Человеческая деятельность безопасно интегрирована в природную среду
Этот третий аспект привносит приставку "эко" в эко-деревню. Один из наиболее важных моментов данного принципа есть идеал равенства между человеком и остальными формами жизни, при котором человек не пытается доминировать над природой, а скорее находит подобающее место в ней. Другим важным принципом является цикличное использование материальных ресурсов вместо линейного подхода (вырыть, использовать один раз и выбросить навсегда), характерного для индустриального общества. Это приводит эко-деревни к использованию возобновимых источников энергии (солнечной, ветровой и т.д.) вместо ископаемых источников; к компостированию органических отходов, которые таким образом возвращаются земле, вместо того, чтобы забивать свалки и очистные сооружения; к вторичной переработке как можно большего количества стоков; к неупотреблению ядовитых и вредных веществ.
Поддерживает здоровое развитие человека
Четвертый принцип признает, что эко-деревни, в конце концов, являются человеческими общинами и без истинного здоровья ее читателей вряд ли могут быть успешными. Что же такое "здоровое развитие человека"? Мы не будем здесь пытаться дать точный ответ на этот вопрос, достаточно лишь сказать, что в нашем представлении оно включает сбалансированное и целостное развитие всех аспектов человеческой жизни — физической, эмоциональной, умственной и духовной. Здоровое развитие требует выражения не только в жизни отдельных индивидуумов, но также в жизни всего поселения в целом. Данный принцип имеет свои следствия в экономике, управлении и во всех общественных отношениях.
Может успешно продолжаться неопределенно долгое время
Последний принцип — принцип устойчивости — обязывает к определенной честности в концепции эко-деревни. Без него было бы легко (или, по крайней мере, легче) в короткое время создать поселения людей разумных размеров, которые будут казаться гармонично вписанными в природу и иметь все необходимые черты эко-поселения, но на самом деле будут в скрытом виде проживать капитал, накопленный в других частях общества; или зависеть от антиэкологической деятельности в других частях общества; или же не будут включать какой-нибудь важный аспект жизни (такой, как детей и стариков). Эти "слепые пятна" встречаются во многих существующих целевых общинах (и даже в большей степени, чем во всем индустриальном обществе!). Конечно же, мы все взаимозависимы и поселение разумных размеров не может быть совершенно многоплановым (мы не строим воздушных замков); но принцип устойчивости требует истинной честности и неэксплуатации по отношению к другим частям современного мира, как человеческого, так и всего остального, а также по отношению к потомкам.
Устойчивые поселения
Наконец, еще одно важное определение: для целей данного отчета мы будем использовать "устойчивые поселения" в качестве более широкого термина, включающего эко-деревни, скопления и сети эко-деревень и негеографические "общины" (как, например, различные деловые сообщества). В этом смысле, эко-деревня представляет собой конкретное место, либо в деревне, либо в городе-пригороде, которое достаточно невелико, чтобы вписываться в человеческий масштаб. Город не может быть эко-деревней, но город, состоящий из эко-деревень, может представлять собой устойчивое эко-поселение. Подобным образом, деловое сообщество, чьи члены живут в различных эко-деревнях, не является эко-деревней, но может быть типом устойчивого поселения.
Основной акцент данного отчета будет сделан на эко-деревнях, но многие из направлений, приложимых к ним, могут быть применимы также к другим типам устойчивых поселений. Очень важные уроки для эко-деревень можно извлечь из других типов устойчивых поселений, так что мы часто не будем делать четкого разграничения между теми и другими.
Вперед, а не назад
Если эко-деревни представляют собой столь великолепную идею, почему же мы уже не живем в них?
Этот вопрос и вызов, брошенный им, является ключевым как для отчета, так и для движения эко-деревень в целом.
Один из самых частых ответов состоит в том, что на самом деле большинство людей живут-таки в "эко-деревнях". Согласно этому взгляду, самой лучшей моделью эко-деревни является традиционная крестьянская деревня, и для того, чтобы обрести первозданную гармонию с природой и друг с другом, мы все должны вернуться к этому образу жизни. Мы не согласны с этим. Безусловно справедливо, что можно многому научиться у этих деревень (в которых по-прежнему живет около половины населения планеты). Однако, мы не думаем, что они воплощают идеал эко-деревни в том виде, как он здесь описан. Немногие бы сегодня (включая наиболее традиционных фермеров!) решились описывать эти деревни как имеющие все черты человеческой деятельности, способствующие здоровому развитию. Работа тяжела, продолжительность жизни невелика, возможности для развития личности и образования скудны (практически сведены к нулю для женщин), разнообразие жизненных укладов очень незначительно.
