Билет 9 вопрос 2Социологические методы изучения досуга.

Научная работа подразумевает использование методов социологического исследования в которых наблюдается непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Социологическое исследование это система последовательных, методологических, методических и организационно-технический процедур, связанных между собой единой целью: получить научно обоснованные, достоверные данные об изучаемом общественном явлении или процессе для последующего использования в практике социально-культурной деятельности. Для проведения социологических исследований в первую очередь необходимо составить программу социокультурного исследования, а затем подбирать методы сбора информации. К числу методов сбора данных, используемых в современном исследовании социально-культурной деятельности, можно отнести наболюдение, анализ документов, опрос, анкетирование, эксперимент, тестирование, интервью и ряд других. Научное социологическое наблюдение отличается от обычного целым рядом черт, качеств, признаков: оно не хаотично, не случайно, а целенаправленно подчиняется общему плану и задачам исследования; строится по специальному плану продуманной программы; имеет заранее определенный понятийный аппарат и строгую систему фиксации результатов; его результаты не только определенным образом регистрируются, но и поддаются контролю на обоснованность и достоверность; имеет строго направленный характер; при наблюдении принимаются во внимание социальная ситуация и конкретные обстоятельства, сопутствующие или препятствующие наблюдаемому явлению, факту, процессу. Большие возможности использования этого метода в практике социально-культурной деятельности основываются на том, что оно носит не только социально-педагогический, но и социально-психологический и психолого-педагогический характер. Так образом, метод наблюдения позволяет исследовать деятельность учреждений культуры во всем ее богатстве и разнообразии, давая «документальные», непосредственные впечатления, которые не может заменить и восполнить никакой другой метод познания социальной действительности. Особенно важен и незаменим он при изучении структуры и содержания свободной времени для получения конкретного иллюстрированного материала к каким-то положениям, для выявления сущности и динамики взаимоотношений в любительских объединениях и неформальных группах. Изучение документов. Методы изучения документов являются важным и обязательным процедурным элементом любого исследования. Они широко используются и на первых этапах социологического исследования (при выяснении историографии вопроса, степени разработанности проблемы, ее актуальности, научной и практической значимости), и при уточнении понятийного аппарата, интерпретации ключевых понятий, терминологическом анализе, а также на заключительном этапе исследования для сопоставленные полученной информации с уже известными науке и практике социальными фактами. Анализ документа - это расчленение, разложение его на основные составные части, компоненты для определения роли и места каждой из них, ее смысла, сути. Приступая к анализу документа, исходя из цели социологического исследования необходимо, прежде всего, для себя, решить: на какие части (элементы) его целесообразнее всего расчленить, чтобы как можно полнее и обстоятельнее извлечь из него достоверные и значимые для данного исследования социальные факты; в какой последовательности осуществлять процедуру анализа; какова методика и техника анализа каждой части и стороны изучаемого документа. Все методы изучения и анализа документов делятся на две группы: 1. традиционный, классический, содержательный анализ; 2. формализованный, или контент-анализ. При традиционном анализе документации чаще всего встречается такая его логика: вид документа (приказ, отчет, распоряжение, нормативный документ); о чем (тема); кто автор, достаточно ли он компетентен; цель документа; на кого рассчитан; надежность документа; достоверность зафиксированных данных (на что опирается автор); фактическое содержание документа; оценочное содержание документа (актуальность); решается полностью, или частично, затронутая в нем проблема; соображения и рекомендации о последующих документах, направленных на разрешение поставленной проблемы, совершенствование культурно-досуговой деятельности. Контент-анализ используется для изучения больших массивов документации и особенно периодической печати, для обобщения большого количества социологической информации. Он позволяет сравнивать несколько документов по интересующим исследователя признакам, если они повторяются в этих документах. Контент-анализ предполагает перевод массовой текстовой (качественной) информации в количественные показатели с целью их более углубленного анализа, сопоставления. Опрос - наиболее распространенный вид социологических исследований и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной социологической информации. Его сущность и значение определяются тем, что это обращение за сведениями, за интересующей исследователя информацией к самому человеку. Существует две разновидности опросов: устный опрос; письменный опрос (анкета, тест). Различают сплошные и выборочные опросы. При сплошном опрашиваются все единицы наблюдения, при выборочном опрашивают лишь часть от общего числа опрашиваемых. Опросы различают индивидуальные, обращенные к отдельным лицам и групповые, обращенные к группе лиц. Кроме того, опрос может быть письменным (с помощью анкет) и устным (анкету сразу же по ходу беседы или после нее заполняет интервьюер). Такой опрос называется интервью. Опросный лист имеет следующую структуру: Вводная часть: общение к респонденту с кратким изложением темы, цели и задач исследования, информация о том, кто его проводит, разъяснения техники заполнения анкеты при письменном опросе. Вводная часть должна расположить к себе респондента, заинтересовать возможностью участия в опросе. Основная часть включает сами вопросы. Первые контактные вопросы - простые, могут заинтересовать респондентов. Их цель - поддержать психологическую установку на сотрудничество, не отпугнуть сложностью.





В центральной части опросного листа располагаются главные и наиболее сложные вопросы, направленные на выяснение мнений, оценок, установок. Демографическая часть включает сведения о возрасте, поле, образовании, профессии, семейном положении и т.д. Гарантия анонимности - напоминание о том, что указывать фамилию, адрес и подписывать анкету не обязательно. Благодарность за участие в опросе, за помощь в исследовании. Вопросы по содержанию могут быть о фактах, поведении, знаниях, демографические, оценочные вопросы, вопросы - мнение. По форме вопросы анкеты бывают открытые, закрытые, смешанные, проектированные, вопросы - школы и вопросы - индексы. Экспертный опрос, метод мозгового штурма», социометрии, тестирования относятся к специфическим видам опросов и реже других используются в практике исследования социально-культурной деятельности. Последние два (тестирование и социометрия) ближе стоят к социально-психологическим методам, поэтому мы о них говорить не будем. Каждое исследование ставит перед собой совершенно определенную цель и его эффективность определяется сопоставлением цели и результата. Исследование считается состоявшимся, если поставленная цель достигнута, а конкретный социальный заказ выполнен.

Билет 10 Вопрос 1

Наши рекомендации