Формирование знаний, умений и навыков физических и специальных качеств в процессе ППФП.
Применение средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности основывается на выявлении переноса тренированности. И хотя упражнения, используемые в ППФП, не копируют профессиональных движений, как это было в трудовой гимнастике 20-х годов, однако они создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками. Явления переноса тренированности широко используется, например, при подготовке военнослужащих, при тренировке космонавтов, в процессе обучения рабочим профессиям, особенно связанным с пребыванием в экстремальных условиях – монтажник-высотник, водолаз, сталевар, бурильщик и др.
Овладение новым движением возможно только при наличии необходимого уровня развития основных физических качеств. ППФП не только направленно увеличивает физические возможности человека, но и улучшает общее функциональное состояние организма, то есть готовность выполнить любую физическую или умственную работу. Ведь чем богаче двигательный опыт, совершеннее координация движений, тем успешнее проходит процесс формирования разнообразных движений, навыков. Подводя итоги, можно сформулировать, три главные задачи, котрые решает ППФП: Обеспечивает эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности: улучшает приспособления к микроклиматическим условия производства, повышает устойчивость к профессиональным вредностям – шуму, вибрации и т.д. Расширяет арсенал прикладных двигательных координаций – активно участвуют в переносе и закреплении навыков; Увеличивает диапазон функциональных возможностей организма – улучшает те физические качества, которые прежде всего необходимы в конкретной профессиональной деятельности. На основе всего выше сказанного составляется Спортограмма, т.е. спортивная деятельность, улучшающая профессиональные качества человека. Виды спорта в разной степени развивают показатели физического развития, физической подготовленности, психофизические функции. Рассмотрим показатели, хорошее развитие которых требуется для большинства профессий.
Выносливость. Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Физиологической основой общей выносливости является аэробные возможности человека, обеспечивающие выполнение работы продолжительный промежуток времени. Выносливость часто и определиться как основное профессионально важное качество, обеспечивающее полноценное освоение профессии и высокопроизводительный труд.
В спортивной деятельности наибольшее развитие выносливости наблюдается в циклических видах спорта (лыжи, л/а, конькобежцы, велосипедисты), далее следует спортигровики и совсем небольшое развитие в видах, так называемых единоборствах, где выносливость специально не развивается.
Мышечная сила. Силу можно определить как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Она характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. При развитии силы различных групп изменяется телосложение – оно становиться рельефным, мускулистым. Сила измеряется динамометрами. Средние показатели силы кисти у мужчин – 40-50 кг, у женщин – 30-35 кг, у квалифицированных спортсменов показатели гораздо выше: 60-75 кг, и 50-55 кг – соответственно.
Для многих профессий важна мышечная сила. Ее можно развить занимаясь определенными видами спорта. Например, мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, легкоатлетов – метателей, а мышцы – сгибатели – у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.
Состояние вестибулярного аппарата. Исследования показали, что систематические занятия определенными видами спорта является хорошим тренингом для вестибулярного аппарата человека, его вегетативно – рефлекторная возбудимость после специальных тренировок заметно понижается. Испытания на кресле Барани показали незначительную возбудимость вестибулярного аппарата у борцов, акробатов, баскетболистов и конькобежцев. Это связано с тренировочными упражнениями имеющими элементы вращения.
Подвижность нервных процессов и функциональная подвижность нервной системы. Исследования показывают, что у представителей многих специальностей, требующих переключения внимания, эмоционального напряжения, успешность выполнения работы в огромной степени зависит от этих показателей. Некоторые виды спорта направленно развивают эти качества. Здесь можно порекомендовать: баскетбол, волейбол, настольный теннис, л/атл. (спринт, прыжки). Кроме того, занятия спортом, соревнования тоже являются тренировкой для нервной системы. Человек перестает бояться непривычного, учиться принимать решения в неожиданных ситуациях.
Функции зрительного анализатора. Футболисты говорят: «Хорошо видеть поле». Это значит быстро различать ситуацию, обладать большим объемом зрения, а следовательно быстро решать, как вести себя в данной игровой ситуации. Здесь преобладают виды спорта: фехтования, футбол, баскетбол, бокс.
Двигательный анализатор. Его функции – точность движения и усилия. Точность движения высока у спортсменов – игровиков, гимнастов, легкоатлетов – метателей, конькобежцев. У боксеров, баскетболистов, волейболистов, гимнастов и гребцов увеличивается и точность мышечных усилий.
Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры – особенно баскетбол и волейбол. Тренировка в спортивных играх вообще представляет большие возможности для развития многих психофизических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, представляющих повышенные требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического (двигательного) анализаторов.
