Основные направления организации социальной работы за рубежом.
В каждом государстве характер поддержки, оказываемой «сирым и убогим», несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, уровня экономического развития и многих других факторов.
Появляются люди, которые не от случая к случаю, а постоянно занимаются благотворительностью. И причем бескорыстно. На этой основе возникают всевозможные благотворительные общества, которые и поныне пронизывают всю систему социальной защиты западного мира. XX в. стал веком разрушения традиционных каналов социальной помощи: общины, семьи. Связи внутри общины рвутся под напором происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни. Семья переживает период нуклеаризации (распада), что ограничивает возможности взаимопомощи. Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной защиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «Великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, проводить активную социальную политику. В XIX в. начался поиск теоретических решений нарастающих социальных проблем, появляются первые социальные теории, социальные доктрины, которые и поныне определяют социальную политику государств. В результате этих теоретических изысканий выработалось три подхода к решению социальных проблем. Первый — революционно-преобразовательный. Такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии Латинской Америки в XX в. Второй — реформистский. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования Особенно преуспели в этом скандинавские страны. Третий — антропологический. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы. Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей. Социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы и вплоть до наших дней базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека. В конце XX в. модель «государства всеобщего благоденствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. В странах Европы, как правило, применяются смешанные модели, ориентированные на собственные национальные особенности, уровень экономического развития, политическую ориентацию, культуру, традиции. Но все же в каждом случае социальная практика основывается на одной из трех названных моделей. Представляет интерес и система социальной защиты в ведущей капиталистической стране — США. Как и в западноевропейских странах, система социальной защиты в США реформируется, приспосабливаясь к современным условиям, но опираясь на прочные материальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей.
Американская система социальной защиты имеет четко выраженные два направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Необходимо отметить, что как социальное страхование, так и социальная помощь в США не носят абстрактного характера, а имеют ряд основных и вспомогательных программ. В отличие от социального страхования программы социальной помощи неимущим не пользуются авторитетом я поддержкой в американском обществе, ибо бедняки не платят социальных налогов и представляют значительно меньшую часть населения. В заключение несколько общих замечаний о системе социального обеспечения в США. Во-первых, американская система социальной поддержки имеет множество вариантов, связанных с особенностями и возможностями штатов. Во-вторых, наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность. В-третьих, в последние годы в связи ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция к коммерсализации социальных действий: социальные услуги становятся платными. В-четвертых, американская система социального обеспечения направлена, в первую очередь, на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства. Итак, перспективная модель социальной политики должна отвечать следующим условиям: во-первых, иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие «механизмы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения; в-третьих, она должна предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы.