Волейбол. Правила игры. Современное состояние.
1.Физическая нагрузка (тренировочная нагрузка) — это степень воздействия физических упражнений на организм человека. Результаты занятий физическими упражнениями зависят от правильного выбора и строгого соблюдения объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Развитие двигательных (физических) качеств происходит при повторном применении тренировочной нагрузки, постепенном ее увеличении и чередовании с отдыхом.
Объем тренировочной нагрузки — это количество такой нагрузки за одну тренировку. Он выражается в мерах времени, веса, в количестве выполненных упражнений и в других показателях.
Интенсивность тренировочной нагрузки — это объем такой нагрузки, выполненный в единицу времени.
Интенсивность и объем тренировочной нагрузки во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом должны соответствовать возрасту и физическому состоянию учащихся. Чрезмерная нагрузка может привести к перетренированности (переутомлению), выражается в неестественном покраснении или побледнении кожных покровов, выделении обильного пота на лице, появлении одышки, нарушении координации движений, потере интереса к занятиям. Чтобы не допустить переутомления, нужно следить, чтобы тренировочная нагрузка соответствовала функциональному состоянию организма, которое определяют по частоте пульса перед началом выполнения упражнений.
Порядок определения пульса:
• в положении сидя отдохнуть 3—5 мин;
• подсчитать число сердечных сокращенийза1 мин;
• оценить частоту пульса (50—60 ударов в мин
ту — состояние организма отличное, 61—75 удар
в минуту — хорошее, 76—90 ударов в минуту
удовлетворительное).
Если по истечении трех минут после выполнен упражнения пульс успевает прийти в норму, значит, организм находится в нормальном состоянии. Если частота сердечных сокращений высокая, надо увеличить время на отдых или снизить интенсивность и объем последующих упражнений.
Интенсивность и объем физической нагрузки можно определить по частоте сердечных сокращений во время занятий:
• 100—130 ударов в минуту — небольшая нагрузка;
• 130—150 ударов в минуту — средняя нагрузка;
• 150—170 ударов в минуту — высокая нагрузка;
• 170—200 ударов в минуту — предельная на грузка.
• 2. Требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию определяются видом физических упражнений. Эксплуатационно-технические характеристики спортивного инвентаря, оборудования и мест занятий физической культурой и спортом на открытых площадках должны обеспечивать безопасность и удобство, способствовать максимальному укреплению здоровья и нормальному физическому развитию занимающихся.
Футбольные ворота, баскетбольные щиты, гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладина др.), преграды на полосе препятствий, метательные снаряды не должны иметь в сочленениях и узлах прогибов, люфтов, качаний, а детали крепления (зацепы, крючки, винты, заклёпки и гайки) должны обеспечивать надежность соединений. При размещении оборудования в местах занятий и проведении соревнований необходимо обеспечивать безопасную зону вокруг него.
Билет №23
1.Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?
2. Баскетбол. Основные правила игры. Современное состояние.
3. Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время года.
1.Здоровый образ жизни следует рассматривают как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью человек Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие боле ней и физических недостатков».
Слагаемые здорового образа жизни: гигиена, правильный режим дня, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятия физическими упражнениями и спортом. Здоровый образ жизни включает все известные формы занятий физической культурой: урочные и внеурочные.
Урок — основная форма учетных занятий в физическом воспитании. На уроках физической культуры обучаемые выполняют различные упражнения. Среди уроков по физкультуре различают: учебные уроки (из них преобладает обучение новым физическим упражнениям); тренировочные уроки (из них преобладают упражнения, направленные на совершенствование усвоенных двигательных умений развитие двигательных качеств); учебно-тренировочные и контрольные уроки (на них производится проверка усвоенных знаний, умений и навыков, уровня развития двигательных качеств).
Из внеурочных форм занятий физической культурой на практике наиболее широко используют самостоятельные занятия, состязания, экскурсии ипоходы, массовые подвижные игры.
