Европейская культура эпохи Возрождения

И Нового времени.

Возрождение (Ренессанс) – период культурного развития ряда стран Западной и Центральной Европы, но везде эта эпоха наступила в разное время. Например, в Италии (XIV – XVI вв.), а в Западной Европе – в конце XV – XVI вв. Эта культура получила и иное название – гуманизм (от латинского слова – humanus – человеческий, человечный). Этим словом обозначалась светская образованность, в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры – признание интересов и прав человека, которые игнорировались средневековой аскетической моралью. В центре внимания оказывается личность. Бог рассматривается как творческое начало, в уподоблении которому – предназначение человека. Аскетизм утратил свою роль. Главное – следовать человеческой природе, ощущать радость существования. А если человек создан природой для наслаждения, то и мир в котором он прибывает прекрасен. Достоинство заключается в том, чтобы возвыситься от «варварского», животного состояния до человеческого. В этом – свобода выбора, заложенная в человеке Богом. Истинно благородный человек не рождается таковым, но своими делами создает себя подобно творцу. Героический образ титана Прометея, бросившего вызов Зевсу – знамя новой культуры. Античная культура, с ее канонами красоты возрождается из пепла и объединяется с христианской. Деятели эпохи Возрождения, подобно древним грекам восхищаются красотой человеческого тела и воссоздают вновь античную скульптуру. Возрождаются подлинные труды Аристотеля и Платона и приходят на смену трактатов, исковерканных схоластами. Схоластические споры, со ссылкой на авторитеты отходят на задний план, т.к. личности, пытающейся докопаться до истины, не требуется подобного рода опора. Но при этом не следует забывать и о том, что в это же самое время европейское население вполне серьезно сжигает на кострах черных кошек, и во многих странах, параллельно с возрождением новых идей, пока еще вовсю полыхают костры инквизиции.

ВНовое время для Европы (XVII – XIX вв.) формируется единое культурное пространство. Основа его буржуазный способ правления, а, следовательно, развитие человеческой индивидуальности.

XVII в. – эпоха зарождения и становления рационализма.

XVIII в. – век Просвещения, когда носителем рационалистического сознания становится «третье сословие».

XIX в. – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.

Новоевропейская культура (XVII в.).

Предпосылка становления капитализма – великие географические открытия XV – XVI вв. и освоение европейцами практически всей планеты. Человек объявлен царем природы, следовательно, субъект стоит над объектом. Складывались нации, следовательно, национальные государства, национальные культуры и национальные отношения. Но в XVII в. ещё не было такого порабощения людей и антигуманного развития техники как в последующие столетия, следовательно, оптимистическое мировоззрение. Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую». Вера в мощь человеческого разума, в способность людей решить с помощью нации, возникающие перед ними проблемы. Исследователь из затворника-одиночки превращается в «легального» деятеля, хотя, его отношения с государством ещё очень сложны. Научная революция XVII в. началась стремительно, началась в математике и механике, объединив в себе два ствола точного знания: теорию и эксперимент. Античная и средневековая наука – сплошная теория. В XVII в. появляется экспериментатор, т.е. не наблюдатель, а испытатель природы, побуждающий её подчиниться своей воле.

Каравеллы Колумба и Магеллана, телескоп Галилея и микроскоп Ливенгука открыли необъятный мир микро и макро пространства несоизмеримый с обычным опытом и представлениями. Пространство и время особый и очень важный научный компонент.

Религия из сферы личной жизни все больше переходит в государственную, сливается со свободомыслием науки.

Пантеизм (отождествление бога с природой).

Деизм (ограничение функций бога по отношению к природе).

Войны, голод, эпидемии уже не порождают эсхатологических предчувствий. Происходит разрыв со средневековым и «сближение» с древнеэллинской культурой. Лейбниц (1646 – 1716) как и Пифагор (VI в. до н. э.) понимает Вселенную как единый и целостный организм. Гоббс, Локк, Спиноза, Гроций – теория естественного права и общественного договора.

Вопреки романтикам и моралистам великая цивилизация сила того времени – сила капитала – не была ни доброй, ни прекрасной, ни возвышенной.

Европейская цивилизация вырывается вперед за счет откровенного грабежа других народов, в том числе и народов с древнейшей культурой (Индия, Китай, Мексика). Европейское высокомерие ограничивало, прежде всего, развитие самого европейского просвещения.

Европейская культура XVIII в. – продолжает традиции XVII в., но и отличается от него. Вольтер, Руссо, Гете, Шиллер – сторонники и защитники идей о человеческой свободе, широком развитии личности, противники рабства. XVIII в, - век контрастов. Блеск Версаля и нищета масс. В производстве – переход от мануфактуры к более сложным технологиям и использованию природных сил (главным образом энергии) не в первозданном, а в переработанном виде.

