Общая характеристика теории и методики физического воспитания.
Уровень здоровья, 2)уровень всестороннего развития человечества, 3) уровень спорт мастерства, 4) внедрение ФВ в повседневный быт людей.
ФК объединяет все достижения, накопленные в процессе общ-исторической практики в области ФВ. Достижение ФК играет активную роль в жизни общ-ва, они исп-ся как ср-ва физ и дух воспитания людей.
Физическое развитие –это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении всей жизни индивидуума, его морфофункциональных свойств и основанных на них физических качеств и способностей.
ФР характеризуется следующей группой показателей:
1)Показатель телосложения - длина тела, масса тела, осанка, объем и форма отдельных частей тела, величина жироотложений)
2)Показатель здоровья, отражающие морф-е и функц-е изменения физиологич системы орг-ма.
3)Показатель развития физ кач-в.
Характер ФВ втечение жизни зависит от многих причин и определ-ся рядом закономерностей:
1)закон наследственности
2)закон возрастной ступенчатости
3)закон единства организма и среды (процесс зависит от условий жизни: соц явл, условия быта, труда, условия труда, мат обеспечение)
4)биологический закон упражняемости, закон единства, форм и функций (величина нагрузки, орг-я занятий)
Физическое совершенство –это исторически обусловленный идеал физ развития и физ подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Показателями ФС явл-ся:
1)крепкое здоровье
2)высокая общ.работоспособность
3)пропорциональное развитие телосложения, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций в развитии.
4)всестороннее и гармоничное развитие ф кач-в, исключающих одностор-е развитие человека.
5)владение нац техникой, основных жиз-важных движений и способность быстро усваивать новые двиг-е действия.
6)ф образованность владение спец знаниями, умение эф-но пользоваться своим телом и физ способностями.
Основными критериями ф сов-я служат нормы и требования гос программ в сочетании с нормами единой квалификации.
Спорт – часть ФК, где происходит соверн-я деят-ть, где человек стремится расширить границы своих возможностей, это мир межчелов отн-й. это действенное ср-во восп-я и самовоспр-я. В спорте ярко проявл-ся стремление к победе.
Занятие спортом становится физ культ необходимостью.
Хар-й особенностью спорта явл-ся соревновательная деятельность, специф формой которой явл-ся соревнования, которые позволяют выявить и сопоставить чел возможности. Спец подготовка к сор деят осущ-ся в форме спортивной тренировки.
Разновидности спорта:
*спорт для всех
*коммерческий спорт
*спорт высших резервов
*юношеский спорт
Функции: сущ-т нормативно-правовые док-ты, регулирующие спорт деят-ть.
Оздоровительная реабилитация –использование физ упр в кач-ве ср-в лечения заболеваний, вос-я ф-й орг-ма, нарушенных или утраченных вследствие заболевания или спорт травм. (ЛФК, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег)
Задачи и цели ФВ:
Под целью мы понимаем конечный итог деят-ти, к которому стремится человек, а под задачей ФВ мы понимаем оптимизацию ФП человека, всестороннее совер-е свойственных каждому ф кач-в и связ-х с ними способностей в ед-ве с воспитанием духовных, нравственных кач-в, хар-х общ-акт личность. Чтобы цель сделать реальной, достижимой реш-ся конкрет задачи (специф и общепедагогические)
К специф задачам относятся: оптимаьное развитие физ кач-в, укрепление и сохранение здоровья, сов-е телосложения, гарм-е развитие физиологических функций орг-ма, многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.
К общепедагогическим:
Формирование жизненноважных умений и навыков, приобретение базовых знаний на уровне пол хар-ра, настойчивость, трудолюбие, смелость, фор-е кач-ва личности.
Опорно-двигательный аппарат. Мышцы. Мышечные сокращения.
Оп-двиг ап – состоит из костей скелета, которые выполняют опорную функцию и мышц, которые обеспечивают движение костей.
Кости
В организме примерно 300 костей и 600 мышц. Кости соединяются друг с другом с помощью суставов.
Суставы бывают:
*неподвижные (сращенные кости таза, черепа)
*полуподвижные (соед-е костей стопы, кисти рук)
*подвижные (тазобедр, голеностоп, колен сустав)
Движение происходит с помощью движения в подвижных суставах. В зависмости от степеней свободы суставы делятся на:
*блоковидные (колен сустав, локтевой сустав)
*чашевидные (обеспеч-т движение костей в разл направлениях и плоскостях)
*тазобедренные
Кости в суставе соед-ся с помощью связок – нерастяжимые полосы, состоящие из коллагеновых тканей.
Осн задача связок:обеспечение близкого расположения костей суст сумки – обеспечивает целостность.
