Экономические законы как основы развития социального туризма.
Экономические законы – это выражение общественных тенденций через потребности на определенном этапе развития. В общем виде экономический закон есть выражение наиболее общих связей между экономическими процессами и явлениями. На примере социального, общедоступного туризма видно, что реформирование плановой экономики привело к ликвидации доступного отдыха, его удорожанию и необходимости социальной защиты населения. Социальная незащищенность населения – объективно обусловленный процесс реальности рыночных условий переходной экономики. За последние 10 лет законодателями принято множество правовых актов, касающихся социальной защиты населения, но конкретного закона, характеризующего развитие социального туризма через правовые нормы, до настоящего времени не существует. Законопроект «О социальном туризме» относится преимущественно к макроэкономике, так как ставит своей целы выполнение конституционной нормы и норм Федерального И кона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики. К ведущим законам развития социального туризма можно отнести закон стоимости, закон накопления, закон денежного обращения, спроса и предложения. Закон стоимости применительно к социальному туризму выражает отношение стоимости социального тура к общественно необходимым затратам на его формирование. Однако на процесс востребованности социального продукта кроме ценовых действуют и другие факторы: качество общедоступного отдыха; соотношение между спросом и предложением; степень монополизации продавцов и покупателей; государственная политика в отношении социального туризма. Согласно закону стоимости стоимость социального турпродукта должна всегда оставаться средней величиной, но реальная цена должна иметь отклонение в зависимости от воздействия данных или иных факторов. Закон накопления как первооснова развития социального туризма имеет своей целью регулирование денежных потоков от хозяйственной деятельности объектов размещения, турфирм на расширение масштабов деятельности социального туризма на инвестиционную деятельность. Без накопления не будет расширенного воспроизводства в части предоставления качественного вида услуг. Объекты размещения потеряют свою конкурентоспособность, что скажется на привлекательности общедоступного отдыха, авторитете турфирм и в конечном счете на авторитете государства. Закон денежного обращения хотя и выражает в реальной экономике объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен, но применительно к социальному туризму срабатывает еще недостаточно. На примере реформирования плановой экономики, пересмотра всей системы финансово-кредитных отношений, уменьшения в обороте денежной массы можно сделать вывод, что принимаемые меры привели к обнищанию большей части населения страны. В октябре-ноябре 1998 г. в обороте находилось от 5,6 до 8 % денежной массы от ВВП. Количество социально незащищенных граждан составило от 65 млн до 75 млн человек. В результате принимаемых правительством мер к декабрю 1999 г. количество денежной массы, находящейся в обороте, составило 12-13 % ВВП. В странах Европы этот показатель составляет 65-80 %, в США - 120 %. Денежные платежи стали заменяться бартерными сделками или денежными суррогатами, иностранной валютой, что подорвало российскую денежную систему. Государство из-за отсутствия денежной массы не имело возможности платить работникам бюджетной сферы зарплату, выплачивать пенсии и пособия. Население, получая зарплату натуроплатой, не имело возможности для цивилизованного отдыха; объекты размещения, не имея наличных денежных средств, образовали большую задолженность перед бюджетами всех уровней. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребности рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег. Законы спроса и предложенияпризваны регулировать количественные показатели производства предоставляемых социальных услуг в зависимости от готовности населения приобрести их по определенной цене. Законы спроса и предложения как соотносительные величины играют огромную роль в доступности социального туризма. В экономическом понятии спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. В последние годы XX в. цены на услуги возросли до критической точки, в связи с чем остались не востребованы услуги по социальному, доступному туризму. Объекты размещения не в состоянии уменьшить стоимость путевки из-за высокого налогообложения. Экономическая теория предусматривает такое действие закона спроса, при прочих равных условиях которого спрос на услуги (товары) в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: при снижении цены потребитель хочет приобрести больше услуг (товара); услуги (товар) при снижении цены на него дешевеют относительно других услуг, и приобретать их становится относительно выгоднее. Данный механизм может сработать в том случае, когда установленный базовый стандарт доступности социального тура при любых экономических ситуациях является величиной постоянной. Закон спроса может быть использован и в том случае, когда государство снижает тарифы на энергоносители, уменьшает для объектов социального туризма налогооблагаемую базу, решает вопрос об исключении