Специальность 030501.65 «юриспруденция»

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030501.65 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

ГСЭ.Ф.04 «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Часть II

Санкт-Петербург

ББК 71

К 95

Автор

Кутузов А.В.,кандидат исторических наук, доцент, действительный член Академии военно-исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ РПА Министерства юстиции Российской Федерации

Рецензенты:

доктор политических наук, профессор А.И. Стребков (СПбГУ)

доктор философских наук, профессор В.П. Милецкий (СПбГУ)

кандидат философских наук, доцент Д.Н. Козырев (СЗФ РПА МЮРФ)

А.В. Кутузов. Культурология: учебное пособие Часть II. СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2007 -– 50 с.

В учебном пособии освещаются основные этапы культурного развития мировой цивилизации. Основное внимание уделено узловым моментам развития основ теории и истории культуры. Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений изучающих курс «Культурология».

Учебное пособие обсуждено и одобрено кафедрой гуманитарных и социально - экономических дисциплин (протокол № 11 от 29.08.2007 г.)

рекомендовано Ученым советом Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала Российской правовой академии Минюста России

(протокол № 1 от 29.09.2007 г.)

© Все права СЗФ РПА МЮ РФ, 2007

Содержание

9. Европейская культура эпохи Возрождения и Нового времени………………………………………………………………...4

10. Проблемы развития отечественной средневековой культуры IX – XVII вв………………………………………………7

11. Российская культура XVIII – XX вв……………………18

12. К вопросу о влиянии образов древнерусской литературы на создание советской культуры………………………..……31

13. Судьбы российской культуры на рубеже веков……………………………………………………………………43

Европейская культура эпохи Возрождения

И Нового времени.

Возрождение (Ренессанс) – период культурного развития ряда стран Западной и Центральной Европы, но везде эта эпоха наступила в разное время. Например, в Италии (XIV – XVI вв.), а в Западной Европе – в конце XV – XVI вв. Эта культура получила и иное название – гуманизм (от латинского слова – humanus – человеческий, человечный). Этим словом обозначалась светская образованность, в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры – признание интересов и прав человека, которые игнорировались средневековой аскетической моралью. В центре внимания оказывается личность. Бог рассматривается как творческое начало, в уподоблении которому – предназначение человека. Аскетизм утратил свою роль. Главное – следовать человеческой природе, ощущать радость существования. А если человек создан природой для наслаждения, то и мир в котором он прибывает прекрасен. Достоинство заключается в том, чтобы возвыситься от «варварского», животного состояния до человеческого. В этом – свобода выбора, заложенная в человеке Богом. Истинно благородный человек не рождается таковым, но своими делами создает себя подобно творцу. Героический образ титана Прометея, бросившего вызов Зевсу – знамя новой культуры. Античная культура, с ее канонами красоты возрождается из пепла и объединяется с христианской. Деятели эпохи Возрождения, подобно древним грекам восхищаются красотой человеческого тела и воссоздают вновь античную скульптуру. Возрождаются подлинные труды Аристотеля и Платона и приходят на смену трактатов, исковерканных схоластами. Схоластические споры, со ссылкой на авторитеты отходят на задний план, т.к. личности, пытающейся докопаться до истины, не требуется подобного рода опора. Но при этом не следует забывать и о том, что в это же самое время европейское население вполне серьезно сжигает на кострах черных кошек, и во многих странах, параллельно с возрождением новых идей, пока еще вовсю полыхают костры инквизиции.

ВНовое время для Европы (XVII – XIX вв.) формируется единое культурное пространство. Основа его буржуазный способ правления, а, следовательно, развитие человеческой индивидуальности.

XVII в. – эпоха зарождения и становления рационализма.

XVIII в. – век Просвещения, когда носителем рационалистического сознания становится «третье сословие».

XIX в. – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.

Новоевропейская культура (XVII в.).

