Античная цивилизация. Др. греция и рим.

В конце 2 - начале 1 тысячелетия до н.э. начинается переходный пе­риод к античной цивилизации. В это время наблюдается упадок ранее могущественных держав, зарождение новых локальных цивилиза­ций, перемещение мирового прогресса в северное Средиземноморье, где сформировался новый тип цивилизации - западный. Наибольшего развития он достиг в Древней Греции и Древнем Риме.

В истории античной цивилизации выделяют несколько локальных цивилизаций: греческая (период расцвета - Древние Афины V - IV вв. до н.э.); римская (достигшая расцвета в II в. до н.э. - I в. н.э.); эллинистический период (IV - III вв. до н.э., когда эпицентр куль­туры переместился в Александрию); в качестве самостоятельных (со своими эпицентрами культуры) выделяются также цивилизации Индии и Китая.

Отличия западного типа цивили­зации от восточного и основные достижения античной цивилизации. В античности личность и ее права признавались первичными, а коллектив и об­щество - вторичными. Считалось, что человек центр вселенной. Появилась демократия, хотя и носила ограниченный характер. В античной цивилизации на первый план выдвинулись частнособственнические отношения и производство, ориентирован­ное на рынок. В античную эпоху впервые в истории сложилась эко­номика как многоотраслевое хозяй­ство, в значительной степени ориентированная на рынок. В античности человек достиг удивительных высот в сфере культуры и искусства. В отличие от искусства Месопотамии или Древнего Египта, "подавлявшего" человека своим величием, вос­хвалявшего богов, фараонов и царей, античное искусство "возвыша­ет" человека, радует совершенством красок и форм. Важнейшее ме­сто в культурном наследии древнего мира, сохранившегося до наших дней, занимает скульптура. Дворцы, храмы и общественные здания украшались фресками, мозаиками. Родоначальником живописи считается Аполодор из Афин, которому принадлежит открытие светотеней, применение полутонов. Настоя­щими шедеврами мировой культуры стали скульптуры Фидия, статуи Мирона, Праксителя, портреты Александра Македонского, созданные Писиппом. Ведущим направлением литературы с V в. до н.э. стано­вится драматургия. "Отцом трагедии" называют афинянина Эсхила. Из числа литературных памятников раннеримской империи выделяются поэма Вергилия "Энеи­да", любовные элегии Овидия, стихи Горация, произведения первого римского прозаика Марка Порция Катона и др.

7. Миграция и переселение народов в древности. Проблема этногенеза славян в мировой историографии. Летописи о расселении славян на территории Бел.Формирование эйкумены и взаимодействие первых древних цивилизаций связаны перемещение людей и народов или миграция Первая массовая миграция или "великое переселение народов" произошла в еще в пери­од бронзового века (около 3 тысячелетия до н.э.). Еще более мощную волну первого «великого переселения наро­дов» составили индоевропейцы.

В 4-6 вв. н.э. произошло второе «великое переселение народов» -этническое перемещение германцев, славян, сарматских и других «вар­варских» племен на территорию Римской империи. Решающую роль в следующем «великом переселении народов» (1\/-\/1 вв.) сыграли германцы. Вслед за германцами в средней Европе свое место заняли балты ( литовцы, латыши, пруссы, ятвяги и др.) и славян. Германцы, балты и славяне - самые близкие народы по языку, прародине (вероятней всего - Перед­няя Азия), хозяйственной деятельности и общественно-политическим отношениям

Единой точки зрения на вре­мя возникновения славян, начальные этапы их истории нет.

Славяне занимали территорию Цент- ральной и Восточной Европы, от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Поднестровье и до Среднего Поднепровья на востоке.

В результате "второго великого переселения народов" славяне разделились на 3 группы: южные славяне - болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы; западные славяне - поляки, чехи, слова­ки, лужичане; восточные славян .- русские, украинцы, белорусы. Существует несколько концепций этногенеза белорусов. Вот основные из них: польская концепция ; великорусская; кривичская; кривичско-дреговичско- радимичская; древнерусская; балтская и другие концепции.

В начале 90-х гг. новую концепцию возникновения Беларуси и эт­ногенеза белорусов разработал историк-преподаватель БГУ Михаил Пилипенко. М.Пилипенко считает, что современная Беларусь входила в две диалектно-этнографические зоны общевосточнославянской Руси: южную («полесскую») и северную («белорусскую»).

