Характеристика этнополитического фактора
Предметная сфера этнополитологических исследований находится на стыке научных дисциплин – в первую очередь политологии, этносоциологии и этнологии. Возникнув в современном ее виде в начале 70х годов XX века, интерес исследований связывался с той частью общественной деятельности, которая охватывает взаимодействие между этносами и политикой, влиянием этнических общностей людей на их политическое поведение и политику в целом. М. Паренти предмет этнополитологии понимал как анализ взаимосвязи этнической идентификации и политического выбора[31]. Дж. Ротшильд этнополитологию определял как политический срез, политическое содержание этнической действительности[32]. Главный вопрос этнополитологии по П. Ван ден Бергу — это взаимоотношения государства и этнических групп, с опорой на политические феномены этнической природы или этнической окраски, имеющие место в политических системах разных стран мира[33].
С появлением новых проблем и развитием этнополитологии предметная зона исследований стала расширяться и на сегодняшний день охватывает весь спектр проблем, касающихся социальных, культурных и политических процессов, где превостепенно наличие этнического фактора или признаков, которые могут восприниматься в качестве этнических.
В данном исследовании этнополитические факторы предполагается изучить в конкретном регионе в связи с их ролью в процессе модернизации, и в частности развитии экономики. Совокупность этнополитических факторов целесообразно разделить на две основные группы:
1) Этнокультурные особенности Северного Кавказа, их динамика и политический контекст
2) Этнополитические процессы на Северном Кавказе, их динамика
- Дезинтеграционные
- Интеграционные
Остановимся подробней на каждой группе факторов.
Этнокультурные особенности Северного Кавказа, их динамика и политический контекст
Как уже было сказано выше, северокавказский регион обладает собственной отчетливой спецификой. В связи с этим, предполагается исследовать ключевые этнокультурные особенности данного региона, ключевыми из которых являются: влияние традиционной культуры на развитие, динамику традиционных ценностей, влияние семейно-родовых (тейпы, тукхумы) и религиозных общностей, уровень освоения права (социальных норм), и каким образом те или иные особенности обуславливают политическое поведение и политические режимы в регионе
Этнополитические процессы, их динамика
Этнополитические процессы рассматриваются в науке обычно с двух позиций – 1) этнополитические процессы объясняются внутренними особенностями этносов и условий их жизни 2) решающую роль в этнополитических процессах играют внешние силы (демиурги, конструкторы, этнические антерпренеры[34]
Под дезинтеграционными процессами стоит понимать различные формы этнополитической напряженности, в первую очередь этнополитические конфликты. Согласно определению В. Тишкова это "конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности"[35]. Множество этнополитических конфликтов, к сожалению, одна из наиболее примечальных особенностей развития постсоветской России. Северный Кавказ и по сей день остается наиболее сложным и конфликтогенным регионом страны.
Что касается интеграционных процессов, то наилучшим образом суть интеграционных этнических и этносоциальных процессов (которые в данном случае можно с уверенностью назвать этнополитическими[36]) описаны у Ю. Бромлея. Под межэтнической интеграцией, единением понимается появление определенной культурной общности (при сохранении основных этнических черт) у существенно различающимся по своим культурным параметрам основных этнических единиц в результате их взаимодействия[37].
В результате межэтнической интеграции складывается определенное единство не только этнических, но и социально-экономических параметров. Такое взаимодействие также ведет к росту гражданского самосознания представителей различных этнических общностей и способствует становлению полноценного мультикультурного гражданского общества[38], что должно являться ключевой целью национальной политики.
[1] Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. – М.: ГУ ВШЭ, 2003
[2] РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2010
[3] Цит. по: Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. – М.: ГУ ВШЭ, 2003
[4] Цит. по: Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[5] Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
[6] Цит. по: Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[7] Robertson R. Globalization. Social Theory and Global Culture. L.1992)
[8] Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука, 1985
[9] Цит. по: Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[10] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003
[11] Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
[12] Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[13] Р. Инглхарт. Модернизационная теория и традиционная культура// Общая тетрадь Вестник Московской школы политических исследований№ 3-4( 46) 2008
[14] Ibid
[15] В.Н. Лукин, Т.В. Мусиенко. Изменение культурных ориентаций как тренд глобального развития http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_03_2008/2709-izmenenie-kulturnykh-orientacijj-kak.html
[16] Ibid
[17] Р. Инглхарт. Модернизационная теория и традиционная культура// Общая тетрадь Вестник Московской школы политических исследований№ 3-4( 46) 2008
[18] Ibid
[19] Цит. по Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[20] Geertz C., Old Societies and New States: The Quest of Modernity in Asia and Africa. - N.Y.: The Free Press, 1963
[21] Цит. по Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[22] Ibid
[23] Ibid
[24] См. Moynihan D. Pendaemium: Ethnicity and International Politics. New York, 1993
[25] Цит. по Дейк Р. Регионализм, федерализм и права меньшинств в Бельгии // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Под ред. Б. Коппитерса, Э. Ремакля, А. Зверева. М.: Весь Мир, 1997
[26] Smith A.D. National Identity, Penguin, London, 1991
[27] Паин Э. Национальные особенности модернизации: вопросы для раздумий на следующие 60 лет. http://www.indem.ru/PUBLICATII/Pain/51208.htm
[28] Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983
[29] Smith A.D. National Identity, Penguin, London, 1991
[30] Лекция Э. Паина. Традиции и квазитрадиции: о природе российской «исторической колеи»
[31] Parenti M. Ethnic and Political Attitudes, Arno, 1975
[32] Rotshild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework, N.Y., 1981
[33] Van der Berghe P. Protection of Ethnic Minorities. N.Y., 1981
[34] Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004
[35] Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4
[36] Ibid
[37] Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983
[38] Паин Э. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004