Предпосылка становления капитализма – великие географические открытия XV – XVI вв. и освоение европейцами практически всей планеты. Человек объявлен царем природы, следовательно, субъект стоит над объектом. Складывались нации, следовательно, национальные государства, национальные культуры и национальные отношения. Но в XVII в. ещё не было такого порабощения людей и антигуманного развития техники как в последующие столетия, следовательно, оптимистическое мировоззрение. Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую». Вера в мощь человеческого разума, в способность людей решить с помощью нации, возникающие перед ними проблемы. Исследователь из затворника-одиночки превращается в «легального» деятеля, хотя, его отношения с государством ещё очень сложны. Научная революция XVII в. началась стремительно, началась в математике и механике, объединив в себе два ствола точного знания: теорию и эксперимент. Античная и средневековая наука – сплошная теория. В XVII в. появляется экспериментатор, т.е. не наблюдатель, а испытатель природы, побуждающий её подчиниться своей воле.

Каравеллы Колумба и Магеллана, телескоп Галилея и микроскоп Ливенгука открыли необъятный мир микро и макро пространства несоизмеримый с обычным опытом и представлениями. Пространство и время особый и очень важный научный компонент.

Религия из сферы личной жизни все больше переходит в государственную, сливается со свободомыслием науки.

Пантеизм (отождествление бога с природой).

Деизм (ограничение функций бога по отношению к природе).

Войны, голод, эпидемии уже не порождают эсхатологических предчувствий. Происходит разрыв со средневековым и «сближение» с древнеэллинской культурой. Лейбниц (1646 – 1716) как и Пифагор (VI в. до н. э.) понимает Вселенную как единый и целостный организм. Гоббс, Локк, Спиноза, Гроций – теория естественного права и общественного договора.

Вопреки романтикам и моралистам великая цивилизация сила того времени – сила капитала – не была ни доброй, ни прекрасной, ни возвышенной.

Европейская цивилизация вырывается вперед за счет откровенного грабежа других народов, в том числе и народов с древнейшей культурой (Индия, Китай, Мексика). Европейское высокомерие ограничивало, прежде всего, развитие самого европейского просвещения.

Европейская культура XVIII в. – продолжает традиции XVII в., но и отличается от него. Вольтер, Руссо, Гете, Шиллер – сторонники и защитники идей о человеческой свободе, широком развитии личности, противники рабства. XVIII в, - век контрастов. Блеск Версаля и нищета масс. В производстве – переход от мануфактуры к более сложным технологиям и использованию природных сил (главным образом энергии) не в первозданном, а в переработанном виде.

Наука: монополия механико-математического знания уступает место опытным и описательным дисциплинам: физике, географии, геологии. Коллекционирование и систематизация огромного количества материала. В отличие от XVII в., в котором существовало лишь черное и белое в XVIII в. стали замечать полутона. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах перекликается с темой постоянства и изменчивости человеческой природы, её зависимости или независимости от внешних условий.

Во Франции критика религии велась с атеистических позиций. Гольбах называл её ложью и священной заразой, не покончив с которой невозможно покончить с деспотизмом феодалов. Кант считал, что человеческая личность и мораль автономны по отношению к религии.

Основной художественный стиль – барокко – стиль, соединивший готику с новыми тенденциями свободомыслия (стена взрывается) – символ двойственности эпохи. Рококо: вычурность, манерность, легкомыслие в противовес торжественности барокко. Лозунг эстетики рококо – искусство для наслаждения, мироощущение живущей одним днем предреволюционной аристократии. Лозунг Людовика XV «После нас хоть потоп».

Европейская культура XIX в.Следует вспомнить о том, что архитектура это не просто строительство и организация среды необходимой людям для жизни, но и эстетическое формирование окружения человека, и выражение идей в художественных образах. Давайте вспомним, как только не называли стили в архитектуре этого времени: классицизм (от латинского ciassicus – образцовый) стиль и направление в литературе и искусстве XVII – XIX вв, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу)[1], ампир (от французского empire – империя, ампир – стиль в архитектуре и декоративном искусстве первых трех десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, традиции Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Этот стиль сложился в период империи Наполеона I во Франции. В ряде стран, в том числе и в России, ампир стал выражением идей государственной независимости, отстаиваемой в антинаполеоновских войнах.). В любом случае, мы не можем не заметить прямую связь классицизма с античностью. Архитектура и скульптура это не только застывшая музыка, но и «окаменевшая идеология».

