Структура урока по физической культуре.
Целостный процесс физического воспитания человека осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Естественно, что построение занятий не может быть одинаково пригодными на все случаи педагогической практики. Они отличаются в зависимости от возраста, пола, физической подготовленности, личных интересов, внешних условий. Исходя из всего этого, занятия должны отличаться по форме и содержанию. В настоящее время сложились две группы:
1. Урочные.
2. Неурочные
Несмотря на отличия, все они имеют и общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах.
Главной особенностью урока является руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте.
Достоинства урока являются:
1. непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом;
2. близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся;
3. влияние коллектива на каждого занимающегося.
Уроки классифицируются по:
1. целевой направленности физического воспитания
Ø Урок общего физического воспитания (ОФП) служит целям создания фундамента физического развития.
Ø Урок специализированного физического воспитания (СФП) служит целям подготовки к конкретной двигательной деятельности.
2. основному предмету и содержанию занятия
Ø Узкопредметные (видовые), уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д.
Ø Комплексные включают разнообразие учебного материала (гимнастика, легкая атлетика и т.д.). Такие занятия чаще всего проводятся для общей физической подготовки занимающихся.
Структура урока:
1.подготовительная часть (7-10% от общего времени урока), основные задачи :
Ø организация занимающихся;
Ø постановка задач урока;
Ø подготовка организма занимающихся к нагрузкам.
2.основная часть (80-85% от общего времени)
Ø формирование знаний в области двигательной деятельности;
Ø обучение двигательным умениям и навыкам;
Ø воспитание физических и нравственно-волевых качеств.
3.заключительная (3-5% от общего времени)
Ø подвести итоги занятия;
Ø привести организм и психику занимающихся в оптимальное состояние;
Неурочные формы занятий:
Ø утренняя гимнастика;
Ø физкультурные паузы и «минутки»;
Ø прогулки, туристические походы и др.
42. Участие в спортивных соревнованиях. Соревнования как средство и метод подготовки спортсмена.
Спортивные соревнования в системе физического воспитания студентов рассматриваются, как органическая часть учебно-воспитательного процесса, как одно из мощных средств, способствующих росту массовости и повышения уровня спортивного мастерства студентов.
Соревнования способствуют развитию моральных качеств свойственных человеку - коллективизма, товарищества, сознание долга, ответственности, дисциплинированности, честности, настойчивости.
Большое значение соревнований - в повышении работоспособности организма спортсмена. Их следует рассматривать как тренировки с очень большой нагрузкой, поэтому участие в них способствует совершенствованию физических качеств, силы, быстроты, выносливости, ловкости, содействует повышению функциональных возможностей организма спортсмена. В соревновании совершенствуется техника, вырабатывается умение целесообразно использовать ее применительно к конкретным соревнованиям. В условиях соревнований обогащается не только опыт спортсмена, но и тактические умения, которые в сложных условиях спортивной борьбы может оказать влияние на достижение высокого спортивного результата и обеспечить победу.
Спортивные соревнования в огромной степени влияют на развитие и совершенствование моральных и волевых качеств, что в свою очередь определяет достижение определенного результата. Настойчивость, самообладание, стойкость в преодолении возникших трудностей, воля к победе, создают наиболее благоприятные условия для использования в полной мере функциональных возможностей организма, технической и тактической подготовки студента-спортсмена.
Спортивные соревнования рассматриваются как один из способов подведения итогов работы за определенный период, выявление состояния спортивной работы. Спортивные результаты, поведение команд и участников на соревнованиях позволяют с достаточной объективностью делать заключение о состоянии организационной, учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Важное значение спортивных соревнований заключается в том, что ими в значительной степени определяется направление, объем, интенсивность и содержание занятий при планировании учебно-тренировочной работы и самостоятельных занятий.
Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная, определяющая черта соревновательного метода — конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств.