Экономическое развитие постсоветской России
I. Экономическое развитие как часть процесса модернизации
Экономическое развитие постсоветской России
В конце 1980х-начале 90х годов Советский Союз и Россия в его составе пережили процесс глобальной социально-экономической и политической трансформации. На момент начала реформ страна представляла из себя иерархически организованное общество с плановой экономикой, неэффективными архаичными институтами, отвечавшими нуждам того общества.
Начавшиеся реформы являли собой демонтаж планово-распределительной иерархии и введение ключевых составляющих рыночной экономики: частной собственности, открытой экономики, свободных цен, рыночного курса рубля и др. Параллельно шло изменение и создание правовой системы и других формальных институтов.
Преобразования, поначалу благосклонно встреченные практически всеми слоями общества, оказались крайне болезненными, сопровождающимися серьезными экономическими и социальными проблемами: снижением ВВП, снижением объема инвестиций, разрушением отраслей, неспособных производить неконкурентную продукцию, стремительным разрастанием теневого сектора, беспорядочным распределением власти и собственности, появлением огромного разрыва в доходах населения, ростом преступности, ужасающих размеров коррупции. Серьезнейшим последствием реформ стала «виртуальная экономика» - экономика неплатежей, бартера и денежных суррогатов, повлекшая за собой снижение сбора налогов и серьезный удар по бюджету[1].В итоге все это вылилось в кризис 1998 года.
Несмотря на перечисленные проблемы и возросшее социальное напряжение, у этого этапа были и свои позитивные моменты – все-таки в экономике был заложен фундамент рыночного сектора и начали появляться конкурентоспособные компании.
После кризиса ситуация стабилизировалась, в 2000х годах наконец был зафиксирован рост ВВП. Определилась стуктура российской экономики. Наиболее важную роль стал играть экспорт энергосырьевой направленности (хотя это и не является однозначно позитивным явлением). На внутреннем рынке предприятия некоторых отраслей оказались вполне конкурентоспособны (например пищевая промышленность, продукты сельского хозяйства). Произошел приток иностранной валюты, существенно снизилась роль «экономики бартеров и неплатежей». Однако никуда не делись проблемы концентрации собственности и власти, преступности, коррупции и теневой экономики. К ним прибавился застой в развитии демократических институтов, правовой системы.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, хотя и ударил по экономике России, но не сильно изменил ее структуру. Обострились существующие проблемы. Темпы роста российской экономики чересчур сильно привязаны к ценам на нефть. Чудовищный размах коррупции делает страну непривлекательной для иностранных инвестиций и некомфортной для местных представителей малого и среднего бизнеса. Резко проступает дисбаланс экономического развития регионов – 70 из 83 субъектов федерации в 2010 году были дотационными[2]. Стало ясно, что нормальное экономическое развитие невозможно без структурных изменений изменений в обществе – прежде всего в системе ценностей, в неформальных институтах и культуре.
В политическом дискурсе необходимость таких изменений впервые прозвучала программе Г. Грефа 2000 года, где заявляется необходимость продуктивной системы ценностей, которой мы исторически не обладаем[3]. Прочно же в политическую повестку данный вопрос вошел в 2008 году с занятием Д. Медведевым президентского поста и заявленным курсом на модернизацию.
II. Этнополитический фактор в модернизации и развитии экономики
I. Экономическое развитие как часть процесса модернизации
Экономическое развитие постсоветской России
В конце 1980х-начале 90х годов Советский Союз и Россия в его составе пережили процесс глобальной социально-экономической и политической трансформации. На момент начала реформ страна представляла из себя иерархически организованное общество с плановой экономикой, неэффективными архаичными институтами, отвечавшими нуждам того общества.
Начавшиеся реформы являли собой демонтаж планово-распределительной иерархии и введение ключевых составляющих рыночной экономики: частной собственности, открытой экономики, свободных цен, рыночного курса рубля и др. Параллельно шло изменение и создание правовой системы и других формальных институтов.
Преобразования, поначалу благосклонно встреченные практически всеми слоями общества, оказались крайне болезненными, сопровождающимися серьезными экономическими и социальными проблемами: снижением ВВП, снижением объема инвестиций, разрушением отраслей, неспособных производить неконкурентную продукцию, стремительным разрастанием теневого сектора, беспорядочным распределением власти и собственности, появлением огромного разрыва в доходах населения, ростом преступности, ужасающих размеров коррупции. Серьезнейшим последствием реформ стала «виртуальная экономика» - экономика неплатежей, бартера и денежных суррогатов, повлекшая за собой снижение сбора налогов и серьезный удар по бюджету[1].В итоге все это вылилось в кризис 1998 года.
Несмотря на перечисленные проблемы и возросшее социальное напряжение, у этого этапа были и свои позитивные моменты – все-таки в экономике был заложен фундамент рыночного сектора и начали появляться конкурентоспособные компании.
После кризиса ситуация стабилизировалась, в 2000х годах наконец был зафиксирован рост ВВП. Определилась стуктура российской экономики. Наиболее важную роль стал играть экспорт энергосырьевой направленности (хотя это и не является однозначно позитивным явлением). На внутреннем рынке предприятия некоторых отраслей оказались вполне конкурентоспособны (например пищевая промышленность, продукты сельского хозяйства). Произошел приток иностранной валюты, существенно снизилась роль «экономики бартеров и неплатежей». Однако никуда не делись проблемы концентрации собственности и власти, преступности, коррупции и теневой экономики. К ним прибавился застой в развитии демократических институтов, правовой системы.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, хотя и ударил по экономике России, но не сильно изменил ее структуру. Обострились существующие проблемы. Темпы роста российской экономики чересчур сильно привязаны к ценам на нефть. Чудовищный размах коррупции делает страну непривлекательной для иностранных инвестиций и некомфортной для местных представителей малого и среднего бизнеса. Резко проступает дисбаланс экономического развития регионов – 70 из 83 субъектов федерации в 2010 году были дотационными[2]. Стало ясно, что нормальное экономическое развитие невозможно без структурных изменений изменений в обществе – прежде всего в системе ценностей, в неформальных институтах и культуре.
В политическом дискурсе необходимость таких изменений впервые прозвучала программе Г. Грефа 2000 года, где заявляется необходимость продуктивной системы ценностей, которой мы исторически не обладаем[3]. Прочно же в политическую повестку данный вопрос вошел в 2008 году с занятием Д. Медведевым президентского поста и заявленным курсом на модернизацию.