Типы, виды и уровни социально-культурного проектирования.
В основе классификации проектов лежат различные параметры. Тем не менее, ведущими критериями, исходя из которых происходит типологизация проектов, является масштаб (размер), сроки реализации, качество проекта и ресурсное обеспечение проекта. Проект, в котором гармонично сочетаются все выше указанные параметры, называется нормальным проектом. Чаще всего в проектах доминирует какой-то из этих параметров. Особым видом проекта становится инвестиционный проект. Он рассматривается как некое коммерческое предприятие и как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для строительства и реконструкции расширенных предприятий или для производства новых услуг в сфере досуга. Объект инвестиций может различаться по масштабам этого проекта, по коммерческой и некоммерческой направленности, характеру и степени участия государства в проекте, эффективности использования вложенных средств. Инвестиции в социально-культурные проекты могут быть осуществлены в следующих формах: денежные средства и их эквивалентность; земля; здания, сооружения, машины и оборудование; имущественные права и права интеллектуальной собственности. По масштабам различают малые проекты и мега проекты. Малые проекты не велики, просты и ограничены своими объемами. Стоимость таких проектов колеблется в пределах: от 500 тыс. до 3 млн. долларов. Трудозатраты в таких проектах составляют 40-50 тыс. чел/час. Малые проекты не требуют создания специальных творческих или исполнительных коллективов. Для них из научно-творческого коллектива выделяется ряд сотрудников. Чаще всего у такого проекта один управляющий и максимально упрощены формы способы его реализации. Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Отличительные черты мега проектов:
· высокая стоимость (порядка 300 млн. долларов и более); капиталоемкость – потребность в финансовых средствах в таких проектах, требует нетрадиционного финансирования, обычно силами консорциума фирм;
· трудоемкость – 2 млн. чел/час на проектирование, 15-20 млн. чел/час, на реализацию;
· длительность реализации: 5-7 и более лет;
· необходимость участия других стран; отдаленность регионов реализации, а, следовательно, необходимость дополнительных затрат; влияние на социальную и экономическую среду региона, и даже страны в целом.
Мегапроекты требуют учета, ряда факторов, а именно:
распределение элементов проекта по разным исполнителям и необходимость координации их деятельности;
необходимость анализа социально-экономический и социокультурных особенностей региона, страны в целом, а возможно и ряда стран-участников проекта;
необходимость выделения в качестве самостоятельной фазы - разработки концепции проекта;
разработка и постоянное обновление плана проекта;
необходимость выполнения фазы планирования на всех уровнях планов: от стратегического до оперативного с учетом вероятного характера и риска проектов;
необходимость мониторинга проекта с постоянным обновлением (актуализацией) всех элементов плана проекта; учет неповторимости (уникальности) мегапроекта.
По срокам реализации различают проекты:
краткосрочные проекты (реализуемые за 1-2 года);
среднесрочные (реализуемые за 3-5 лет);
долгосрочные(реализуемые за 6 и более лет).
Существуют также уникальные с точки зрения качества – бездефектные проекты. Они жестко ориентированы на высокое качество социально-культурного обслуживания и исключают неточности, рассогласования, срывы, накладки и т.п. Существуют также мультипроекты.Они отличаются тем, что замысел заказчика проекта относится к нескольким взаимосвязанным проектам. Мультипроекты включают суммирование существующих или создание новых организаций и фирм. Мультипроектом считается выполнение множества заказов и услуг в рамках производственной программы одной фирмы, если выполнение проекта возможно на основе ее производственных, финансовых, временных ресурсов и соответствует пожеланиям заказчиков. Также возможны
монопроекты – проекты, имеющие четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки, реализуемые единой проектной командой и представляющие собой отдельные инвестиционные, социальные и другие проекты. Реализация модульных программ в социально-культурной сфере является относительно новым способом решения ряда задач управления проектами. Суть этого проектного подхода состоит в том, что большая часть будущего объекта социально-культурной сферы (иногда до 95% его стоимости) изготавливается не на месте будущей реализации, а «на стороне» - иногда за тысячи километров от конкретной площадки реализации – в другом культурно-досуговом учреждении, или в неформальной организационной структуре, объединяющей заинтересованных субъектов досуговой деятельности.
Специфика таких проектов заключается в следующем:
1) оборудование и материалы для таких проектов обычно закупаются на мировом рынке. Отсюда – повышенное требование к организации, осуществляющей закупки для проекта;
2) уровень подготовки таких проектов должен быть существенно выше, чем для аналогичных «внутренних» проектов, учитывая, в частности, различия в правовой и нормативной базах;
3) длительность подготовительного периода для таких проектов обычно больше в связи со сложностью организации и управления;
4) информационная поддержка международных проектов всегда более эффективна (и, соответственно, дороже), чем для «внутренних» проектов. Исходя из масштабов проектной инициативы выделяют уровни проектирования:
· международный,
· федеральный,
· региональный,
· муниципальный
· локальными.