Если мы постараемся последовать за этой мыслью, то с удивлением увидим, что одно из основных отличий греческой архитектуры от римской заключается в том, что у греков несущей конструкцией являлись колонны, а у римлян – стена, поэтому колонны выполняли главным образом декоративную роль. Подобные сооружения в огромном количестве появляются в европейской архитектуре данного периода. Однако появление классицизма было вызвано и экономическими причинами. Дело в том, что на строительство классических зданий требовалось несколько меньше денег чем на сооружения в стиле «борокко».

В Европе вырастало поколение, глядящее на мир сквозь окна жилищ, созданных по античному образу и подобию. И именно поэтому, нас совсем не удивит то, что старая наполеоновская гвардия в битве при Ватерлоо на предложение англичан сдаться ответила: «Merde! Гвардия умирает, но не сдается». Впрочем, старая наполеоновская гвардия сплошь состояла из отборных героев.

Подобные образцы поведения восхваляются и в живописи, и в европейской литературе. Давайте бегло просмотрим несколько цитат из воспоминаний вымышленного А.Конан-Дойлем доктора Джона Г. Уотсона, отставного офицера военно-медицинской службы, который в 1878 году он окончил Лондонский университет, после чего прошел специальный курс для военных хирургов и получил назначение ассистентом хирурга в полк, стоящий в Индии. Догнал полк в Кандагаре (началась вторая война с Афганистаном). «Многим эта кампания принесла почести и повышения, мне же не досталось ничего, кроме неудач и несчастий. Меня перевели в Беркширский полк, с которым я участвовал в роковом сражении при Майванде. Ружейная пуля угодила мне в плечо, разбила кость и задела подключичную артерию. Вероятнее всего, я попал бы в руки беспощадных гази, если бы не преданность и мужество моего ординарца Мьюррэя, который перекинул меня через спину вьючной лошади и ухитрился благополучно доставить в расположение английских частей». Уже в этих строчках обрисовывается волевой и цельный характер благородного человека. А вот друг доктора Шерлок Холмс при смерти, его болезнь:

- Заразная при прикосновении, Уотсон, только при прикосновении! Держитесь от меня подальше, и все будет хорошо.

- Боже мой, Холмс! Неужели вы думаете, что это может иметь для меня какое-либо значение? Я бы пренебрег этим даже по отношению к постороннему мне человеку. Так неужели это помешает мне выполнить мой долг по отношению к вам, моему старому другу?

И какое нам дело до того, что Холмс притворяется и не подпускает доктора к себе лишь для того, чтобы не быть разоблаченным. Уотсон-то этого не знает. А в финале нас ждет счастливый конец. Негодяй будет наказан и справедливость восторжествует. Вымышленные герои живут по законам чести, и в течении столетий мальчишки будут зачитываться этими историями.

В XVIII – XIX вв. на этот путь свернет и российская культура.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как изменилась культура в эпоху Возрождения?

2. Сравните между собой культурные процессы, происходившие в Средние века и в эпоху Возрождения.

3. Какова роль античной культуры в становлении идеалов эпохи Возрождения и Нового времени?

4. Какие этапы в своем развитии проходила культура нового времени?

Русская культура ХVI века.

Есть исторические деятели, о которых все знают. К их числу относится Иван Грозный. Кто не знает, что он создал опричнину, жестокий и кровавый террор против своих подданных. Кто не знает, что в припадке дикого гнева он убил собственного сына? При нем были присоединены Казань и Астрахань, началось завоевание Сибири, борьба за выход России к морям. При нем была освоена типография Ивана Федорова и напечатаны первые русские книги. Многие знают, что у него было много жен…

Но кто знает, что Грозный писал стихи на немецком языке? Что он сочинял музыку и дирижировал хором? Много ли известно, что под его руководством и при его участии была заново переписана история России с древнейших времен и создана многотомная всемирная история?

