Составьте комплекс упражнений или композицию ритмической гимнастики.
1. Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими характеристиками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способности к овладению двигательными навыками. Физическое развитие в достаточной степени зависит от наследственных факторов, однако в большей степени его характер, уровень, а также физические качества и способности зависят от условий жизни и воспитания.
Занимаясь физическими упражнениями, необходимо вести самонаблюдение за происходящими изменениями организма. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются такие количественные показатели, как частота сердечных сокращений, тренировочные нагрузки, результаты выполнения упражнений и тестовых заданий, результаты спортивных соревнований и т. д. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять факты неблагоприятного воздействия физических упражнений на организм и вносить необходимые поправки в процесс тренировочных занятий. В качестве примера можно рассмотреть изменение росто-весовых показателей.
Длину тела (рост) можно измерить, встав спиной к стене (касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками), сделать отметку, соответствующую высшей точке головы, и измерить эту длину сантиметровой лентой. Регулярно контролируя длину своего тела (например, раз в месяц), можно определить темпы своего роста за полгода, за год. Следует обратить внимание на то, что измерение надо проводить в одно и то же время суток, так как утром длина тела может быть на 1—2 см больше, чем вечером.
Массу тела (вес) нужно контролировать, измеряя ее хотя бы раз в месяц с помощью напольных весов
или весов в медицинском кабинете. Большой прирост массы тела происходит в подростковом и юношеском возрасте, но в любом случае вес человека должен соответствовать его росту. Одно из самых распространенных росто-весовых несоответствий — лишний вес. Он создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, осложняет работу опорно-двигательного аппарата, способствует возникновению многих серьезных заболеваний. Чтобы не допустить появления избыточного веса, следует регулярно заниматься физическими упражнениями.
Хорошее физическое развитие сопровождается высокой сопротивляемостью организма заболеваниям, особенно простудным. Зная и умело используя закономерности физического развития человека, можно воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование его форм и функций, повысить работоспособность и даже отодвинуть сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие.
2. Этот способ передвижения на лыжах используют на пологих спусках. После сильного толчка руками скользят на обеих лыжах, поставленных параллельно. Затем выполняют два шага с выносом палок вперед. После этого отталкиваются палками, ставя ноги снова параллельно друг другу, и скользят по инерции.
При использовании такого хода необходимо придерживаться определенных требований:
• при отталкивании и скольжении следует сохранять посадку;
• шаг должен быть ритмичным, широким и скользящим;
• палки должны одновременно выноситься вперед и одновременно ставиться в снег (на два шага);
• должен выполняться плавный нажим на поставленные палки и сильный толчок ими;
• должна соблюдаться согласованность движений туловища и рук при отталкивании;
• после отталкивания палками выносить палки вперед.
• Последовательность освоения одновременного двухшажного хода выглядит следующим образом.
• 1. Обучение правильному ритму в одновременном двухшажном ходе:
• а) обозначить одновременный двухшажный ход ступающим шагом с подсчетом: «раз — шаг, два — шаг, три — толчок (палками)» или «шаг, шаг, толчок»;
• б) то же упражнение, но скользящим шагом с протяжным произнесением счета «три» (протяженно);
• в) то же упражнение с работой рук; в медленном скольжении на счет «раз» — вынести вперед палки,на «два» — поставить палки в снег, на «три» — приставить ногу и оттолкнуться палками.
• 2. Обучение правильному ритму в одновременном двухшажном ходе при изменении темпа — выполнение одновременного двухшажного хода под
счет и без счета с изменением темпа движения.
• Наиболее характерные ошибки:
• а) неодновременный вынос и постановка палок;
• б) выполнение в цикле трех и более шагов;
• в) несогласованность в работе ног и рук.
3. Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики
Вприведенном ниже комплексе предлагаются простые упражнения, которые надо повторять без пауз для отдыха в ритме музыки.
Упражнения:
1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
2. Шаг с подскоком на месте.
3. И. п. — руки согнуты к плечам, пальцы в кулаке; на счет «раз» согнуть правую ногу, выставить вперед на носок, руки поднять вверх ладонями вперед (пальцы врозь); на счет «два» вернуться в и. п.; на счет «три» согнуть левую ногу и выставить вперед на носок, руки развести в стороны (пальцы врозь); на счет «четыре» принять и. п. Опорную ногу при выполнении упражнения не сгибать.