3. Основное гигиеническое значение одежды состоит в регулировании отдачи тепла телом человека таким образом, чтобы температура тела была постоянной (тепловое равновесие в организме). Поэтому одежда для занятий физическими упражнениями должна соответствовать определенным гигиеническим требованиям.
Одежда для занятий на открытых площадках должна защищать человека от дождя и снега, излишней потери тепла, быть легкой, не стеснять движений, не затруднять дыхания, кровообращения, предохранять от травм. Летом такая одежда обычно состоит из майки, трусов и тренировочного костюма. Зимой используют спортивную одежду с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм, свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре поверх этой одежды надевают ветрозащитную куртку. Одежду из синтетических тканей целесообразно применять лишь для защиты от дождя, снега и ветра.
Основные требования к тканям для спортивной одежды: воздухопроницаемость, теплопроводность и гигроскопичность (способность поглощать водяные пары). Такими свойствами обладают хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Не следует пользоваться спортивной одеждой не по назначению. По окончании занятий занимающийся, приняв душ, должен надеть на себя обычную одежду. Спортивную одежду необходимо регулярно чистить и стирать.
Билет №24
1. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений оценивается уровень ее развития?
2. Основные нарушения правил во время игры в баскетбол.
3. Составьте комплекс упражнений на развитие гибкости.
1.Координационные способности — это умение точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями даже в условиях дефицита времени.
К числу координационных способностей, развитию которых следует уделять особое внимание подростковом возрасте, можно отнести способность к быстроте перестроения и согласованности двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц, вестибулярную устойчивость. В ходе урочных, внеурочных и самостоятельных занятий необходимо совершенствовать и такие координационные способности, как ориентирование в пространстве, быстрота реакции в сложных условиях, способность к равновесию.
Для оценивания уровня развития координации чаще всего применяют следующие тесты:
• челночный бег Зх10ми4х10м лицом и спи ной вперед;
• определение разности между высотой подскока стоя на возвышении (например, на скамеечке вые той 50 см и шириной 20 см) и на полу;
• метание предметов (например, теннисных мячей из исходного положения сед ноги врозь из-за головы) ведущей и неведущей рукой на дальность.
2. Во время игры в баскетбол возможны следующие нарушения правил: пробежка, неправильное или
двойное ведение мяча, задержка мяча, нарушение правил 3, 5, 8 и 24 с, возвращение мяча в тыловую зону, умышленная игра ногой, неправильная игра руками, блокировка в нападении или защите, широко расставленные локти, задержка игрока, толчок или столкновение с игроком без мяча, столкновение с игроком с мячом, неспортивное поведение.
Примеры некоторых нарушений
За умышленную игру ногой или кулаком мяч передается другой команде. Случайный же удар по мячу ногой или касание его ногой нарушением не являются.
Правила ведения мяча предусматривают, что ведение начинается, когда игрок, получивший контроль над мячом, бросает, отбивает его в пол, катит его по полу и касается мяча вновь, прежде чем его коснется другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя руками либо допускает задержку мяча в одной или обеих руках. Не существует ограничения на число шагов, которое игрок может сделать тогда, когда мяч не находится в контакте с его рукой. Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение завершено. Это возможно только после потери контроля над мячом из-за броска по корзине, отбивания мяча соперником, передачи или случайной потери мяча, если при этом мяча коснулся другой игрок. Плотно опекаемый игрок (в пределах одного нормального шага), который держит мяч, должен передать, бросить, откатить или повести мяч в течение 5 с.
3. Способность человека выполнять движения с большой амплитудой называют гибкостью. Это качество определяется уровнем подвижности в суставах. Упражнения на гибкость могут быть активными (выполняться самостоятельно) и пассивными (выполняться с помощью партнера, учителя, тренажеров или отягощений. Эти упражнения включают в се наклоны, вращения и махи.
Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневном выполнении упражненией. Выполнять эти упражнения следует вначале медленно, а потом быстрее. При появлении мышечных болей надо сразу же прекратить занятия. Однако допускать перерывы между занятиями более 1—2недель не следует.