I. Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России.
Занятие №1. Мы и мир вокруг нас.
В какой стране ты живёшь, и кто тебя окружает?
Какие ценности являются главными для государства, человека?
Россия – многоконфессионная страна. Понятие - религия. Виды религий.
Главные ценности православного человека.
Задание. Начните письменно отвечать на вопрос: «Что значит быть православным человеком?» (Скорее всего, полный ответ будет получен лишь на последнем занятии).
Занятие №2. Принятие православия Русью.
Отличие православия от других христианских вероисповеданий.
Русь языческая.
Выбор князя Владимира.
Святые Федор и Иоанн - первые мученики за веру.
Значение принятие веры Христовой для просвещения Русь.
Святыни Киевской Руси. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Церковь Покрова Божией Матери на Нерли.
Задание. С введением христианства пополнился словарь русского языка. Узнайте о происхождении слов «окаянный» и «раскаяние»
II. Основы православной культуры (часть 1)
Занятие №3. Библия. Священное Предание и Священное Писание.
Откровения естественные и сверхъестественные.
Откуда мы знаем о Боге?
История создания и авторство Библии.
Книги в составе Библии.
Завет – союз, договор.
Многообразие Священного Предания.
Связь Священного Предания и Священного Писания.
Цель Божественного Откровения.
Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Какие люди могут удостоиться содействия Святого Духа при чтении и изучении Священного Писания?»
Занятие №4. Что говорит о Боге православная культура.
Что такое любовь?
Вера - основа любой религии.
Библейское учение о Боге. (Свойства бога)
Бог – творец мира. Зачем Бог творит мир и человека?
Дары Бога: бессмертная душа, свобода, способность к творчеству, духовный ум, любовь - Образ Бога в человеке.
Бог-Троица. (Андрей Рублев, икона «Троица», Троице-Сергиева лавра, памятник Андрею Рублеву во Владимире).
Молитва. «Отче наш»: Как образец молитвы».
Задание. Прочитайте рассказ-притчу Г. Юдина «Следы». Ответьте письменно на вопрос: «Как Бог относится к человеку?»
Занятие №5. Божественное откровение о сотворении мира. Создание невидимого мира.
Великая радость жизни – жизнь в любви.
Вначале сотворил бог небо и землю.
Кто такие Ангелы?
Архангел Михаил.
Десница. Преисподняя – место вдали от Бога. Зло.
Ангелы хранители - Божья Матерь, Святой Александр Невский, Святой Валентин, -Великомученица Варвара и т.д.)
Задание. Напишите сочинение на тему «Мой Ангел Хранитель». Изготовьте из бумаги куклу Ангела.
Занятие №6. Божественное откровение о сотворении мира. Создание видимого мира.
«Вначале сотворил Бог небо и землю». Создание видимого мира.
«И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет».
Тверь – видимое небо.
Вода собралась в водоёмы, а освободившись, Земля покрылась растениями.
Засияли светила небесные.
Появляются рыбы и птицы.
Бог сотворил зверей и человека.
Лента времен: до новой эры и новая эра; до Рождества Христова и по Рождеству Христову: точка отсчета.
Задание. Начните индивидуальную работу над изготовлением макета «Создание Мира».
Занятие №7. Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей.
Что такое душа?
Чем она отличается от тела? (Иногда душа радуется, когда телу больно)
Когда душа становится богаче?
Чем человек не должен «кормить» душу?
Что такое совесть?
Святой авва Дорофей – три аспекта хранения совести.
Для чего Богу угодно было создать человека?
Человека Бог творил особенно.
Что такое бессмертная душа?
Жизнь первых людей в Раю.
Первородный грех человека, (непослушание и не покаяние).
Задание. Приготовьте устный ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы всегда жить по совести»? Закончите работу по изготовлению макета «Сотворение Мира».
Занятие №8. Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом.
Понятие о грехе.
Как рождается и развивается грех.
Грехи языка: сквернословие, ложь, ябедничество, злоречие, осуждение, пустословие и многословие.
Как Бог относится к согрешившим людям.
Как бороться с грехом.
Молитва – общение с Богом. (о силе молитвы)
Новозаветные таинства: Крещение, Покаяние, Причащение.
Задание. Попробуйте проследить последовательное вхождение греха в вашу душу на примере привязанности к телевизору или компьютеру. Восстановите сами все промежуточные звенья этой греховной цепочки, чтобы впредь никогда не доходить до ее конца.