4. И. п. — руки разведены в стороны, предплечья приподняты вверх, ладони направлены вперед; на счет «раз» шагнуть правой ногой в сторону, предплечья опустить вниз, ладони отвести назад; на счет «два» приставить левую ногу к правой, руки возвратить в и. п.; на счет «три» и «четыре» то же, что на счет «раз» и «два»; на счет «пять — восемь» выполнить «раз — четыре», но в другую сторону. Предплечья следует опускать и поднимать резко.
5. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе; на счет «раз» с поворотом туловища направо выполнить полуприсед на двух ногах, левую руку согнуть к груди и разогнуть вперед кистью вверх; на счет «два» принять и. п.; на счет «три» выполнить то же, что на счет «раз», но другой рукой.
6. И. п. — руки согнуть к плечам, пальцы в кулаке; на счет «раз» выполнить полуприсед, правую руку поднять вверх; на счет «два» принять и. п.; на счет «три» выполнить полуприсед, левую руку поднять вверх; на счет «четыре» принять и. п.; на счет «пять» выполнить полуприсед, наклониться вправо, руки поднять вверх; на счет «шесть» принять и. п.; на счет «семь» выполнить полуприсед, наклониться влево, руки поднять вверх; на счет «восемь» принять и. п.
7. Бег на месте, вперед, назад, вправо, влево, с высоким подниманием бедра. Продолжительность бега вначале 30 с с постепенным доведением до 2 мин 30 с.
8. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе; на счет «раз» согнуть правую ногу и наклонить голову к правому плечу; на счет «два» согнуть левую ногу и наклонить голову назад; на счет «три» выпрямить правую ногу и наклонить голову к левому плечу; на счет «четыре» выпрямить левую ногу и наклонить голову вперед. То же упражнение выполнить в другую сторону. Голову переводить из одного положения в другое круговыми движениями.
Билет № 20
Что понимается под качеством «выносливость»? Основные правила развития этого качества в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр.
Раскройте основные приемы самомассажа и объясните, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой.
Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выделяют общую выносливость и выносливость в деятельности силового и скоростного характера.
Для развития выносливости необходимо выполнять двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до наступления утомления. При этом необходимо воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприятные ощущения утомления и повторять упражнения или игры после полного восстановления сил.
Наиболее распространенными средствами для развития общей выносливости являются продолжительный бег, плавание, передвижение на лыжах. Эти упражнения называют циклическими, так как движения в них непрерывно повторяются. Регулярно используя эти средства, можно проследить за объемом (количеством) и интенсивностью нагрузки и постепенно их увеличивать. При появлении усталости, плохом самочувствии нагрузку необходимо снизить. Можно использовать подвижные и спортивные игры, но в них самостоятельно регулировать нагрузку довольно трудно.
Во время самостоятельных занятий физической культурой для развития выносливости рекомендуется выполнять следующие упражнения:
1. Бег на средние и длинные дистанции с постепенным увеличением расстояния: медленный бег — от 400 до 1000 м, от 1000 м до 3000 м (рекомендуемая нагрузка в неделю — до 15 км); бег в среднем темпе (200 м) в сочетании с ходьбой (200 м); постепенное увеличение дистанции бега и уменьшение дистанции ходьбы (бег — 250 м, ходьба — 150 м и т. д.).
2. Плавание с постепенным увеличением преодолеваемой без остановок дистанции избранным стилем от 25 до 100 м. Рекомендуемая нагрузка в неделю — 1500 м.
3. Бег на лыжах с постепенным увеличением преодолеваемой дистанции до 3000 м. Рекомендуемая нагрузка — до 20 км.
Способствуют развитию выносливости кроссы по пересеченной местности; подвижные (салки, лапта и др.) и спортивные игры (баскетбол, мини-футбол и др.). Сначала достаточно играть по 20—30 мин, постепенно увеличивая время игры до 40—60 мин. В течение недели желательно отводить играм не менее 4—6 часов. Соблюдая принцип постепенного повышения нагрузки, для развития выносливости можно использовать прыжки со скакалкой, обычные и спортивные танцы.
2. Спортивную этику представляют такие понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и достоинство, справедливость и культура поведения. Спорт по своей сути глубоко гуманен. Он помогает человеку лучше познать свои силы, воспитать в себе упорство и мужество. Настоящий спортсмен никогда, даже если ему кажется, что судья не прав, не должен вступать с ним в спор или разговор при оценке ситуации. Лишь капитан команды имеет право обращаться к судье. Воспитанный спортсмен не позволит себе отказаться от выступления, тянуть время, сойти с дистанции, даже если знает, что проиграл состязание. После проигрыша важно уметь владеть собой, отдавая должное мастерству соперника, следует поздравить его с победой. Отношение к сопернику — показатель подлинной культуры и воспитанности спортсмена. Нужно обладать хорошей выдержкой, чтобы не выразить досады от действий партнера или соперника.
