Тема: Растительный мир саванн.

Задачи: формировать представление о саванне как травянистой равнине, об африканской саванне как территории, отличающейся уникальным и самым богатым и разнообразным растительным миром; расширить знания о разнообразии растений; содействовать дальнейшему развитию у школьников умения устанавливать особенности приспособления растений и животных к условиям жизни; воспитывать чувство удивления и восхищения целесообразностью строения живых организмов, поведения животных.

Ход урока

Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Работа по заданиям-тестам.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся с амазонских лесов через Атлантический океан на самый жаркий материк. Кто-нибудь знает, как называется он? Да, это Африка. Здесь находится одна с самых знаменитых пустынь – Сахара. Но больше Африка известна своими уникальными саваннами, где самый богатый и разнообразный животный мир. Почему саванны Африки отличаются самым богатым животным миром? На этот вопрос другие поможет ответить наш устный журнал «На просторах, где живут самые большие, самые высокие, самые быстрые, самые зубастые … »

Изучение нового материала

Наша первая страничка называется «Лето, зима. Почему теплее, чем у нас?» С помощью чего можно ответить на этот вопрос? А с помощью карты можно? После того, как ученики нашли на карте территорию, занятую саваннами, заслушиваются их мнения по этому вопросу (саванны находятся ближе к экватору, следовательно, там теплее). В саваннах круглый год тепло, и в отличие от нас там всего два времени года. Какие? Давайте узнаем из текста учебника (читаем первый абзац текста «Африканские саванны»). После чтения текста ученики отвечают на вопросы: Чем саванны похожи на экваториальные леса? (круглый год тепло) Чем отличаются? (В саваннах осадки выпадают неравномерно, поэтому различают влажное лето и сухую зиму.) Как погода отражается на растительности, найдите ответ в тексте и зачитайте.

Переворачиваем вторую страничку нашего журнала – «Почему они такие высокие и деревья среди них?». О чем, интересно, идет речь на этой страничке? Давайте прочитаем текст этой странички журнала, т.е. 2 – 4-й абзацы текста учебника. Вопросы после чтения: О чем речь в этой части текста? Как вы думаете, почему здесь растут такие высокие травянистые растения? (Много тепла, влажное лето.) Чем растительность саванн отличается от степи (сравниваются рисунки)? Какие деревья встречаются в саваннах? Почему в саваннах могут расти деревья? (Летом достаточно влаги.) Как деревья приспособлены к засушливому периоду – найдите в тексте и прочитайте.

Закрепление изученного материала.

Работа в парах: ответить на вопросы после статьи учебника.

Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ о растительном мире саванн.

Тема: Животный мир саванн.

Цели: формировать представление о саванне как травянистой равнине, об африканской саванне как территории, отличающейся уникальным и самым богатым и разнообразным животным миром; расширить знания о разнообразии животных; содействовать дальнейшему развитию у школьников умения устанавливать особенности приспособления растений и животных к условиям жизни; воспитывать чувство удивления и восхищения целесообразностью строения живых организмов, поведения животных.

Ход урока

Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказ детей о растительном мире саванн.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня продолжим путешествие по саваннам.

Изучение нового материала.

Следующая страничка … , а в прочем, давайте сами ее назовем. На этой страничке в начале идут одни головоломки. Разгадаем?!

Ученики получают задания (задания распределяются по рядам и организуется работа в парах):

1. Прочитайте как можно быстрее слова энциклопедиста А. Брема.

                                   
   
3. любознательны,
   
можно
 
с человеком.
 
 
   
1. Все
 
но
     
льва
       
сравнить
 
 
 
   
по
 
любопытству
 
       
2. животные
 

2. Узнайте, какая информация скрыта в этом лабиринте.

                                                   
   
быстрые
   
развить
 
свыше
 
 
   
скорость
   
Гепарды ­–
     
травянистых  
 
животные  
 
 
 
   
способные
 
   
равнин,  
       
секунды.
 
     
самые
 
   
90 км/час
 
       
всего
 
     
за 3
 
 




3. Узнайте, какая информация скрыта в этом лабиринте.

                                           
   
высокие.
 
самые
       
крупные
 
   
Слоны­–
     
животные,
   
наземные  
     
Страусы –
 
 
     
самые
 
 
жирафы –  
     
нелетающие
 
   
самые
 
   
крупные
 
птицы.
 
 

После обсуждения результатов работы, высказываются предложения по названию странички, например: «Самые, самые…». Учитель может сообщить детям следующую информацию:

Самая крупная нелетающая птица – страус. Вес может достигать более 150 кг, высота до 2, 7 м. Самая крупная летающая птица – африканская дрофа. Среди африканских слонов крупные особи достигают высоты в холке до 4 метров, весят свыше 7 тонн (в среднем самцы весят 5 т, самки – 3 т). Длина хобота может достигать больше 2 метров, а бивни в длину 3 – 4 метра. Жираф – самое высокое из ныне живущих млекопитающих. Высота его от земли до лба достигает 4, 8 – 5, 8 метров.