Для чего это надо знать? Многие сегодняшние проблемы пришли в нашу страну из прошлого. Например, крепостничество было создано при Иване Грозном…

Разве не встречаемся мы сегодня с пережитками имперского сознания - неуважением к свободолюбивым чаяньям малых народов, попыткам всем руководить из центра? Корни этого процесса уходят в XVI век, во времена холопства и верноподдничества, обожествления верховной власти. Разве не сталкиваемся мы и сегодня с непониманием преимущества демократических методов решения насущных вопросов жизни общества над авторитарными, диктаторскими?

А ведь именно Иван Грозный был основоположником и идеологом единодержавия, страстно боролся против парламентаризма, доказывая, что единовластие - единственная форма власти, обеспечивающая защиту интересов всех подданных без различия классов. Именно эту идею он настойчиво утверждал своим пером как публицист, именно эту идею он воплощал в жизнь с помощью кровавого террора поражавшего современников. Так закончились начавшиеся в начале правления Ивана IV реформы… В течение своего правления Иван Грозный проводил в жизнь основной принцип «равноправия»: «Все равны перед деспотом - равны нулю».

Кому не знакомы с детства строки Пушкинской сказки о Золотом петушке?

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга глядь,

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, лихие гости

Идут от моря…

Обстановка, кстати, совсем не сказочная. Такова была жизнь молодого русского государства, сложившегося к началу XVI века вокруг Москвы. Поэтому и ездили вдоль бескрайней окраинной полосы сторожевые заставы. Стояли на «годовании» (посменно по году) в опорных пунктах полки первой очереди.

Врага необходимо было обнаружить на бескрайних «татарских» равнинах. Существовали дороги, называвшиеся императорскими, крымского хана, великого хана и пр. На равнинах здесь и там были рассеяны по нескольку дубов, удаленных на 8,10,40 верст друг от друга. Под большинством из них стояло по 2 часовых. Один караулил на вершине, другой пас оседланных коней. Если караульный видел клубы пыли, он слезал с дерева, вскакивал на лошадь и скакал ко второму дереву, крича и делая знаки, что он видел людей. Его замечают и, засекая направление пыли, посылают нижнего скакать дальше. Итак, из рук в руки до первой крепости, хотя во многих случаях это табун диких лошадей. Но если тот кто остался является и подтверждает это сообщение, то часовые рассеиваются и отходят вглубь и идя по следу войска выясняют его приблизительную численность по следу в траве(которая высотой больше лошади, так как ее специально поджигают каждую весну, чтобы не было корма для татарских лошадей).Численность татар распознавали по глубине протоптанной или колеи или по количеству пыли… И тогда потаенными тропинками скачут в крепость с более подробными сведениями.Таких людей называли «вестовщиками», они по заранее разработанным маршрутам передавали вести. Полученные сообщения незамедлительно рассматривались царем и Боярской Думой. Интересно, что разрядная книга за 100 лет зафиксировала всего один случай, когда Дума признала ошибочным сообщение пограничной службы. В 1570 году поступило сообщение о готовящемся наступлении крымского хана. К несчастью ошиблась не разведка, а поверившая ей Боярская Дума. В том году именно с названного направления начался знаменитый набег на Давлет-Гирея. Он закончился сожжением Москвы. Татары славились своим умением наносить удары неожиданно. Они не брали с собой поклажи, а добычу составляли только пленники. У каждого из них было подменные лошади, на которых они могли перепрыгивать на ходу (рысь). Из оружия - лук, стрелы и сабля. Прекрасно стреляли на скаку. Более походили на привидения, чем на людей.

Разрядная книга, дает лаконичное, но яркое описание этого события… «крымский хан посады на Москве зажег, и от того огня грех ради наших, оба города выгорели, не осталось ни единой храмины, а горело всего 3 часа… дворян многу и народу бесчисленно… затхнулся от пожарного зною… И прииде государь к Москве. И видя ту великую беду, излил многие слезы, и повеле град прятити (восстанавливать) и мертвых людей…»

Как тут не вспомнить о золотом петушке.

«Ждут, бывало с юга…» - дьяки разрядного приказа записывают: «Крымский хан, царевичи и мурзы идут на русские украинцы».

