Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта

Возможности физической культуры в укреплении здоро­вья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспо­собности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны.

Коррекция физического развития. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологичес­ких и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рожде­ния. Конечно, не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: меньше всего – рост (правильнее, длина тела), значительно легче – (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность груд­ной клетки, бедер и т.д.).

Как известно, норма массы тела тесно связана с ростом человека. Простейший просто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) – 100 = масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Однако эта формула годна лишь для взрослых людей ростом 155–165 см. При росте 165–175 см надо вычитать уже 105, при росте 175–185 вычитать 11О.

Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями раз­вития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый бла­гоприятный период для освоения техники спортивных движений – возраст до 14–15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Но впервые приступать к тем видам спорта, которые требуют высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в студенческом возрасте нецелесообразно – наиболее благоприятный возрастной период уже окончен.

Коррекция функциональной подготовленности связана с само­оценкой уровня подготовленности каждым студентом. Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку раз­вития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств. И здесь возникает проблема выбора: заняться тем видом спорта, с по­мощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физичес­кое качество и заодно избежать невыполнения зачетных нормативов, или отдать предпочтение тому виду, к которому «расположен» организм с его физическими возможностями.

Значение мышечной релаксации (расслабления)

Расслабление (релаксация) мышц – это уменьшение на­пряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединенной с суставом, противостоит другая, прикрепленная к этому же суставу, но с другой его стороны и обеспечивающая движение не­которой части тела в противоположную сторону.

Мышечная напряженность может проявляться в следующих фор­мах:

1. Тоническая (повышенная напряженность в мышцах в условиях покоя).

2. Скоростная (мышцыне успевают расслабляться при выполне­нии быстрых движений).

3 Координационная (мышца остается возбужденной в фазе рас­слабления из-за несовершенной координации движений).

Чтобы овладеть расслаблением в каждом из этих случаев, необхо­димо освоить специальные методические приемы.

Преодолеть тоническую напряженность можно с помощью направ­ленных упражнений па повышение эластических свойств мышц, т.е. на расслабление в покое и в виде свободных движений конечностями и туловищем (типа свободных махов, потряхиваний). Иногда тоничес­кая напряженность временно повышается в результате утомления от предшествующей нагрузки. В таких случаях полезны легкая разминка (до появления испарины), массаж, баня, плавание или купание в теп­лой воде.

Справиться со скоростной напряженностью можно, повысив ско­рость перехода мышц в состояние расслабления после быстрого сокра­щения. Чтобы уве­личить скорость расслабления мышц, используют упражнения, тре­бующие быстрого чередования напряжений и расслабления (повтор­ные прыжки, бросание и ловля набивных мячей на сближенном рас­стоянии и т.п.).

Общую координационную напряженность, свойственную начина­ющим разучивать движения или не занимавшимся физическими уп­ражнениями, можно преодолеть, используя специальные приемы.

Эндокринная система

Эндокринную систему в организме человека представляют железы внутренней секреции – эндокринные железы.

Эндокринные железыназываются так потому, что не имеют выводного потока, они выделяют продукт своей деятельности – гормон прямо в кровь, а не через трубочку или проток, как делают экзокринные железы. Гормоны эндокринных желез передвигаются с кровью к клеткам организма. Гормоны обеспечивают гуморальную регуляцию физиологических процессов в организме. Часть гормонов продуцируется только в определенный возрастной период, большинство же – на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост орга­низма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов и т.д. Рассмотрим основные гормоны, выделяемые эндокринной системой.

Гипофизвыделяет более 20 гормонов, например, гормон роста регулирует рост тела, пролактин отвечает за выделение молока, окситоцин стимулирует родовую деятельность, антидиуретический гормон поддерживает уровень содержания воды в организме.

Щитовиднаяжелеза – гормон тироксин, содействующий активности всех систем организма.

Паращитовидныежелезы – паратгормон, контролирующий уровень кальция в крови.

Поджелудочнаяжелеза – гормон инсулин, поддерживающий уровень содержания сахара в крови.

Надпочечники– адреналин, побуждающий организм к действию, кортизон, помогающий управлять уровнями стресса, альдостерон, контролирующий уровень содержания соли в организме и др.

Половые железы– яичники у женщин – гормоны эстроген и прогестерон, регулирующие менструации и сохраняющие беременность; яички у мужчин – гормон тестостерон, контролирующий мужские половые качества. По химическому составу гормоны можно разделить на две основные группы: протеины и производные протеинов и гормоны, имеющие кольцевую структуру, стероиды.

Инсулин– гормон поджелудочной железы – это протеин, а гормоны щитовидной железы образуются на протеиновой основе и являются производными протеина. По­ловые гормоны и гормоны, вырабатываемые корой надпочечников, являются стероидными гормонами.

Билет № 10

Наши рекомендации