Наука: монополия механико-математического знания уступает место опытным и описательным дисциплинам: физике, географии, геологии. Коллекционирование и систематизация огромного количества материала. В отличие от XVII в., в котором существовало лишь черное и белое в XVIII в. стали замечать полутона. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах перекликается с темой постоянства и изменчивости человеческой природы, её зависимости или независимости от внешних условий.

Во Франции критика религии велась с атеистических позиций. Гольбах называл её ложью и священной заразой, не покончив с которой невозможно покончить с деспотизмом феодалов. Кант считал, что человеческая личность и мораль автономны по отношению к религии.

Основной художественный стиль – барокко – стиль, соединивший готику с новыми тенденциями свободомыслия (стена взрывается) – символ двойственности эпохи. Рококо: вычурность, манерность, легкомыслие в противовес торжественности барокко. Лозунг эстетики рококо – искусство для наслаждения, мироощущение живущей одним днем предреволюционной аристократии. Лозунг Людовика XV «После нас хоть потоп».

Европейская культура XIX в.Следует вспомнить о том, что архитектура это не просто строительство и организация среды необходимой людям для жизни, но и эстетическое формирование окружения человека, и выражение идей в художественных образах. Давайте вспомним, как только не называли стили в архитектуре этого времени: классицизм (от латинского ciassicus – образцовый) стиль и направление в литературе и искусстве XVII – XIX вв, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу)[1], ампир (от французского empire – империя, ампир – стиль в архитектуре и декоративном искусстве первых трех десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, традиции Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Этот стиль сложился в период империи Наполеона I во Франции. В ряде стран, в том числе и в России, ампир стал выражением идей государственной независимости, отстаиваемой в антинаполеоновских войнах.). В любом случае, мы не можем не заметить прямую связь классицизма с античностью. Архитектура и скульптура это не только застывшая музыка, но и «окаменевшая идеология».

Если мы постараемся последовать за этой мыслью, то с удивлением увидим, что одно из основных отличий греческой архитектуры от римской заключается в том, что у греков несущей конструкцией являлись колонны, а у римлян – стена, поэтому колонны выполняли главным образом декоративную роль. Подобные сооружения в огромном количестве появляются в европейской архитектуре данного периода. Однако появление классицизма было вызвано и экономическими причинами. Дело в том, что на строительство классических зданий требовалось несколько меньше денег чем на сооружения в стиле «борокко».

В Европе вырастало поколение, глядящее на мир сквозь окна жилищ, созданных по античному образу и подобию. И именно поэтому, нас совсем не удивит то, что старая наполеоновская гвардия в битве при Ватерлоо на предложение англичан сдаться ответила: «Merde! Гвардия умирает, но не сдается». Впрочем, старая наполеоновская гвардия сплошь состояла из отборных героев.

Подобные образцы поведения восхваляются и в живописи, и в европейской литературе. Давайте бегло просмотрим несколько цитат из воспоминаний вымышленного А.Конан-Дойлем доктора Джона Г. Уотсона, отставного офицера военно-медицинской службы, который в 1878 году он окончил Лондонский университет, после чего прошел специальный курс для военных хирургов и получил назначение ассистентом хирурга в полк, стоящий в Индии. Догнал полк в Кандагаре (началась вторая война с Афганистаном). «Многим эта кампания принесла почести и повышения, мне же не досталось ничего, кроме неудач и несчастий. Меня перевели в Беркширский полк, с которым я участвовал в роковом сражении при Майванде. Ружейная пуля угодила мне в плечо, разбила кость и задела подключичную артерию. Вероятнее всего, я попал бы в руки беспощадных гази, если бы не преданность и мужество моего ординарца Мьюррэя, который перекинул меня через спину вьючной лошади и ухитрился благополучно доставить в расположение английских частей». Уже в этих строчках обрисовывается волевой и цельный характер благородного человека. А вот друг доктора Шерлок Холмс при смерти, его болезнь:

- Заразная при прикосновении, Уотсон, только при прикосновении! Держитесь от меня подальше, и все будет хорошо.

- Боже мой, Холмс! Неужели вы думаете, что это может иметь для меня какое-либо значение? Я бы пренебрег этим даже по отношению к постороннему мне человеку. Так неужели это помешает мне выполнить мой долг по отношению к вам, моему старому другу?

И какое нам дело до того, что Холмс притворяется и не подпускает доктора к себе лишь для того, чтобы не быть разоблаченным. Уотсон-то этого не знает. А в финале нас ждет счастливый конец. Негодяй будет наказан и справедливость восторжествует. Вымышленные герои живут по законам чести, и в течении столетий мальчишки будут зачитываться этими историями.

В XVIII – XIX вв. на этот путь свернет и российская культура.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как изменилась культура в эпоху Возрождения?

2. Сравните между собой культурные процессы, происходившие в Средние века и в эпоху Возрождения.

3. Какова роль античной культуры в становлении идеалов эпохи Возрождения и Нового времени?

4. Какие этапы в своем развитии проходила культура нового времени?

Наши рекомендации