Особенности организации социально-культурной деятельности за рубежом.
Социология досуга впервые утвердилась в США с появлением глубокого, разностороннего анализа бюджета свободного времени Питирима Сорокина в 1935 году. Это направление науки связано с именами К. Мангейма, Г. Маркузе, Э. Фромма и др. Однако, страной, где наиболее полно интегрировались исторические, экономические, социальные, культурные и иные корни КДД, длительный период оставалась Франция: Ж. Фридман, Ж. Дюмазедье - идея компенсаторного характера досуга, суть которого в обеспечении рекреации, т.е. снятие физической, психической, интеллектуальной усталости. Наряду с широко принятым понятием культура Ж. Дюмазедье вводит понятие социокультурной деятельности «как сознательной, преднамеренной, организованной, в значительной мере планируемой аккультурации. Германская школа досуга представлена именами Макса Вебера, Герберта Маркузе, английская - К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли: о взаимовлиянии труда и досуга. Для социологии досуга 60-70 гг. характерно отношение к нему как к социальной сфере, обладающей наибольшими резервами для личностной самореализации и саморазвития: О. Тенисоретский. К настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложились четыре основные теоретические концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве: временного пространства; вида деятельности; психологического состояния; холистического (целостного) образа жизни. В западном досуговедении понятия «досуг» и «рекреация» взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными особенностями. Термин «рекреация» является производным от двух латинских глаголов: «обновлять» и «восстанавливать». Семантическое значение данного термина указывает на тесную связь рекреации с концепциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению, развитию каких-либо качеств человека. Большинство определений рекреации основано на том, что это добровольно избираемый индивидом вид деятельности на досуге, доставляющий удовольствие и удовлетворение, обеспечивающий рост и обогащение его как личности. Предполагаются конструктивные, положительные и социально оправданные виды занятий, цели и организация. Анализ концепций рекреации позволяет выделить следующие характеристики данного феномена: рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения; виды рекреационной деятельности многообразны: от «пассивной» до «активной»; участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательства; рекреационные виды деятельности являются социально-приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества. Общеупотребимым названием сферы деятельности по обслуживанию свободного времени населения является словосочетание «сфера досуга и рекреации», где «рекреация подразумевает работу государственных и некоммерческих агентств, а «досуг» - деятельность коммерческих организаций по всем направлениям и видам услуг.
Билет 10 вопрос 2
Содержание, задачи и организация информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений.
В современном обществе все больше внимания уделяется информационным процессам и технологиям. Сегодня «информация» – один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, – называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие понятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика». Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новое направление в старых науках. Нередко в теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» – наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, возникшей в конце 50-х годов ХХ века. По подсчетам ученых, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, третье – в 1950 году. Сегодня знания удваиваются за 5 лет. Это явление, получившее название «информационный взрыв», указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информатизации. Опираясь на количественные меры математической теории, информации, американский ученый Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом: уровень 0 – информационная емкость отдельного человека 107 бит; уровень 1 – устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109 бит; уровень 2 – письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит; уровень 3 – индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит; уровень 4 – информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит. По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре. «Технологическая революция», «цифровое будущее», «портативные кибертехнические устройства», «компьютерные программы», «виртуальные миры», и информатизация… – эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире. В мировом рекреационно-досуговом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реализуется образовательный и воспитательный потенциал свободного времени. По определению Аристотеля, свободное время – это «высокий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум – высшая способность в человеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в своей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного времени. Если в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой деятельности поведение человека детерминировано определенными обстоятельствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность. Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целенаправленно – с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек просвещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогические концепции, теория самообразования, подвижнически осуществлялась практическая просветительская деятельность, внешкольная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Доб-ролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бердяева, А. Сахарова и многих других. Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерывного образования и воспитания, для информационно-просвети-тельской деятельности. В прошлом веке возникли и были популярны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией. Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправданные занятия, в свободное время необходимо:последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга; создавать условия для овладения новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации; включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков. В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются: возрастание значения информации как стратегического ресурса развития; разнообразие релаксаторских технологий; увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг; широкое использование информационных технологий. Однако информационная перенасыщенность, борьба за средства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информации затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» общественное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положительной энергией. На наших телеэкранах – переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, – а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, – должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники. Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы. Основные направления информационно-просветительной деятельности. Содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы. Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства. Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой. Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений. Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия. Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям. Ведущую роль в работе многих учреждений культурно- досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое.
Билет 11 вопрос 1