С какой целью проводится самонаблюдение и что оно в себя включает?
3. Составьте правила соревнований с использованием одного из упражнений школьной программы. Раскройте особенности организации и проведение этого соревнования.
1.Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой и формируется на основе тех же природных задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культуры. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие важные качества личности, такие как смелость, воля, инициативность и терпимость. Эти качества приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями при активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни.
Занимаясь физической культурой, человек познает себя, других людей и окружающий мир. У него активно формируются не только смелость, волю, инициативность и терпимость, но и самостоятельность, творчество, развиваются мировоззрение и мышление, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, формируют не только физически культурного человека, но и целостную
личность, всесторонне и гармонично развитую, с ответствующую высокому уровню общей культуры Кроме того, физическая культура помогает противостоять таким вредным факторам, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Для примера рассмотрим подробнее положительное влияние занятий физической культурой на формирование такого качества, как сила воли. Воспитание силы воли человека возможно при выполнении самых разных физических упражнений. Возьмем комплекс утренней гимнастики. Его выполнение требует от человека известной дисциплины и самоограничения. Кроме того, повторение утренней зарядки каждый день в одно и то же время вырабатывает стабильность в поведении и поступках. Таким образом, воспитывается не только сила воли, но и привычка к ежедневному обязательному труду, в данном случае физическому, целеустремленность, настойчивость, упорство, самостоятельность, терпимость, выдержка и самообладание.
2. Самонаблюдение (самоконтроль) проводится для того, чтобы определить, какое воздействие оказывают физические нагрузки на организм. Самочувствие и работоспособность, как правило, довольно точно отражают общее состояние здоровья организма человека. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие, есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки. Они показывают, что организм справляется с нагрузками и их можно постепенно увеличивать. При чрезмерных нагрузках возникает утомление, может появиться раздражительность, вялость, одышка, головокружение, боли в сердце, иногда нарушается сон.
Самонаблюдение за состоянием своего здоровья можно проводить по субъективным и объективным показателям. Субъективными показателями являются самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься, работоспособность, болевые ощущения, внешние признаки утомления (окраска кожи лица и туловища, потливость и др.).
Объективными показателями являются частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, масса тела, результат выполнения теста на приседание, проба с задержкой дыхания и т. д. Частоту сердечных сокращений (пульс) можно измерить несколькими способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее, кончиками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывают с помощью секундомера или секундной стрелки часов за 10 с и полученную величину умножают на б (получается количество ударов за 1 мин). Физические упражнения повышают пульс. Чем больше нагрузка, тем он чаще. В спокойном состоянии пульс составляет 70—80 ударов в минуту. При легкой физической нагрузке пульс достигает 100—120 ударов в минуту, при средней — 130—150, при большой повышается до 180, а при очень большой до 200 ударов в минуту. После физических нагрузок через 5—10 мин частота сердечных сокращений приходит в норму.
Другие объективные показатели тоже могут быть измерены самостоятельно (масса тела) или с помощью специалистов.
3. Правила соревнований — это официальный документ, в котором указывают условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности участников, организаторов и судей. Они также определяют характер проведения соревнований (соревнования могут быть личными, командными, лично-командными), возраст участников, их права и обязанности, порядок допуска к соревнованиям, спортивную форму участников, состав судейской коллегии, ее права и обязанности, виды упражнений, дистанции, оборудование, инвентарь, требования к месту соревнования и многое другое, необходимое для организации соревнований. Ниже приведены правила соревнований с использованием одного из видов упражнений школьной программы.