«Ан с востока лезет рать…» «Казанские и астраханские немцы подошли под Орешек».

Ливонцы, польские паны – и так изо дня в день из года в год.

Из Официальной разрядной книги мы узнаем, как награждались воины и военачальники. Сначала присланный от царя боярин говорил: «Государь царь и великий князь велел вам поклониться и велел вас о здравии спросить». Затем следовали награды: монеты различного достоинства: «золотой притугальский» (Португальский), «золотой корабельный» (с изображением кораблика), «золотой московский» и др. Награда, зависела не от конкретных боевых действий, а по положению данного лица «по человеку смотря». Воеводам за победу давали «по шубе да по кубку» именно такая шуба называлась с царского плеча. Другим – шубы, ценой в 100, 60, 50, 35, 20 и 15 рублей, серебряные кубки, ковши, чарки. Так, предку автора сказки о золотом петушке «Григорию Григорьевичу сыну Сулейши Пушкину – шуба 20 рублев да чарка 2 гривенки, да ему ж 5 рублев за рану».

В Казанской истории, написанной в честь взятия войсками Ивана IV Казани, читаем: «Воеводы же московские, где убо ощутившие варвар, и на кого украину пришедших и тако там, собравшихся, прогоняху их и как мышей давяху и побиваху. Тобо есть от века… дело варварское и ремесло – кормиться войною».

В песнях о взятии Казани Иван Грозный – герой, в других – ирод…

На фоне такой быстроменяющейся исторической обстановки и появляется песня 16 века про царя Ивана Васильевича и купца…

Неправда ли, так и хочется подставить здесь имя лермонтовского героя, купца Степана Калашникова? И надо сказать, что это искушение как оказывается, отнюдь не беспочвенно. Хотя в повести, о которой идет речь, стоит другое имя – Харитон Белоулин.

Летом 1958г. Отделом рукописи Государственной публичной библиотеки была приобретена рукопись – обрывок какого-то сборника, конца 17 века – всего несколько листиков, обтрепанных, перепутанных, сшитых веревкой. Рукопись была завернута в лист бумаги, на котором карандашом была сделана надпись: «из города Пустозерского была привезена 1923».

Там, не имеющее начала древнерусское повествование об Иване Грозном и купце Харитоне Белоулине, до того не известном. Сочетание реальности и вымысла. Иван IV – лицо историческое, а вот купец Харитон – вымышленное. До этого момента древнерусская литература не знала вымышленных героев. Все герои и антигерои – реальны (Кончак, Мамай и так далее). И вдруг внезапно выясняется, что ряд героических персонажей русской литературы типизировавших образы борцов за справедливость и за правду, берет начало еще в 16 веке и открывается никому не ведомым именем купца Харитона. Содержание повести относится к событиям хорошо известным. Иван IV казнил заговорщиков июльским утром 1570г., выведено на казнь 300 «знатных мужей», казнено было 116-120. Остальные отпущены. Вот отражение этого в повести: «в лето 7082г. … на пожаре среди Москвы уготовлено 300 плах, а в них 300 топоров и 300 палачей стояху и у плах онех… Царь и великий князь Иван Васильевич выехав на площадь в черном платье и на черном кони с сотники и стрельцы и повелел палачам имати по человеку из бояр и из окольничих и из стольников и из гостей… казьнити. Взяма же осьмого именем Харитона Белоулина и не могла на плаху склонити, бе бо велик возрастом и силен вильми…» А дальше события разворачиваются как в современном фильме ужасов. Харитон кричит Ивану Грозному, обидные слова о том, что царь - убийца невинных людей. Псари его скручивают и отрубают голову, кровь омывает плаху. Но отрубленная голова катится по алой земле продолжая выкрикивать обличительные слова царю, а обезглавленное тело встает и трясется. Оно стояло долго и упало лишь тогда, когда напуганный этим таинственным небесным знамением Иван Грозный повелел отменить казнь и всех помиловать.

