Негосударственная поддержка социально-культурной сферы.

Российская сфера культуры динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе, в том числе и на постепенное приведение технологии менеджмента в соответствие с принципиальной многоукладностью, гибкостью и пластичностью самой сферы культуры. Бурно развивается некоммерческий маркетинг и деятельность соответствующих некоммерческих организаций: фондов, организаций, движений, агентств, бюро. Их работа во многом заключается в поддержке культурных проектов и программ, учреждений культуры, творческих союзов, объединений, исполнителей и коллективов. Сфера организационно-экономического сотрудниче­ства бизнеса и социально-культурной сферы достаточно богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В первом слу­чае это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, фактически, реализация совмест­ных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется дого­вором, содержащим взаимные обязательства сторон. Обычно речь идет о конкретных временных, хотя и, возможно, масштабных проектах. Спонсирование может осуществляться в виде выделения фи­нансовых средств (субсидировании), оплаты счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инст­рументов, инвентаря, учреждения премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами. Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и ор­ганизационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенны­ми правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство». Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со сто­роны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая), оказывая под­держку. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. Благотворительностью в сфере искусства является меце­натство. Меценаты – это преимущественно частные лица, которые жертвуют часть своего личного состояния на искусство. За рубе­жом некоторые фирмы или директора фирм организуют благотворительные проекты для управления пожертвованиями. Кроме того, существует большое число грантов, выделяемых фондами, образо­ванными специально для пожертвований. На практике одной из главных проблем поисков негосударст­венной поддержки оказывается именно неспособность видеть раз­ницу между патронажем, благотворительностью, пожертвованиями, общественными субсидиями и бизнес-спонсорством. Это относится не только к миру искусства, но и к деловому миру. Довольно часто организации культуры и искусства, представив коммерческим фир­мам тщательно разработанные проекты на спонсирование, получали лишь незначительную поддержку сугубо благотворительного харак­тера. Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенциальный спонсор (зачастую даже не догадывавшийся о существовании ищущих его поддержки до их появления в его офисе) обычно нуждается в разъ­яснении его возможных интересов и целей в таком сотрудничестве. И наверное, выработка такого разъяснения, поиск аргументов в -пользу возможного сотрудничества – задача ищущего поддержку. При этом могут выявиться интересные и нетривиальные перспек­тивы, а то и возникнуть новые, именно в процессе подготовки и обсуждения проекта или даже заявки на поддержку. Почему компании становятся спонсорами? Не существует ком­пании, которая может действовать в социальном или экономиче­ском вакууме. Успех большинства компаний зависит от их способ­ности к общению с теми группами общества, которых затрагивает сфера их деятельности, - их клиенты, держатели акций, их пользователи всех национальных и местных уровней. Многие компании спонсируют искусство так видят в этом возможность своего продвижения в обществе. В материалах «Business and The Arts», издаваемых Ассоциацией делового спонсирования искусств (ABSA), называются следующие резоны для спонсорства: спонсорство должно быть частью маркетинговых кампаний и стратегии ее Public relations (RR); спонсорские проекты – часть программы PR, направленной на улучшение отношения к компании тех, кто влияет на деловую сферу; спонсорство принимается как средство рекламы компании, при условии, если делается с хорошим вкусом; спонсорство дает возможность наладить контакты вне нашей компании; общественные связи – важная функция любой компании, особенно тех, которые доминируют в регионе. В этом случае глав­ным событием года оказывается наш заводской концерт для мест­ного населения; даже малая реклама, которую моя компания получает в ре­зультате спонсорства, повышает нашу репутацию; спонсорство может нам дать умеренное количество рекламы, за которую мы платим немного денег, и в то же время оказывает помощь в общении. Эти компании ожидают возвращения своих спонсорских вложе­ний за счет: улучшения представления о компании, популяризации своего товара, вербовки сторонников и доброжелателей, улучшения контакта с известными общественными деятелями и организация­ми. Спонсорство рассматривается как сделка между двумя партне­рами, в результате которой оба делают вложения в развитие от­ношений. Нет двух компаний с одинаковой политикой спонсирова­ния. Наиболее удачные спонсорские проекты основаны на уникаль­ной природе спонсора и получателя.





Билет 23 вопрос 1

Наши рекомендации