Вдобавок, гармония между этими деревнями и окружающей средой зачастую прямо зависит от низкой плотности населения -роскошь, которой мы больше не владеем. Жители традиционных деревень во всем мире используют три основных типа сельского хозяйства: вырубка или сжигание леса, суходолье и дождевое орошение; искусственное орошение. Из них первое наносит самый большой вред природе и требует очень низкой плотности населения; но и искусственное орошение, способное поддерживать большую плотность населения, вредит природе, как показывает опыт предшествующих цивилизаций, основанных на ирригации. И, наконец, традиционные деревни вряд ли можно считать образцами гармонии между людьми. Сельская жизнь, с современной точки зрения, зачастую болезненно патриархальна: ссоры и недоверие между дворами, между соседними деревнями, подозрительное отношение ко всему внешнему миру.
Мы еще вернемся к традиционным деревням и тем урокам, которые можно извлечь из них. Теперь же мы хотим со всей ясностью определить эко-деревни как отчетливо пост-индустриальный (и, вероятно, даже пост-сельскохозяйственный) феномен. Хотя они и вбирают в себя весь человеческий опыт, но никак не являются возвратом к любому предыдущему образу жизни. Эко-деревни вырастают из потребностей и возможностей, вызванных:
- новыми экологическими ограничениями (из-за высокого уровня плотности населения и технологии);
- новой техникой и технологиями (от лучшего понимания экосистем до более разветвленных каналов коммуникации; от эффективных технологий по возобновимому использованию ресурсов до новых форм организации общества);
- новым уровнем сознания (символизированным отчасти фотографией Земли из космоса, включающем глобальное знание, копленное за миллионы лет истории жизни на этой маленькой планете в безбрежности Вселенной).
Если эко-деревни действительно возникают из этих потребностей и возможностей, то ответ на вопрос, почему же мы до сих пор не живем в них, достаточно прост: эти потребности и возможности настолько новы, что мы как общество еще не успели осознать их. Хотя проницательные наблюдатели и первопроходцы понимали важность устойчивого образа жизни уже давно, большая часть технологий и знаний, на которых, вероятно, будут базироваться эко-деревни, появились менее 20-ти лет назад, а многие из них лишь в последние несколько лет. Несомненно, что многие из технологий еще даже не разработаны! В самом деле, лишь в последние три года лавинообразно стало нарастать понимание того, что вектор истории направлен к необходимости устойчивых моделей жизни. Мы, в лучшем случае, находимся в самом начале эры устойчивости, и можем ожидать, что основное развитие технологий и знаний, которые будут характеризовать эту эру, еще впереди.
В то же время, индустриальное общество, несмотря на его, очевидно возрастающий, недостаток устойчивости, имеет многовековую инерцию строительства общественных институтов и развития капитала. Учитывая мощную инфраструктуру промышленной эры и силу общественных стереотипов, для большинства людей гораздо легче продолжать возводить те же самые неустойчивые структуры, чем быть пионерами в области создания устойчивых поселений.
Проблемы эко-деревень
Однако, хоть и трудно быть первооткрывателями в строительстве устойчивых поселений, но не невозможно, и на этом пути встречаются награды! В самом деле, многочисленные группы делают это на протяжении десятков лет, как показывают исследования, приведенные в этом отчете. Чтобы оценить трудности, с которыми сталкивались первопроходцы, давайте рассмотрим проблемы, связанные со строительством эко-деревень.
Проблема биосистемы
Для того, чтобы осуществить идеал — безвредно вписать эко-деревню в естественную среду обитания, требуется, чтобы она была экологически дружественна в следующих аспектах:
· Сохраняла природную среду на своей территории
· Производила пищу, топливо и другие биоресурсы на месте
· Перерабатывала свои органические отходы
· Обеззараживала любые первоначально токсичные отходы. Перерабатывала все твердые отходы
· Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах посредством применения продуктов, произведенных вне ее
· Избегала неблагоприятного воздействия на окружающую среду в других местах вследствие использования и складирования любых продуктов.
Проблема строительной среды
Для осуществления же этого идеала необходимо чтобы эко-деревня:
· была построена из экологически дружественных материалов
· использовала возобновимые источники энергии
· обезвреживала все твердые, жидкие и газообразные отходы жилищ и других строений
· в минимальной степени использовала моторизованный транспорт
· была построена таким образом, чтобы в минимальной степени воздействовать на местную экосистему.
Для того чтобы осуществить идеал всестороннего развития личности требуется, чтобы здания в поселке:
· имели хорошее соотношение общественного и личного пространства
· способствовали взаимодействию жителей
· способствовали широкому кругу деятельности