Пожар в столице устроил Давлет Гирей, что позволяет точно идентифицировать время казни. Одеяние царя опричное, черное и скручивают Харитона «псари» т.е. опричники у которых «песья голова», приточенная к седлу символизировала то, что они преданы царю как собаки. Факт помилования совпадает, но в повести иное число казненных, чем в исторических источниках (7 против 120). И мы видим, как не в силах противостоять массовым казням, неизвестный писатель создает образ народного заступника, который смертью попирает смерть.

Насколько потрясли казни новгородцев современников, что в литературе появился первый известный нам вымышленный персонаж.

А бытовая жизнь шла своим чередом. На рубеже веков все привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. Лавочники лежали и спали прямо перед закрытыми лавками. Лжедмитрий не спал после обеда и не ходил в баню, поэтому люди сразу поняли, что запахло Европой.

Русская культура 17 века.

Завершается история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всеобщего «обмирщения», возрастание государственной регламентации общественной жизни. В это время пробиваются первые ростки мирской культуры и расколом «взрывается» церковная.

В литературе формируется светское направление, в живописи – разрушение иконографических канонов и появление реалистических тенденций. Вчерашние иконописцы делают первые, пока еще робкие шаги, в своих светских «парсунах» пытаясь передавать объем.

Уровень грамотности повышается: помещики - 65 %, купцы – 96%, посадские люди – примерно 40 %, крестьяне - 15%, стрельцы, пушкари, казаки – 1%. Грамоте чаще всего обучали в семье, существовали пособия по домашнему обучению. Буквари включали статьи по вероучению, педагогике, словари.

Азбуковники – словари иностранных слов со сведениями о правописании, падежах, склонениях и т.д., философские понятия, сведения об античных писателях и философах, географические материалы, сведения об отечественной истории, и больше непоминали современные энциклопедии.

Во время обучения применялись телесные наказания (розги, сокрушение ребёр).

В 1687 г. основана Славяно-греко-латинская академия, первое высшее заведение, предназначенное для подготовки высших чиновников, где учились представители всех сословий, от сыновей конюха до родственников патриарха или отпрысков древнейших княжеских родов, и всех национальностей - русские, украинцы, белорусы, татары, молдаване, грузины, греки. Но обязательное условие при поступлении – православная вера.

В 17 веке система образования в общегосударственном масштабе давала начальное образование, которое носило церковный характер. Тем самым обеспечивалось решение двуединой задачи – усвоение основ грамоты и воспитание христианской нравственности. Так знание и нравственность не находились в конфликте, а дополняли друг друга в образовательном процессе. Он, в свою очередь, включал чтение, пение, счёт.

Однако к научному знанию церковь относилась враждебно, о чём свидетельствуют проповеди и поучения церковников. В школьных “прописях” можно было встретить поучения для тех, кто учился читать: “Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости”, “не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит”. Невежество, негативное отношение к научному знанию, философствованию церковь рассматривала как добродетель, достоинство правоверного христианина.

Важным фактором, способствовавшим организации высшего образования, явилось книгопечатание. Начало этому было положено Иваном Фёдоровым, который в 1563 г. издал первую в России печатную книгу – “Апостол”.

В отличие от архитектуры 16 века (шатровый стиль – храм Василия Блаженного), в 17 веке происходит переосмысление древней трактовки крестово-купального храма как символического отражения мироздании. Храм уже мыслится как ”дом Божий”, который должен быть более замысловатым, богатым и красивым, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец. В архитектуре начинают преобладать светские мотивы, художественные приёмы и формы. Завершающим в архитектуре 17 века явился стиль “русского барокко”, в котором нашли выражение принципы создания единого по стилю и декоративным формам ансамбля.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух…

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный

В туманном движется окне…

С одной стороны описание «попойки», с другой – прекрасная незнакомка. Обыденное сознание подскажет – выпил, ну и дама сразу красивой показалась. Но это не так. Невозможно понять образ прекрасной незнакомки без осознания сущности Софии (по-гречески – мудрость), которая неразрывно связана с жизнью Владимира Соловьёва (сына историка Соловьёва) и внука священника. В. Соловьёв видел вещие сны и видения. В стихотворении “Три свидания”, написанном перед смертью, он вспоминает:

…Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, бесследно вдруг иссяк он.