Международные (интернациональные) проекты выполняются международными организациями, фондами и группами. По масштабу международный проект может носить планетарный характер и осуществляется в каждой стране мира. Есть международные проекты, которые касаются одного или нескольких континентов. Могут быть международные проекты, которые затрагивают интересы трех и более стран. Субъектами разработки и реализации международных проектов в области культуры чаще всего становится ЮНЕСКО. Проекты ЮНЕСКО касаются возрождения и сохранения культурного наследия, развития диалога культур, исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. Примером подобных международных проектов может служить проект «Культура мира» (ЮНЕСКО-2001г.). Есть и другие общественные организации, осуществляющие международные проекты. Среди них фонд «Культурная инициатива» Дж. Сороса; с 1954 г. работает Европейский фонд культуры (создан в Женеве, сейчас находится в Амстердаме, занимается искусством и художественным наследием Европы, образованием, экологией, социальными проблемами); Фонд принца Бернара (финансирует проекты социально-культурной работы среди молодежи, программы юношеского культурно-познавательного туризма, а также частной инициативы и непрофессиональные формы художественной деятельности). Активное участие в реализации международных проектов принимают религиозные организации различных конфессий, которые уделяют особое внимание возрождению и развития ценностей религиозной культуры.
Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию РФ. Чаще всего они являются федеральными программами развития культуры. К таким программам, реализуемым в последние десятилетия можно отнести Федеральные программы «Наследие», «Жилье и социальное обустройство», «Межнациональное культурное сотрудничество», «Народное творчество, промыслы и ремесла», «Юные дарования» («Новые имена»), «Духовное возрождение России средствами музыкального и театрального искусства», «Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры», «Наука и культурная политика», «Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других. Региональный проект представляет собой социально-культурную разработку, ориентированную на реализацию в одном или нескольких субъектах федерации (округах), сходных по своим природно-климатическим условиям и историко-культурным традициям. Масштабы регионального проекта могут быть различными и обусловленными традициями регионализации в России. В последнее время широкое развитие получили региональные проекты, осуществляемые в масштабах Федерального округа, объединяющего несколько субъектов федерации. Региональные проекты могут существовать и в рамках той или иной зоны российской федерации, объединяющей субъекты федерации разных социально-экономических регионов,. Региональный проект может совпадать с территорией одного субъекта федерации или вбирать в себя части территорий нескольких субъектов Федерации. Таковыми проектами могут быть проекты, связанные с туристическим маршрутом «Золотое кольцо», проекты, адресованные компактно проживающим немцам Поволжья или проект сохранения Мещерского биосферного заповедника. Муниципальный проект в своей реализации ограничивается масштабами муниципального образования (города, района). Чаще всего в реализации такого проекта активное участие принимают органы местного самоуправления, местная администрация (муниципалитет). Классическим примером подобного проекта может служить праздник города, или праздник села. Могут разрабатываться и реализовываться и более долгосрочные проекты, направленные на развитие инфраструктуры социально-культурной деятельности в данном населенном пункте.
Локальный проект – это всегда малый проект, связанный с реализацией конкретной проектной инициативы в рамках одного социально-культурного института. Разовые или циклические мероприятия учреждений культуры или инициативных групп общественности являют собой яркий пример локального социально-культурного проекта. Проекты могут быть реальными и нереальными, т.е. неосуществимыми или нереализуемыми. По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (проекты возрождения уникальных объектов или особых местных культурно-исторических традиций). В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий: Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона- объекта внедрения проекта, а уже потом – саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в другой культурный контекст, который благодаря этому модифицируется и преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах, когда модели культуры развитых индустриальных стран экспортируются и воспроизводятся в иных региональных и социокультурных контекстах.
Билет 3 вопрос 1
Законодательная база и основные понятия социального туризма.
