Античная цивилизация. Др. греция и рим.
В конце 2 - начале 1 тысячелетия до н.э. начинается переходный период к античной цивилизации. В это время наблюдается упадок ранее могущественных держав, зарождение новых локальных цивилизаций, перемещение мирового прогресса в северное Средиземноморье, где сформировался новый тип цивилизации - западный. Наибольшего развития он достиг в Древней Греции и Древнем Риме.
В истории античной цивилизации выделяют несколько локальных цивилизаций: греческая (период расцвета - Древние Афины V - IV вв. до н.э.); римская (достигшая расцвета в II в. до н.э. - I в. н.э.); эллинистический период (IV - III вв. до н.э., когда эпицентр культуры переместился в Александрию); в качестве самостоятельных (со своими эпицентрами культуры) выделяются также цивилизации Индии и Китая.
Отличия западного типа цивилизации от восточного и основные достижения античной цивилизации. В античности личность и ее права признавались первичными, а коллектив и общество - вторичными. Считалось, что человек центр вселенной. Появилась демократия, хотя и носила ограниченный характер. В античной цивилизации на первый план выдвинулись частнособственнические отношения и производство, ориентированное на рынок. В античную эпоху впервые в истории сложилась экономика как многоотраслевое хозяйство, в значительной степени ориентированная на рынок. В античности человек достиг удивительных высот в сфере культуры и искусства. В отличие от искусства Месопотамии или Древнего Египта, "подавлявшего" человека своим величием, восхвалявшего богов, фараонов и царей, античное искусство "возвышает" человека, радует совершенством красок и форм. Важнейшее место в культурном наследии древнего мира, сохранившегося до наших дней, занимает скульптура. Дворцы, храмы и общественные здания украшались фресками, мозаиками. Родоначальником живописи считается Аполодор из Афин, которому принадлежит открытие светотеней, применение полутонов. Настоящими шедеврами мировой культуры стали скульптуры Фидия, статуи Мирона, Праксителя, портреты Александра Македонского, созданные Писиппом. Ведущим направлением литературы с V в. до н.э. становится драматургия. "Отцом трагедии" называют афинянина Эсхила. Из числа литературных памятников раннеримской империи выделяются поэма Вергилия "Энеида", любовные элегии Овидия, стихи Горация, произведения первого римского прозаика Марка Порция Катона и др.
7. Миграция и переселение народов в древности. Проблема этногенеза славян в мировой историографии. Летописи о расселении славян на территории Бел.Формирование эйкумены и взаимодействие первых древних цивилизаций связаны перемещение людей и народов или миграция Первая массовая миграция или "великое переселение народов" произошла в еще в период бронзового века (около 3 тысячелетия до н.э.). Еще более мощную волну первого «великого переселения народов» составили индоевропейцы.
В 4-6 вв. н.э. произошло второе «великое переселение народов» -этническое перемещение германцев, славян, сарматских и других «варварских» племен на территорию Римской империи. Решающую роль в следующем «великом переселении народов» (1\/-\/1 вв.) сыграли германцы. Вслед за германцами в средней Европе свое место заняли балты ( литовцы, латыши, пруссы, ятвяги и др.) и славян. Германцы, балты и славяне - самые близкие народы по языку, прародине (вероятней всего - Передняя Азия), хозяйственной деятельности и общественно-политическим отношениям
Единой точки зрения на время возникновения славян, начальные этапы их истории нет.
Славяне занимали территорию Цент- ральной и Восточной Европы, от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Поднестровье и до Среднего Поднепровья на востоке.
В результате "второго великого переселения народов" славяне разделились на 3 группы: южные славяне - болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, лужичане; восточные славян .- русские, украинцы, белорусы. Существует несколько концепций этногенеза белорусов. Вот основные из них: польская концепция ; великорусская; кривичская; кривичско-дреговичско- радимичская; древнерусская; балтская и другие концепции.
В начале 90-х гг. новую концепцию возникновения Беларуси и этногенеза белорусов разработал историк-преподаватель БГУ Михаил Пилипенко. М.Пилипенко считает, что современная Беларусь входила в две диалектно-этнографические зоны общевосточнославянской Руси: южную («полесскую») и северную («белорусскую»).