Лазурь кругом, лазурь в душе моей

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран.

Стояла ты с улыбкою лучистой

Кивнула мне и скрылася в туман…

Ему было 10 лет. Второе видение Софии было в Лондоне (неполное). Третье – в Египте. Его философию называли философией вечной женственности. Был убеждён, что, несмотря на разногласия, западная и восточная церковь неразрывно связана тесными мистическими узами.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как повлияли преобразования Петра I на развитие российской культуры?

2. В чем заключаются отличия отечественной и западной культуры XVIII – XX веков?

3. Какие точки соприкосновения отечественной и западной культуры XVIII – XX веков вы можете назвать?

4. Что такое культура «серебряного века»?

Культура советского времени

Вызванная революцией стихия разрушения нанесла ощутимый удар по православной культуре, культуре русской провинции, усадебной культуре. Однако погасить в одночасье творческую энергию русского культурного возрождения серебряного века не удалось.

Даже во время гражданской войны организовывались фольклорные этнографические экспедиции, появилось много литературных кружков и студий, в которых занимались люди из различных социальных слоев. Устраивались публичные дискуссии между атеистами и православными (министр культуры Луначарский и священнослужитель Введенский). Таким образом, в революции одновременно проявились и разрушительные и созидательные силы. Однако в активные действия были вовлечены отнюдь не самые культурные силы, и по мере утверждения их в государственных структурах творческая энергия революции все более подминалась.

Сторонники левых течений стремились отказаться от буржуазной культуры и создать нечто новое, не имеющее аналогов в мировой истории -пролеткульт – культура, адресованная пролетариату и созданная пролетарскими художниками и писателями. Искусство не только отражение мира, но и способ его преобразования, воспитания народных масс. Главное – «ковка» нового человека. М. Шагал, один из отцов-основателей современного искусства, а в годы революции – комиссар Наркомпросса, позже писал об этом времени: «…Ленин перевернул Россию вверх ногами точно так же, как я поступаю в своих картинах».

Формирование нового человека – главная задача советской культуры. Однако в вопросе о формах новой культуры правящая партия директивным порядком в 1932 году запретила эксперименты, объявив социалистический реализм единым и обязательным художественным методом приемлемым в литературе и искусстве, т.к. при обращении к не очень культурным слоям населения необходимо было использовать понятный им язык.

Мировая война и революции «выкинули на свалку» все «устаревшие» буржуазные моральные ценности, в число которых вошла античная культура, с римской этикой. Но, несмотря на это, учебники 30-х годов по истории античности талантливо пересказывали легенды о сильных, смелых и гордых людях. От войны с сабинянами и эквами, которая велась в V веке, сохранилось предание о типичном образце старинной римской доблести – диктаторе Цинциннате. Когда послы Сената явились известить его о назначении диктатором, он пахал земельный надел в 4 югера. Цинциннат, немедля ни минуты, отправился в Рим, возглавил армию, разбил врага за 16 дней и вернулся на свое поле. Возможно, эта легенда была сконструирована позднее для того, чтобы подчеркнуть простоту нравов во время их упадка. Много легенд сохранилось и о Латинской войне. Наиболее известно предание о двух консулах 340 года - Тите Манлии Торквате и Публии Деции Мусе. Когда Манлий явился в армию, то обнаружил упадок дисциплины, доходивший до братания между римскими и латинскими войсками, так как культура и язык – едины, противники в прошлом много раз сражались вместе с общими врагами, и основная масса солдат не свыклась с мыслью, что латиняне - их враги. Чтобы восстановить дисциплину, Торкват запретил не только братание, но и сепаратные стычки с врагом. Его сын, забыв о запрете, вступил в единоборство с командиром латинского отряда и убил его. Манилий присудил своего сына к смерти как лицо, нарушившее приказ консула. Храброго и всеми любимого юношу казнили, показывая пример жесткой, но необходимой дисциплины, несмотря на мольбу всей армии. Другой консул Деций Мус перед битвой увидел сон, что победит та армия, вождь которой погибнет. Поэтому, когда ряды римлян дрогнули, он бросился в гущу врагов, и был убит. В итоге, латиняне были разбиты.