Соблюдать правила спортивной этики следует и во время уроков физической культуры, спортивных тренировок. По просьбе догнавшего соперника надо немедленно уступить ему лыжню, а обогнав идущего впереди, нельзя замедлять ход и мешать ему преодолевать дистанцию.
3. Самомассаж доступен всем. Его можно выполнять на уроках физической культуры и дома в свободное время. Самомассаж — полезное и эффективное средство снижения утомления и повышения работоспособности. Он усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает восстанавливать силы организма после интенсивных физических нагрузок. Можно массировать только здоровую и чистую кожу вымытыми и сухими руками. Самомассаж выполняется с максимальным расслаблением мышц.
Основные приемы самомассажа применяют в следующем порядке:
• поглаживание (выполняются одной или двумя руками, этим приемом начинают и заканчивают массаж);
• выжимание (выполняют также, как и поглаживание);
• растирание (производится по всем направлениям, особенно тщательно в области суставов);
• ударные приемы: поколачивание (легкие удары пальцами, слегка сжатыми в кулак), похлопывание (легкие удары прямыми и расслабленными пальцами со стороны мизинца), рубление (выполняют ребром кисти с широко разведенными и расслабленными пальцами);
• потряхивание (выполняют большим пальцем и мизинцем; действует успокаивающе).
Каждый прием массажа повторяют 3—6 раз. Общее время массажа не должно превышать 10 мин. Сначала массаж выполняют легко и мягко, а затем постепенно увеличивают силу воздействия.
Самомассаж левой и правой руки выполняют, сидя на стуле у стола. Левую руку надо положить на стол. Затем обхватить ее кистью правой руки и поглаживать, легко скользя от пальцев к плечевому суставу. Необходимо выполнить 5—7 поглаживаний по наружной стороне руки, а затем и по внутренней.
Самомассаж плеча проводят ладонью правой (левой) руки, надавливая ею на бицепс (двуглавую мышцу), выполняют скользящие движения от локтя к плечу. Затем, захватив между большим и остальными пальцами мышцу плеча, надо разминать ее, смещая при этом в сторону. Движения выполняют от локтя к плечу, не забывая после каждого приема производить поглаживание.
Самомассаж предплечья производят кистью правой (левой) руки, поглаживая его скользящими движениями от кисти до локтевого сустава. Затем четырьмя пальцами производят щипцеобразное разминание наружной стороны предплечья. По аналогичной схеме выполняют самомассаж пальцев, голеней, бедер, груди, шеи, спины и поясницы. При этом следует помнить, что подмышечные области, локтевые сгибы, пах и подколенные ямки массировать нельзя, так как там расположен лимфатические узлы.
Ноги надо массировать от пальцев к коленям а затем к паху; руки — от пальцев к плечам; грудь от грудины вдоль ребер к подмышкам; спину — больших ягодичных мышц к плечам и от позвоночного столба к бокам; живот — круговыми движениями по часовой стрелке; шею — от волосяного покрова головы к лопаткам.
Самомассаж нельзя производить при острых воспалительных процессах, лихорадочных состояниях кровотечениях, кожных и инфекционных заболеваниях с высокой температурой, заболеваниях сердца, почек и легких. Нежелательно выполнять массаж натощак.
В зависимости от цели применения различаю предварительный и восстановительный самомассаж.
При занятиях бегом трусцой производят предварительный самомассаж мышц бедра и голени (3— поглаживания, 3—5 выжиманий, 3—6 разминаний). Заканчивают самомассаж потряхиванием и поглаживанием.
Восстановительный самомассаж применяют дл восстановления работоспособности утомленных мышц, быстрого снятия усталости (часто достаточно 4—6 мин массажа, чтобы вновь обрести хорошую форму). Так, при появлении болей в мышцах и связках после бега надо встряхнуть мышцы ног. Для этого достаточно встать на одну ногу и потрясти другой и наоборот. Эти же движения можно проделать, лежа на спине. Во время встряхивания можно поглаживать ногу от стопы к паху.
Билет № 21
1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?