Поврежденный сустав отеком, если это не наст повреждение суст сумки, или микроразрыв связок, то консерв их лечения нет. Требуется оперативное вмешательство – операция.
Кости соед-ся с помощью мышц – обес-е движения суставов. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий – концевые образования мышц.
Сухожилия– это образования мышц, состоящие из соединит ткани, коллагеновых волокон, мыш клеток.
Св-ва мышц:
*сократимость
*возбудимость
*растяжимость
*в состоянии покоя обладает тонусом, те небольшим уровнем сокращения мышц.
Все мышцы в организме находятся в состоянии тонуса.
Кости снаружи покрыты суст сумкой, которая сдерживает и создает общую целостность суставов.
Любая деят-ть человека связана с мышцами. Движение с помощью соуращения мышц и передача усилия на сухожилия => кость =>движение.
Строение мышц
Состоят из мышечных клеток, которые объединены в мыш пучки, а мыш пучки из мыш клеток.
Различают по своим функциям и св-вам. В зависимости от сокращения:
*попер-полосатые (распр сокр белков в мышцах отн-но друг друга)
*гладкие (полосные м жел-киш тракта, мыш слой артер-й и венозн-х сосудов) –от сокр-я скелет мускулатуры
*скелетные
Строение мышечных клеток
Снаружи мыш клетка покрыта мембраной (саркоплазма). Внутр-е соединение – цитоплазма, в нкй разл органоиды:
*т-трубочки
*саркоплазматический ретикулум
Осн фун-я: передача нерв импульса с пов-ти мембраны внутри мыш полотна, саркоплазм ретикулум – депо ионов кальция.
*митохондрия – образование Е в форме АТФ
*ядро – насл-й инф, участ-т в процессе вос-я поврежденных мыш клеток и пр-х гипертрофии мышц при физ нагрузках.
*сократит-е белки – миозин (толст), актин (тонк)
Типы мышечных волокон
1)медленные
2)быстрые
1) Медленные – невысокая ск-ть сокр-я, что обусл невысокую актив-ю АТФ –фазой (миозин): высокая устойчивость к утомлению, что обусл:
А)большим кол-вом митохондрий, которые образованы АТФ
Б) невысокой ск-ю расщепления АТФ
В)повышенным кол-вом кровеносн сосудов вокруг мыш волокон, что обеспеч-т доставку кислорода и вывед-е продуктов метаболизма.
Высокая способность к выведению метаболитов из мыш волокон, низкопороговые волокна, те сокр-ся при более низкой частоте импульса
2)быстрые- скорость сокр-я высокая, связано с выс ск-ю расщепления АТФ, высокая утомляемость, низкая работоспособность, что обуславл:
А)низким сод-м митохондрий
Бь)быстрым израсходованием АТФ
В)меньшим числом капилляров вокруг быстрых волокон
Г)отсутствием белка миоглобина
Высокопороговые волокна сокр-ся на выс част нерв импульсации.
Дыхательная система
Строение:
1воздухоносные пути (рот, носоглотка, трахея, бронхи)
2легочные альвеолы – тонкостенные мешочки
Функции:
1)газообменная – обмен кис-да в направлении из альвеолярного воздуха в эритроциты, сод-ся в крови.
Из угл газа из эритроцитов в альвеолярный воздух.
Осн функция но происходит обмен и др газов.
2)дых система обеспеч-т согласование кровотока в грудной полости с актом вдоха и выдоха:
*во время вдоха происх-т усиление кровотока в грудн полости и легких
*во время выдоха кровоток замедляется, это обеспечивает повышение эф-ти газообмена легких.
Механизмы:
*во время вдоха происходит расширение грудной полости, что ведет к снижению внутригрудного давления и усиленно венозного возврата крови из перифеич сосудов (вены ног, нижн части туловища) к сердцу.
*во время выдоха – сужения грудной полости. Увеличение внутригрудного давления, что препятствует вовзращению крови к сердцу.
Натуживания во время физ нагрузок, т е задержка дыхания на вдохе с одноврем напряжением дых мышц, ведет к сильным ув-м грудного давления и в ряде случаев прекращения возврата крови к сердцу.
Частота серд сокращений подчиняется с актом вдоха и выдоха. Таким образом, во время вдоха и выдоха происходит ___________, что ведет к активизации симпатической нервн системы, которая рефлекторно усиливает работу сердца. Чсс возрастает во время выдоха симпатической нервн активность снижается и работа сердца уменьшается, чсс снижается.
Так происх-т во время кажд вдоха и выдоха (дых аритмия)здоровое сердце не рабатает ритмично.