«Все дороги ведут в Рим». Скромность, умеренность в потреблении и готовность отдать свою жизнь и здоровье во имя великой идеи роднит «легендарного» Корчагина с «легендами» древнего Рима, о котором он, скорее всего, не имел ни малейшего представления. Но жил по тем же самым законам. Подобно Децию Мусу бросается он в гущу врагов советской власти и теряет все: любимую женщину, здоровье, зрение, возможность передвигаться. Но и это не останавливает его борьбу за светлое будущее. Эту книгу будут помнить и после смерти автора.

С самого раннего возраста рожденного в СССР ребенка окружал символический ряд героев и мучеников революции и гражданской войны, таких же несгибаемых как Павка. Эти люди вели себя по неписаным законам пролетарской чести. Они, не задумываясь, жертвовали собой во имя идеалов государства, являвшимся форпостом мировой революции. А когда дети вырастали, многие из них стремились к такой же модели поведения. Так, во время блокады Ленинграда, школьники учились мужеству у литературных героев. «Как закалялась сталь» Н. Островского стала самой любимой книгой каждого подростка. Таким образом, в военное время подтвердилась мысль начала 30-х годов о том, что «пролетарская литература должна создать такой тип героя, такой образ, который сумел бы увлечь молодежь за собой, который заставил бы… мыслить и поступать так же, как он. Пролетарская литература должна создать яркий и цельный образ коммуниста».

Впрочем, вот они, не выдуманные советские герои. Василий Петрович Крымов, командир 44-й танковой дивизии с боями отводил ее от границы. Последнее письмо от него семья получила в июле 1941 года, оно было датировано третьим числом. Полковник дает в нем бытовые практические советы: чтобы дедушка купил козу – надо обеспечить молоком детей. А в конце сообщает, что положение напряженное, что он будет до последней капли крови сражаться с германским фашизмом. Его дочь Ирина Васильевна прочитала взрослым своим дочерям письмо командира дивизии. Девушки удивились – последняя фраза кажется газетной (но ведь дедушка пишет своей семье). Пришлось Ирине Васильевне объяснять, что для ее отца эта фраза и другие, ей подобные не были лозунгами. Люди поколения Крымова были так воспитаны, это был их образ мыслей. И они доказали это своей жизнью и своей смертью…

Давайте посмотрим на мирный быт реальных исторических персонажей. Из разговора с маршалом Жуковым: «Когда меня сняли при Хрущеве, мы с Галиной Александровной думали, что у нас много денег. Оказалось – ничего. Пришлось баян продать. Солдат отнес в «комиссионку», принес 500 рублей. Я, конечно, мог бы ездить на трамвае, но ведь меня будут снимать для иностранных журналов, я же одиозная фигура». Мы видим, что легенды древнего Рима перестают быть легендами. Опальный маршал продолжает думать о величии Родины, и не хочет доставлять удовольствие западным журналистам снимать его входящим в трамвай. Вот и надел Цинцинната в четыре югера, и Тит Ливий, считавший, что недостойно сенатору стремиться к обогащению. И это уже не литературные герои, а исторические. Во многом обвиняли И.В. Сталина в 90-е годы, кроме одного, – воровства.

Но любовь к произведениям искусства как к художественным ценностям и жажда обладания ими как сокровищами замешаны на алчности, шальных деньгах, беззаконии и прямо противоположны староримской системе ценностей. Обратим внимание на сходство этой системы ценностей с бескорыстием героев социалистического реализма. Кстати, вот воспоминания Сергея Михалкова, во время войны корреспондента газеты Военно-Воздушных Сил «Сталинский сокол»: «Мы пришли в особняк, где находился Шепилов, и в столовой увидели большой шкаф. За стеклом стояли охотничьи ружья, и было их много. Эль Регистан, будучи охотником, да и я тоже, сразу заинтересовались этими ружьями. Друг мо

Наши рекомендации