характерная черта славянского этапа - ши­рокое расселение славян, асси- миляция местного дославянского (балтского) населения и формирование дреговичей, ради­мичей, кривичей. Смешение этих и других славянских сообществ привело к образованию древнего этнического сообщества с общей территорией, которое получило на­звание «Русь».

Становление европейской средневековой (СВ) цивилизации. Феодально-сословный строй

Падение Западной Римской империи (476 г.) ознаменовало собой завершение античной (рабовладельческой) цивилизации и переход к новой СВ (феодальной) цивилизации. СВ подразделяют ее на Раннее (V – IX вв.), Высокое (X - XIII вв.) и Позднее (XIV - XV вв.). Отличительной чертой было общество аграрно. Формировалось феодальное общество, основными классами которого являлись феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне. Наряду с феодальной собственностью существовала собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и продукты частного хозяйства, основанного на личном труде.Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. Крупнейшим феодалом – землевладельцем была церковь. Классовая борьба наиболее резко проявлялась в крестьянских восстаниях и войнах

Для СВ общества характерно стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, замкнутость сословий и социальных групп. Также СВ обществу был свойственен динамизм развития. Именно в эти времена возникли большая часть современных стран и народов. В период СВ произошло зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, болгар, чехов, русских, белорусов и др. СВ сформировало городской образ жизни. В это время появилось множество новых городов. СВ это период становления европейской христианской цивилизации, которая сформировалась на территории бывшей Римской империи. Христианство на протяжении всей своей истории развивалось в состоянии внутренних противоречий. Особенно острые-между западной церковью во главе с Папой Римским и восточной (византийской) во главе с Патриархом Конст. В результате в 1054г произошел раскол христ. Церкви на православие и католицизм

Несмотря на противоречия христ. Оставалось духовной основой всей евро- пейской цивилизации. Православная и католическая церкви явл-сь вли- ятельными политическими организациями, владели земельными угодиями, финансовыми средствами. Под религиозными идеями проводились крестовые походы (всего 8), в том числе и против славян 12-13вв

11.Первые княжества на территории Беларуси. Значение древнерусского этапа в исторических судьбах беларуси

Полоцкое княжество 10-11 век одно из крупнейших княжеств восточной Европы впервые упоминается в повести временных лет 862 г.Первый князь Рогволод дочь Рогнеда стала женой Владимира. Их сын положил начало династий полоцких князей Брачеслав и Всеслав Чародей и их потомки. Был княжеско-вечевой строй вся власть принадлежала князю важные дела решались на вече. Военные Силы – дружина и городское ополчение.

В XI в. полоцкий князь Брачислав в борьбе с Киевским князем Ярославом Мудрым за Новгород добился передачи Полоцку городов Витебск и Усвят, которые стояли на пути из Скандинавии в Византию. В 1066 г. полоцкие дружины во главе с сыном Брачислава Всеславом штурмом взяли Новгород. В ответ на это три князя - братья Ярославовичи - организовали поход на Полоцкую землю и захватили Минск, где на берегах Немиги 3 марта 1067 г. со­стоялась известная своей жестокостью битва. Борьба Полоцка с Киевом продолжалась до выхода Полоцкого княжества из-под власти великого киевского князя.

Туровское княжество (дреговичи) 980г упоминание. Здесь княжили все члены киевского княжеского дом. Управлял представитель князя- наместник. Вече-второстепенная роль. Ополчение-тысяцкий. 2 по значению город Пинск.

Берестье-1019г. Городня(1127) в посожье-Гомель.

Смоленское княжество- города Мстиславль.Кричев

На про­тяжении всего периода существования единого древнерусского госу­дарства - Киевской Руси - сформировалась довольно близкая в эт­ническом плане для всего ее населения материальная и духовная культура, которая позднее стала важнейшим субстратом русской, украинской и белорусской культур. Совместная жизнь в одном госу­дарстве вела к становлению общей культуры и, прежде всего, к об­разованию понятного для всего народа языка. Постепенному станов­лению общего языка содействовало принятие христианства и свя­занное с ним распространение письменности на старославянском или церковнославянском языке.

О единстве культур предков русских, украинцев и белорусов свидетельствует не только устное народное творчество, памятники материальной куль­туры, но и письменные источники: древнерусские надписи, летописи и другие памятники древнерусской литературы

Наши рекомендации