И еще есть задания на этой страничке, но чтобы их выполнить, нужно прочитать текст учебника до конца. Ученикам предлагаются задания (работают в микрогруппах, две микрогруппы выполняют одно задание, две – второе).

1.Прочитайте текст учебника на стр. … и узнайте по описанию животных:

В Африке живут:

огромные, сильные, длинноносые, «большеухие» …; (слоны)

большие, толстокожие, исключительно растительноядные…; (бегемоты)

пугливые, быстрые, полосатые, черно-белые, длинноногие …; (зебры)

пятнистые, длинношеие, длинноногие …; (жирафы)

зеленые, опасные …; (крокодилы)

пятнистые, быстрые, хищные, «усатые» …; (гепарды)

сильные, рыжие, гривастые … (львы)

(При обсуждении третьего вопроса учитель или ученики выставляет на доске рисунки названных животных.)

2. Прочтите текст на стр. … Решите кроссворд «Саванна». Подбери названия животных саванн Африки, которые можно вписать в клеточки кроссворда. Подсказкой служат первые буквы в названиях животных.

    Ж   г Г
Л      
       
С А В А Н Н А
             
           
         
       
     
     
     

Страничка «И снова: почему?» На этой страничке ответ, почему животный мир так богат и разнообразен. Но я думаю, что мы уже и сами можем дать ответ. Ваше мнение? После рассуждений учеников, ответы сравниваются с выводом учебника.

Хотите еще прочитать страничку для любознательных? После получения согласия учитель может немного рассказать о слоне (выбирает информацию по своему усмотрению).

Вы заметили, что у слона огромные уши. Зачем? ольшие уши слону не только помогают слышать (у слонов очень тонкий слух). Слоны не могут потеть, поэтому они охлаждаются, прячась в тени, а также излучая излишки тепла через огромные уши. Большие, постоянно колышущиеся уши помогают слону охлаждаться.

Гибкий хобот слона – это не нос, а верхняя губа, сросшаяся с носом. Хобот для слонов гораздо больше, чем рука для человека. Он для них является пятой конечностью, которой слоны весьма ловко управляют, используя для разных нужд. Он служит органом обоняния и осязания, а также органом, с помощью которого слон питается и издает громкие звуки, выражает свои эмоции. У слона отличное обоняние – животные чувствуют опасные запахи за много миль, поэтому ни один охотник не может к ним подойти с наветренной стороны Хоботом слоны отправляю в рот пищу и воду. С помощью хобота слоны обдирают кору с деревьев и ищут воду. Животные пользуются хоботом, когда принимают душ (обливаются водой) и когда посыпают себя пылью. Это делается для того, чтобы предохранить кожу от укусов насекомых и солнечных ожогов. Кроме того, хобот может стать оружием. Его сила велика: хоботом слоны могут поднять бревно весом до тонны. Этим свойством хобота давно пользуются люди. На протяжении тысячелетий люди обучали слонов поднимать, толкать и перетаскивать тяжелые предметы. Хобот слона заканчивается особым хватающим устройством, которое позволяет ему поднимать с земли мельчайшие предметы, даже монеты или пуговицы.

Несмотря на свое массивное телосложение слоны поразительно подвижны, легки в движениях. Слоны прекрасно плавают, причем над водой остается только лоб и кончик хобота, без видимых усилий преодолевают крутые подъемы. Совершенно бесшумно животные буквально прорезают густые заросли. Так и кажется, что они призрачны: ни треска, ни шороха, ни движения ветвей и листьев. Ровным, внешне неторопливым шагом слоны покрывают в поисках корма или уходя от опасности огромные расстояния, проходя за ночь десятки километров. Ступать бесшумно слону помогают замечательно устроенные ноги. На подошве ног, под кожей, имеется особая желеобразная, пружинистая масса, которая и позволяет передвигаться совершенно бесшумно. Кроме того, когда слон опирается на ногу, подошва расширяется, как бы набухает, опорная поверхность увеличивается. Но стоит слону разгрузить ногу, как она приобретает первоначальную форму. Поэтому слон легко преодолевает болотистые топи и не вязнет, даже погрузившись в трясину по брюхо.

На предпоследней страничке у нас дана карта (предъявляется карта полушарий). Нам нужно правильно заселить два «природных дома»: экваториальные леса Амазонии и саванны Африки. У учителя на столе контурные рисунки (можно и рисунки; если нет рисунков, используются карточки с названиями животных), которые по очереди представляются детям. Кто первый назвал животное или где оно обитает, берет рисунок (карточку) и прикрепляет на карту. По ходу работы можно спросить, почему то или иное животное не может жить в другом «природном доме».

Наши рекомендации