Конкурентно-рыночный механизм и особенности его в социально-культурной сфере.

В условиях рыночной системы каждый из людей обладает экономи­ческой активностью, свободно отвечая акцией действия на возможности, которые нам предоставляет рынок (или отсутствие таковых). Не повину­ясь сложившейся традиции или чьей-либо команде, человек в рыночной системе может не только свободно выбирать себя работу по собственно­му усмотрению, но и должен искать ее вокруг себя. «Какой контраст с крепостными или скованными традицией ремесленниками, которые лишь с великим трудом могли переменить место или вид работы! - восклица­ют профессора У. Хайлбронер и Л. Тароу. - В рыночной системе каждый свободно может купить или продать...» (41; 12). Прервем американских авторов и обратимся к Ф.М. Достоевскому, к его «Зимним заметкам о летних впечатлениях», 1863 год: "Что такое liberti? – Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по мил­лиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно» (30; 187). Чтобы поставить точку в невольном диспуте по поводу рыночной сво­боды, прислушаемся к суждению еще одного американского профессо­ра, Курта Ф. Флекснера, считающего свободное стремление без всяких ограничений к удовлетворению эгоистических, безответственных инте­ресов, иллюзией, которой живет большая часть мира. Подобный узкий подход к жизни, свойственный традиционным рыночникам, основан на вере в то, что естественный закон, принявший форму свободного рынка, может автоматически создать социальную гармонию и привести к про­грессу человечества (40; 192). После выхода в свет и широкого признания теории Дж.М. Кейнса (1883-1946), система рыночного воспроизводства не считается саморегулирую­щейся. Поддерживать экономику на уровне полной или почти полной занятости, обеспечивать ее неуклонный рост может только активное вме­шательство государства. Суть современной неоклассической системы сводится к тому, что люди получают свой доход главным образом от производительной деятельно­сти, измеряемой величиной валового национального продукта (ВНП). Распределяя этот доход между различными благами и услугами, к кото­рым имеется доступ на рынках в соответствии с покупательной способ­ностью, каждый индивид выражает свои желания, формируемые под вли­янием данной культуры. Боля отдельного человека, соотнесенная с уров­нем его социально-культурных потребностей, передается рынком про­изводителю наряду с аналогичным выражением воли других людей. Чем сильнее желание, воля удовлетворить ту или иную потребность, тем выше соответствующий уровень рыночной цены. Мотивация производителя в сфере культуры происходит при этом за счет перспективы получения максимальной прибыли за неопределенный период времени. Таким об­разом, рыночная экономическая система отдает себя в полное распоря­жение индивидуального потребителя, функционирует в соответствии с его волей и покупательной силой и служит основой демократического, неавторитарного общества. Рыночный механизм предназначен для того, чтобы свести вместе по­купателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков конкрет­ного товара или услуги). Национальная экономика выступает в виде системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические агенты, субъекты рынка – продавцы и покупатели. В этой роли выступают до­машние хозяйства, фирмы, государство, заграница. Объектами рынка яв­ляются основные факторы (ресурсы) производства: труд, капитал, экос­фера и предпринимательство, а также произведенная продукция (товары и услуги). Рыночная система отношений добровольного обмена между потреби­телями и производителями (предпринимателями) основана на использо­вании денег в качестве особо ликвидного товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента и обеспечивающего эффективное решение социаль­но-экономических проблем. Современные рынки можно классифицировать по следующим при­знакам: по общественному разделению труда (местный рынок, нацио­нальный, международный); по формам собственности (частный, кооперативный, государственный); по объектам рыночного хозяйства (товарный, денежный); по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспорт­ный, импортный); по видам конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции). Конкуренция (от позднелат. concurrere – сталкиваться) – неотъемле­мый элемент рынка. В условиях экономической свободы, самостоятель­ности и независимости субъектов экономических отношений, она по­рождает мощные мотивационные стимулы, в первую очередь, к получе­нию максимальной прибыли, но не исключает и банкротства. Как состав­ляющая рыночного механизма и способ хозяйствования, конкуренция в реальности осуществляется в двух аспектах: внутриотраслевом, то есть в связи с аналогичными производствами, и в межотраслевом – между про­изводителями, действующими в качественно различных отраслях нацио­нальной экономики. Если функции объектов культурных потребностей одинаковы или сход­ны, то появляется возможность не только их взаимозаменяемости, но и определенной между ними конкуренции. Только те объекты, которые способны заменять друг друга с точки зрения удовлетворения опреде­ленной культурной потребности (к примеру, молодежная дискотека или детские аттракционы), могут быть конкурентноспособными.





Билет 15 вопрос 2

Наши рекомендации