Негосударственная поддержка социально-культурной сферы.
Российская сфера культуры динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе, в том числе и на постепенное приведение технологии менеджмента в соответствие с принципиальной многоукладностью, гибкостью и пластичностью самой сферы культуры. Бурно развивается некоммерческий маркетинг и деятельность соответствующих некоммерческих организаций: фондов, организаций, движений, агентств, бюро. Их работа во многом заключается в поддержке культурных проектов и программ, учреждений культуры, творческих союзов, объединений, исполнителей и коллективов. Сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточно богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В первом случае это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, фактически, реализация совместных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон. Обычно речь идет о конкретных временных, хотя и, возможно, масштабных проектах. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплаты счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждения премий, стипендий, гонораров, призов и т.д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами. Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство». Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая), оказывая поддержку. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. Благотворительностью в сфере искусства является меценатство. Меценаты – это преимущественно частные лица, которые жертвуют часть своего личного состояния на искусство. За рубежом некоторые фирмы или директора фирм организуют благотворительные проекты для управления пожертвованиями. Кроме того, существует большое число грантов, выделяемых фондами, образованными специально для пожертвований. На практике одной из главных проблем поисков негосударственной поддержки оказывается именно неспособность видеть разницу между патронажем, благотворительностью, пожертвованиями, общественными субсидиями и бизнес-спонсорством. Это относится не только к миру искусства, но и к деловому миру. Довольно часто организации культуры и искусства, представив коммерческим фирмам тщательно разработанные проекты на спонсирование, получали лишь незначительную поддержку сугубо благотворительного характера. Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенциальный спонсор (зачастую даже не догадывавшийся о существовании ищущих его поддержки до их появления в его офисе) обычно нуждается в разъяснении его возможных интересов и целей в таком сотрудничестве. И наверное, выработка такого разъяснения, поиск аргументов в -пользу возможного сотрудничества – задача ищущего поддержку. При этом могут выявиться интересные и нетривиальные перспективы, а то и возникнуть новые, именно в процессе подготовки и обсуждения проекта или даже заявки на поддержку. Почему компании становятся спонсорами? Не существует компании, которая может действовать в социальном или экономическом вакууме. Успех большинства компаний зависит от их способности к общению с теми группами общества, которых затрагивает сфера их деятельности, - их клиенты, держатели акций, их пользователи всех национальных и местных уровней. Многие компании спонсируют искусство так видят в этом возможность своего продвижения в обществе. В материалах «Business and The Arts», издаваемых Ассоциацией делового спонсирования искусств (ABSA), называются следующие резоны для спонсорства: спонсорство должно быть частью маркетинговых кампаний и стратегии ее Public relations (RR); спонсорские проекты – часть программы PR, направленной на улучшение отношения к компании тех, кто влияет на деловую сферу; спонсорство принимается как средство рекламы компании, при условии, если делается с хорошим вкусом; спонсорство дает возможность наладить контакты вне нашей компании; общественные связи – важная функция любой компании, особенно тех, которые доминируют в регионе. В этом случае главным событием года оказывается наш заводской концерт для местного населения; даже малая реклама, которую моя компания получает в результате спонсорства, повышает нашу репутацию; спонсорство может нам дать умеренное количество рекламы, за которую мы платим немного денег, и в то же время оказывает помощь в общении. Эти компании ожидают возвращения своих спонсорских вложений за счет: улучшения представления о компании, популяризации своего товара, вербовки сторонников и доброжелателей, улучшения контакта с известными общественными деятелями и организациями. Спонсорство рассматривается как сделка между двумя партнерами, в результате которой оба делают вложения в развитие отношений. Нет двух компаний с одинаковой политикой спонсирования. Наиболее удачные спонсорские проекты основаны на уникальной природе спонсора и получателя.
Билет 23 вопрос 1