Установлено, что свое профессионально-прикладное значение спорт лучше всего оправдывает тогда, когда он способствует развитию определенных двигательных к психофизических качеств, обретению навыков, которые наиболее характерны для данной производственной деятельности.
Поэтому виды спорта в целях ППФП классифицируют по развиваемым ими психофизическим качествам.
Наиболее детальная и удобная классификация для определения задач ППФП дана профессорами А.Б. Гандельманом к К.М.Смирновым.
Первую группу составляют виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений. Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду.
Во вторую группу входят виды спорта, характеризующиеся циклическими движениями, главная черта которых – развития выносливости. К ним относятся бег, конькобежный спорт, велоспорт.
Для третьей группы характерна сила и быстрота движений, в свою очередь она делиться на две подгруппы: перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика) и создание максимального ускорения при постоянной массе, (легкоатлетические метания).
Четвертая группа объединяет виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств.
Пятая группа особенно успешно тренирует центральную нервную систему в связи с необходимостью обеспечить опережающее и предупреждающее действие. К ней относится мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.
Шестая группа «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шахматы, русские шашки.
Седьмая группа тренирует способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Это современное пятиборье, биатлон.
Пользуясь профессиограммами и спортограммами, можно дать вполне обоснованные рекомендации для профессионального обучения.
Пригодность вида спорта для целей ППФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизических функций.
51. Формирование мотивов самостоятельных занятий.
Учёба в вузе – тяжёлый и напряжённый умственный труд, выполняемый в условиях дефицита времени на фоне резкого снижения двигательной активности. Действенной мерой по повышению умственной работоспособности и охране здоровья студентов является увеличение их двигательной активности за счёт самостоятельных занятий – физическими упражнениями.
Целью самостоятельных занятий могут быть: укрепление здоровья, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовки, повышение уровня спортивного мастерства по избранному виду спорта.
Главная задача самостоятельных занятий студентов отнесённых к специальной медицинской группе – ликвидация остаточных явлений после перенесённых заболеваний и устранение функциональных отклонений и недостатка физического развития.
Для студентов практически здоровых, но не занимавшихся ранее спортом (основная медицинская группа), главной задачей является повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма.
А для студентов – спортсменов основной задачей будет достижение более высоких результатов в избранном виде спорта.
В тоже время самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом должны быть направлены на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.
52. Формы и содержание самостоятельных занятий и их планирование.
Конкретные направления и организационные формы самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (восстановительное), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное направления.
Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья: УГГ, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавание, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.
Оздоровительно – рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание её в течение многих лет. Средствами подготовки по этому направлению является: УГГ, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и др.
Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта.
Профессионально – прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учётом особенностей профессии. Суть этой подготовки состоит, с одной стороны, в переносе приобретаемых двигательных умений и навыков на профессиональную деятельность. С другой стороны, под влиянием упражнений в Ц.Н.С. образуется огромное количество связей и путей, обеспечивающих более качественное выполнение профессиональных обязанностей. Проявление высших психических качеств человека зависят не от количества и размеров нервных клеток, а от того, как они связаны между собой. Это и объясняет важность физической подготовки в системе становления специалиста любого профиля.
Планирование самостоятельной работы студентов должно обеспечивать регулярность и систематичность самостоятельных занятий. Занятия должны планироваться так, чтобы не нарушался общий распорядок дня, выполнялись требования гигиены и питания.
Необходимо знать, что каждое тренировочное занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной заключительной.
Подготовительная часть (разминка) делится на две части: общеразогревающую и специальную. Общеразогревающая часть состоит из ходьбы, медленного бега, общеразогревающих упражнений на все группы мышц. Упражнения рекомендуется начинать с мелких групп мышц и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и на растягивание следует выполнять упражнения на расслабление.
Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятий те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящее в основной части занятия выполнения упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы.
В основной части изучаются спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка и развитие физических и волевых качеств. После разминки выполняются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники движений и на быстроту, затем упражнения на развитие силы и в конце основной части – упражнения для развития выносливости.
В заключительной части выполняются медленный бег, переходящий в ходьбу и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
При планировании и проведении самостоятельных занятий за основу берётся годичный тренировочный цикл.
Студентам при планировании и проведении самостоятельных занятий надо учитывать, что в период зачётно-экзаменационной сессии интенсивность и объём нагрузки следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха, количество часов и занятий в неделю надо уменьшать. Особое внимание в этот период следует уделять сочетанию умственной и физической работы.