из стоимости путевки социального туризма части налогов или компенсирует их после возвращения отдыхающего. На изменение спроса влияют и неценовые факторы: изменение в денежных доходах населения; изменение в структуре населения; изменение цен на аналогичные услуги; социально ориентированная экономическая политика правительства; изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы. Анализ факторов, влияющих на закон спроса, влияет на политику государства, определяющую тактику доступности туристского продукта для социально незащищенной категории населения. Закон спроса тесно связан с законом предложения. Предложением называется количество услуг, которое производители готовы предоставить (продать) по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением здесь прямая. Закон предложения гласит: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены, т.е. по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а по их падению – меньшее. Предложение как категория анализа доступности турпродукта в социальном туризме имеет определенное значение. Рост стоимости социального отдыха влечет за собой снижение количества отдыхающих, что в цепи экономических взаимоотношений влияет на работоспособность объектов, наполняемость налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней, бюджетов социальных фондов, связанных с ними выплатами. Снижение цен на услуги, предоставляемые в рамках социального туризма, приведет к обратным процессам, что положительно скажется на всей системе хозяйственного механизма и государственного управления социальным туризмом. Кроме ценовых факторов на предложение влияют и неценовые: изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики; выход на рынок новых фирм; изменение цен на другие товары и услуги, приводящее к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли); природные катастрофы, политические действия, войны, разрушающие экономику. Изучение рынка спроса и предложения как важнейших категорий анализа социального туризма является той составляющей управленческого механизма, которая способна тактически подойти к решению вопроса социальной защиты населения. Анализ категорий спроса и предложения в повседневной работе поможет сохранить российские объекты оздоровления и отдыха населения.
Билет 25 вопрос 1
Потребности современного человека в туристских услугах. Их содержание и виды.
Экономические действия людей приводятся в движение потребностями и интересами. Потребность есть объективная нужда человека в чем-либо. Интересы– это осознанная потребность. В современной социально-экономической литературе существуют различные теории, авторы которых предпринимают попытки определить содержание и виды потребностей современного человека. Фрейдизм (учение австрийского психолога 3. Фрейда) в потребностях видит два начала: во-первых, сознательное, осознанное, умственное, рациональное, подчиненное разуму; во-вторых, подсознательное, эмоциональное, подчиненное первичным биологическим влечениям и страстям. А. Маслоу (американский психолог) выделяет пять основных потребностей, выстраивая их в виде пирамиды. При этом иерархия потребностей идет от низших потребностей материального Характера к высшим, духовным: 1) физиологические потребности в пище, одежде, жилище; 2) потребности различных форм самосохранения и безопасности; 3) социальные потребности самых различных видов; 4) потребности в уважении со стороны окружающих; 5) потребности в личном самоутверждении и самореализации. На этой основе предпринимаются попытки выявить потребности туристов – людей, которые в свои жизненные потребности включают потребление туристских услуг. Обобщая многочисленные высказывания о системе туристских потребностей, можно прийти к выводу, что эту систему наиболее полно выражает концепция, которую представили Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Эти организации, обобщая многолетний опыт туризма в различных странах мира, выделяют шесть основных потребностей туристов: 1) рекреация, досуг, отдых; 2) посещение знакомых и родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4)лечение; 5) религия и паломничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей. Из перечисленных выше потребностей в туристских услугах авторы концепции ВТО и МСОТО справедливо на первое место ставят рекреационную деятельность человека,которая ныне практически входит в условия воспроизводства рабочей силы при нормальных условиях жизни населения как отдельно взятой страны, так и планеты в целом. Рекреационная деятельность, как и все другие виды потребностей туристов (лечение, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные поездки, религия и паломничество), в свою очередь, порождает вторичные потребности туристов на основе эффекта мультипликатора. К этим потребностям производства мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, жилье, питании, развлечениях, в различного вида впечатлениях эмоционального характера, в общении, стремлении познать историю, нравы, искусство других народов. Особое место в ряду потребностей мультипликативного характера у туристов занимают природно-климатические факторы, а также деловые и духовно-культурологические потребности.
Билет 25 вопрос 2