Конкурентно-рыночный механизм и особенности его в социально-культурной сфере.
В условиях рыночной системы каждый из людей обладает экономической активностью, свободно отвечая акцией действия на возможности, которые нам предоставляет рынок (или отсутствие таковых). Не повинуясь сложившейся традиции или чьей-либо команде, человек в рыночной системе может не только свободно выбирать себя работу по собственному усмотрению, но и должен искать ее вокруг себя. «Какой контраст с крепостными или скованными традицией ремесленниками, которые лишь с великим трудом могли переменить место или вид работы! - восклицают профессора У. Хайлбронер и Л. Тароу. - В рыночной системе каждый свободно может купить или продать...» (41; 12). Прервем американских авторов и обратимся к Ф.М. Достоевскому, к его «Зимним заметкам о летних впечатлениях», 1863 год: "Что такое liberti? – Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно» (30; 187). Чтобы поставить точку в невольном диспуте по поводу рыночной свободы, прислушаемся к суждению еще одного американского профессора, Курта Ф. Флекснера, считающего свободное стремление без всяких ограничений к удовлетворению эгоистических, безответственных интересов, иллюзией, которой живет большая часть мира. Подобный узкий подход к жизни, свойственный традиционным рыночникам, основан на вере в то, что естественный закон, принявший форму свободного рынка, может автоматически создать социальную гармонию и привести к прогрессу человечества (40; 192). После выхода в свет и широкого признания теории Дж.М. Кейнса (1883-1946), система рыночного воспроизводства не считается саморегулирующейся. Поддерживать экономику на уровне полной или почти полной занятости, обеспечивать ее неуклонный рост может только активное вмешательство государства. Суть современной неоклассической системы сводится к тому, что люди получают свой доход главным образом от производительной деятельности, измеряемой величиной валового национального продукта (ВНП). Распределяя этот доход между различными благами и услугами, к которым имеется доступ на рынках в соответствии с покупательной способностью, каждый индивид выражает свои желания, формируемые под влиянием данной культуры. Боля отдельного человека, соотнесенная с уровнем его социально-культурных потребностей, передается рынком производителю наряду с аналогичным выражением воли других людей. Чем сильнее желание, воля удовлетворить ту или иную потребность, тем выше соответствующий уровень рыночной цены. Мотивация производителя в сфере культуры происходит при этом за счет перспективы получения максимальной прибыли за неопределенный период времени. Таким образом, рыночная экономическая система отдает себя в полное распоряжение индивидуального потребителя, функционирует в соответствии с его волей и покупательной силой и служит основой демократического, неавторитарного общества. Рыночный механизм предназначен для того, чтобы свести вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков конкретного товара или услуги). Национальная экономика выступает в виде системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические агенты, субъекты рынка – продавцы и покупатели. В этой роли выступают домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница. Объектами рынка являются основные факторы (ресурсы) производства: труд, капитал, экосфера и предпринимательство, а также произведенная продукция (товары и услуги). Рыночная система отношений добровольного обмена между потребителями и производителями (предпринимателями) основана на использовании денег в качестве особо ликвидного товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента и обеспечивающего эффективное решение социально-экономических проблем. Современные рынки можно классифицировать по следующим признакам: по общественному разделению труда (местный рынок, национальный, международный); по формам собственности (частный, кооперативный, государственный); по объектам рыночного хозяйства (товарный, денежный); по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный); по видам конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции). Конкуренция (от позднелат. concurrere – сталкиваться) – неотъемлемый элемент рынка. В условиях экономической свободы, самостоятельности и независимости субъектов экономических отношений, она порождает мощные мотивационные стимулы, в первую очередь, к получению максимальной прибыли, но не исключает и банкротства. Как составляющая рыночного механизма и способ хозяйствования, конкуренция в реальности осуществляется в двух аспектах: внутриотраслевом, то есть в связи с аналогичными производствами, и в межотраслевом – между производителями, действующими в качественно различных отраслях национальной экономики. Если функции объектов культурных потребностей одинаковы или сходны, то появляется возможность не только их взаимозаменяемости, но и определенной между ними конкуренции. Только те объекты, которые способны заменять друг друга с точки зрения удовлетворения определенной культурной потребности (к примеру, молодежная дискотека или детские аттракционы), могут быть конкурентноспособными.
Билет 15 вопрос 2