Социокультурные изменения в процессе модернизации

Как уже было сказано выше, модернизация предполагает изменения не только в экономике но и в других сферах жизни.

Один из центральных тезисов модернизационной теории состоит в том, что социально-экономическое развитие взаимосвязано с когерентными и до некоторой степени предсказуемыми переменами в культурной жизни и системе ценностей[13]. Речь идет об изменении ценностных ориентаций в сторону становления современного типа личности, которую характеризует: независимость от традиционных авторитетов, рациональность, инновационность, достижительность, толерантность, доверие и участие в общественно-политической жизни и др.

В рамках первых теорий модернизации утверждалось результатом экономических изменений является конвергенция ценностей, что обуславливает упадок традиционных ценностей и вытеснение их современными. Процесс массивных структурных изменений культуры в условиях модернизации таким образом определяет тренд к постепенному переходу от нормативных ценностей (традиционных) к современным ценностям.

Позже, уже в рамках неомодернизма, появилась идея сопротивляемости (или дивергенции) традиционных ценностей и их относительной независимости от экономических условий, влиянии традиционных ценностей на ценностные системы культур, входящих в соответствующие культурные зоны, что объясняется общей устойчивостью религиозных и духовных ориентаций (ДиМаджио)[14].

Особый интерес в изучении модернизационных процессов представляет интегративная теория социокультурных изменений Рональда Инглехарта (Inglehart R.), Уейни Бейкера (Baker W.E.), Пиппа Норриса (Norris P.), Криса Уелзела (Welzel Ch.), Ханса Дитера Клингеманна (Klingemann H.-D.) и др. Теория представляет собой соединение принципов теории модернизации (положение о культурных изменениях как результате процесса экономического развития); теории изменения ценностей (положение о постоянном и самостоятельном влиянии системы ценностей, составляющих основу политической культуры общества, на развитие политических и общественных процессов); теории демократии (положение о культурологических факторах демократизации) и др.[15]

В рамках теории Инглхарта-Бейкера выдвигается тезис о наличии обоих тенденций (дивергенции и конвергенции ценностей) в развитии современных обществ, которые развиваются по параллельным траекториям, формируемым под влиянием культурного наследия[16].

Основываясь на теории Инглхарта-Бейкера можно выдвинуть два тезиса:

Тезис о дивергенции - существует относительная независимость ценностных ориентаций от экономических и политических изменений. Отсутствует уменьшение степени культурных различий как источника конфликта. Дивергенция ценностей может обретать форму многообразия и взаимодействия культур, либо протекать в форме конфликта культур. Авторы теории отмечают возможные дисфункции развития общества, связанные c системой традиционных ценностей, способствующие активизации радикального фундаментализма и экстремизма.

Тезис о конвергенции – при структурном изменении культуры, при переходе от традиционных ценностям к современным, процесс модернизации может вызвать процессы стабилизации политической и этнополитической обстановки, сглаживание социальных конфликтов, облегчение либерально-демократических преобразований, так как культурные различия как источник конфликта сглаживаются.

Другим важным положением теории Инглхарта-Бейкера является тезис о том, что существуют целостные культурные зоны, устойчивые по отношению к воздействиям социально-экономического развития. Эти культурные зоны довольно стабильны. И хотя ценностные системы различным стран под воздействием модернизации трансформируются сходным образом, об их полной конвергенции, вопреки примитивным представлениям о культурной глобализации, говорить нельзя[17].

Таким образом, центральной идеей интеграционной теории является то, что подвергаясь воздействиям одних и тех же модернизационных факторов, различные общества следуют по разным траекториям, поскольку специфика данного социума – например культурное наследие – тоже влияет на его развитие (зачастую не меньше чем экономические преобразования)[18].

Неомодернисткая теория Инглхарта-Бейкера представляется мне одним из ключевых методологических инструментов в исследовании этнополитических факторов экономического развития России, прежде всего засчет возможности различных траекторий движения модернизации и трансформации системы ценностей. Это особенно актуально для России с ее разнообразием этнокультурных и региональных условий. Помимо этого, логичным выглядит предположение о том, что внутри России Северный Кавказ также можно позиционировать как отдельную этнокультурную зону, обладающую собственной спецификой, качествами, обуславливающими сохранение значимости для общества религиозных и духовных ценностных ориентаций.




Наши рекомендации