характерная черта славянского этапа - широкое расселение славян, асси- миляция местного дославянского (балтского) населения и формирование дреговичей, радимичей, кривичей. Смешение этих и других славянских сообществ привело к образованию древнего этнического сообщества с общей территорией, которое получило название «Русь».
Становление европейской средневековой (СВ) цивилизации. Феодально-сословный строй
Падение Западной Римской империи (476 г.) ознаменовало собой завершение античной (рабовладельческой) цивилизации и переход к новой СВ (феодальной) цивилизации. СВ подразделяют ее на Раннее (V – IX вв.), Высокое (X - XIII вв.) и Позднее (XIV - XV вв.). Отличительной чертой было общество аграрно. Формировалось феодальное общество, основными классами которого являлись феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне. Наряду с феодальной собственностью существовала собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и продукты частного хозяйства, основанного на личном труде.Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. Крупнейшим феодалом – землевладельцем была церковь. Классовая борьба наиболее резко проявлялась в крестьянских восстаниях и войнах
Для СВ общества характерно стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, замкнутость сословий и социальных групп. Также СВ обществу был свойственен динамизм развития. Именно в эти времена возникли большая часть современных стран и народов. В период СВ произошло зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, болгар, чехов, русских, белорусов и др. СВ сформировало городской образ жизни. В это время появилось множество новых городов. СВ это период становления европейской христианской цивилизации, которая сформировалась на территории бывшей Римской империи. Христианство на протяжении всей своей истории развивалось в состоянии внутренних противоречий. Особенно острые-между западной церковью во главе с Папой Римским и восточной (византийской) во главе с Патриархом Конст. В результате в 1054г произошел раскол христ. Церкви на православие и католицизм
Несмотря на противоречия христ. Оставалось духовной основой всей евро- пейской цивилизации. Православная и католическая церкви явл-сь вли- ятельными политическими организациями, владели земельными угодиями, финансовыми средствами. Под религиозными идеями проводились крестовые походы (всего 8), в том числе и против славян 12-13вв
11.Первые княжества на территории Беларуси. Значение древнерусского этапа в исторических судьбах беларуси
Полоцкое княжество 10-11 век одно из крупнейших княжеств восточной Европы впервые упоминается в повести временных лет 862 г.Первый князь Рогволод дочь Рогнеда стала женой Владимира. Их сын положил начало династий полоцких князей Брачеслав и Всеслав Чародей и их потомки. Был княжеско-вечевой строй вся власть принадлежала князю важные дела решались на вече. Военные Силы – дружина и городское ополчение.
В XI в. полоцкий князь Брачислав в борьбе с Киевским князем Ярославом Мудрым за Новгород добился передачи Полоцку городов Витебск и Усвят, которые стояли на пути из Скандинавии в Византию. В 1066 г. полоцкие дружины во главе с сыном Брачислава Всеславом штурмом взяли Новгород. В ответ на это три князя - братья Ярославовичи - организовали поход на Полоцкую землю и захватили Минск, где на берегах Немиги 3 марта 1067 г. состоялась известная своей жестокостью битва. Борьба Полоцка с Киевом продолжалась до выхода Полоцкого княжества из-под власти великого киевского князя.
Туровское княжество (дреговичи) 980г упоминание. Здесь княжили все члены киевского княжеского дом. Управлял представитель князя- наместник. Вече-второстепенная роль. Ополчение-тысяцкий. 2 по значению город Пинск.
Берестье-1019г. Городня(1127) в посожье-Гомель.
Смоленское княжество- города Мстиславль.Кричев
На протяжении всего периода существования единого древнерусского государства - Киевской Руси - сформировалась довольно близкая в этническом плане для всего ее населения материальная и духовная культура, которая позднее стала важнейшим субстратом русской, украинской и белорусской культур. Совместная жизнь в одном государстве вела к становлению общей культуры и, прежде всего, к образованию понятного для всего народа языка. Постепенному становлению общего языка содействовало принятие христианства и связанное с ним распространение письменности на старославянском или церковнославянском языке.
О единстве культур предков русских, украинцев и белорусов свидетельствует не только устное народное творчество, памятники материальной культуры, но и письменные источники: древнерусские надписи, летописи и другие памятники древнерусской литературы