Ссс
Осн функция – транспорт газов в организме, транспортирует много др компонентов, вып-х другие ф:
*транспорт иммунных вещ-в (защитная, иммунная)
*транс регуляторных вещ-в
*кровообращение трансп-т тепло к пов-ти тела (печень)
*поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз)
Строение:
1)сердце– мыш орган, осн ф которого поддержание градиентов давления в артериях давл 100 мм РТ ст. с помощью насосной фун-и под-т уровень новым аретер давлением.
2)сосуды –трубки, по которым трансп-ся кровь
А)артерии – сосуды по которым кровь идет от сердца на периферии. Осн ф – под-е высокого давления и перераспределение крови по разл частям орг-ма.
Б)капилляры –обмен-е сосуды, обеспечивающие хор обмен между тканями и органами
В)вены – по ним кровь возвр-ся к сердцу, а также кровь хранится в них.
Общая характеристика теории и методики физического воспитания.
1)история возникновения и развития физических упражнений в обществе.
2)основные термины и понятия предмета.
3)задачи ФВ
1. Возникновение ФВ относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы ФВ возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили себе жилье, и в ходе этой естественной и необходимой деятельности происходило совершенствование их физических способностей. Постепенно люди стали обращать внимание на то, что члены его общества, которые вели более подвижный и активный образ жизни, которые многократно повторяли те или иные движения, становились выносливыми и работоспособными.
Это предлог к особому пониманию людьми такого явления, как упражнения. Именно это явление стало основой ФВ. Осознав эффект от ФУ, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека в плане всестороннего ФР.
Форма организации ФВ возникли еще в Древней Греции. Это было специальное обучение молодежи военным и спортивным упражнениям.
До новейшей истории это оставалось лишь достоянием только привилегированным классам или ограничивалось рамками военного обучения.
По имеющимся историческим сведениям наибольшего ФВ получило в Древней Греции и особенно в Спарте.
Неграмотным считался тот, кто не умел читать, писать и плавать.
С конца 19 начала 20 века большее распространение получают турниры и соревнования, прообразом которых являются олимпийские игры древности.
Уже в 19 веке появляется спорт организации и клубы. 1896 – Пьером де Кубертеном организованы и проведены первые олимпийские игры современности, которые через 100 лет являются всемирными фестивалями спорта. Перед 1 мировой войной в России было зарегистрировано около 100 спорт организаций с количеством занимающихся порядка 50 тыс чел. Николай Панин – Коломенкин на олимпийских играх в Лондоне в 1908 стал 1 русским олимпийским чемпионом.
С декабря 1917 ФВ в стране стало предметом внимания правительства, и ответственность за его развитие была возложена на народный комиссариат просвещения.
Уже в 1923 создано первое спорт общество «Динамо», спорт клуб «Красная армия».
Последние десятилетия в разных странах все больше внимания стали уделять вопросам профилактике сердечнососудистых заболеваний. Среди причин высокой заболеваемости и смертности – малоподвижный образ жизни совр людей и высококалорийное питание.
Таким образом, можно констатировать возникновение развития ФК, имеющей своей целью профилактику и даже лечение заболеваний, что делает ее необходимой широким массам людей.
2. Теория физического воспитания – это наука об общих законах управления и процесса физического совершенствования человека.
ФВ –это вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям и воспитание физических качеств, а также формирование осознанной потребности физкультурных знаний.
Овладевая движениями, которые необходимы для жизни и спортивной деятельности занимающиеся приобретают умение рационально и полноценно проявлять свои физ качества, одновременно с этим он познает закономерность движений своего тела.
Воспитание физ качеств является не менее существенным в ФВ. Целенаправленные раз-е силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости затрагивают комплекс естественных свойств организма, тем самым обуславливается количественное и качественное изменения функциональных возможностей организма. Ф качества явл-ся врожденными и даны человеку в виде природных задатков, но их необходимо развивать и совершать, тогда процесс естественного развития приобретает специализированный, организованный, т е педагогический характер. И в таком случае принято говорить не развитие, а воспитание Ф качеств.
ФВ представляет собой решение определенных воспитательно-образовательных задач, те ему присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной особенностью является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков, которые направлены на развитие ф качеств и определяют его физ дееспособность.
Физическая подготовка – это процесс воспитания физ качеств и овладение жизненно-важными движениями.
Различают ОФП и СФП.
ОФП направлена на повышение уровня физ развития и двигательной подготовленности.
СПФ – это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде спорт деятельности. Результатом физ подготовки является физ подготовленность, которая отражает достигнутую работоспособности сформировавшихся двигательных упражнений и навыков и которая способствует эффективности целевой деятельности.
Физическая культура –это часть общей культуры, совокупность достижений общ-ва и исполнение спец ср-в физического совершенствования народа. Существенными показателями этих достижений является: