 8 – то же влево. По 8 раз в каждую сторону.
9. И.п. – ноги врозь. 1–2 – медленно через стороны поднять руки вверх – вдох, 3–4 – расслабить и «уронить» руки, полунаклон вперед – выдох. Повторить 8 раз.
10. Спокойный бег на месте с переходом на ходьбу – дыхание углубленное, ритмичное. 1,5–2 минуты.
Билет № 28
1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов.
Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой свойства и способности.
Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие его признаки: уровень и гармоничность физического развития; функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности
Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности.
Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.