Социальный туризм как приоритетное направление государственного регулирования туристской деятельности входит в систему национальной политики (а значит, в систему федеральных и региональных интересов) как отрасль оздоровления населения посредством предоставления доступного социального продукта, новых рабочих мест, пополнения муниципальных и региональных бюджетов, консолидированного федерального бюджета. К нормативно-правовой базе социального туризма можно отнести: Конституцию РФ; Указ Президента РФ от 25.04.1994 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма»; Указ Президента РФ от 22.12.1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31.07.98 г.); постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 177 «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Для реализации правовых норм законодательства большое значение имеет терминологическая определенность. Каждое понятие закона должно иметь четкое содержание, что позволяет правильно толковать закон и соответственно правильно применять его. В социальном туризме используются десять основных понятий, которые соответствуют Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и общепринятой международной терминологии. Социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Туристская деятельность в сфере социального туризма – туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по формированию, продвижению и реализации социальных туров. Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации. Базовый стандарт доступности социального тура – совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. Дополнительные платные услуги – услуги, предоставляемые туристу по его желанию сверх базового стандарта доступности социального тура и не влияющие на ценообразование социального тура. Участник социального туризма – турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма. Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %. Членская карта (билет) участника социального туризма – индивидуальный типовой документ первичного учета добровольного члена общероссийского объединения социального туризма. Маршрутная книжка, маршрутный лист – основной путевой документ группы, совершающей туристский поход определенной категории сложности (маршрутная книжка) или внекатегорийный (маршрутный лист). Выдается клубом туристов, общественным объединением участников социального туризма, образовательным учреждением в качестве свидетельства коллективного участника социального туризма на время группового туристского похода. Отпускной чек – типовой документ первичного учета в социальном туризме, дающий гражданину Российской Федерации право на получение в рассрочку перечисленных в отпускном чеке льготных услуг по оздоровлению, путешествиям, отдыху, предоставляемых по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Порядок выпуска и правила хождения отпускного чека устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В условиях несовершенства рыночных отношений, налоговой системы, ослабления взаимосвязи субъектов туристской индустрии регулирующие функции в части обеспечения доступности отдыха и оздоровления осуществляются через установление базового стандарта социального тура. Базовый стандарт доступности социального продукта – это фиксированная цена компонентов социальных услуг, входящих в набор предоставляемых услуг населению. Базовый стандарт зависит от минимального размера оплаты труда на момент формирования социального набора услуг оздоровления и отдыха через турфирму. Он распространяется только на объекты социального туризма, находящиеся на территории Российской Федерации. Базовый стандарт доступности включает: размещение – ночевку в гостинице, стоимость которой составляет не более 0,4 величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) на момент расчета цень; социального тура; питание – дневной рацион, стоимость которого составляет не более 0,3 величины МРОТ; сопутствующие услуги по программам обслуживания (трансфер и экскурсия) – из расчета не более 0,4 величины МРОТ. На основе базового стандарта, с учетом местных особенностей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты доступности социального тура. Предоставляемые в рамках социального тура услуги не могут быть меньшими или не в том объеме, чем предусмотрено базовым стандартом доступности, не должны превышать стоимостных показателей, складывающихся исходя из норм, предусмотренных федеральным законодательством. Базовый стандарт доступности является защитным механизмом от диктата руководителей субъектов социального туризма, а также механизмом реализации конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, иные предусмотренные гарантии социальной защиты.
Билет 3 вопрос 2
Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVII – XVIII веках.
Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в просвещенной Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. «Странный монарх» пытался сделать досуг деловым, соединить его с «работой»: меняя моду, заставлял дворян брить бороды и носить короткополую одежду, отменил послеобеденный сон на службе, ввел ассамблеи - формы досугового общения, собрания людей разного общественного положения: от министров до корабельных мастеров. Здесь развлекались, но и обсуждали деловые вопросы, сам Петр часто занимался государственными делами на отдыхе. Этика ассамблей была демократичной, без ханжеских церемоний. Являться должны были все с женами, спиртное употреблять умеренно, принимать участие в танцах (впоследствии ассамблеи стали светскими балами популярнейшей ритуализированной формой элитарного досуга, сценарий которого осуществлялся церемонимейстерами, распорядителями бала. Была создана образовательная система государственных учреждений: школы - цифирные, математические, ремесленные, медицинские, гарнизонные; училища - горные, инженерные, навигационные, общеобразовательные гуманитарные гимназии, Морская академия - 1715г., Академия наук - 1725г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, учебники, буквари, словари, календари. С 1702г. выходит первое периодическое издание - газета «Ведомости» - от 100 до 2500 экземпляров. Развивается культурно-просветительная сфера: 1714г. - первая публичная библиотека, 1719 - первый государственный музей - Кунсткамера, Ботанический сад (Петербург) - первый публичный театр - «театральные хоромины» - в Москве на Красной площади. Петр I не жалел средств (при том, что после себя не оставил ни копейки государственного долга) на развитие праздничной культуры: годовщина Полтавской битвы, Новый год, Святки. Относился к праздникам как к значительным идеологическим мероприятиям, служащим укреплению уважения к мощи государства, воспитанию патриотизма. С косностью и консерватизмом Петр I боролся и языком сатиры, создав «Всешутейский, всесумасброднейший и всесильнейший Собор» - шуточное предприятие с элементами народной смеховой культуры. Традиции маскарада, фейерверка, праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах, кукольных представлениях, народном театре «Петрушка». Екатерина II (годы правления 1762-1796) в своей политике просвещенного абсолютизма продолжила многие культурно-просветительские начинания Петра I. Развивалась и совершенствовалась система образования, самообразования, науки, искусства. Ее стараниями собрана великолепная мировая сокровищница - Эрмитаж, открыты профессиональные и любительские театры; первые аристократические клубы (1770 - в Петербурге, с 1772 - в Москве). Конец XVIII в. - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальной, научной, литературной, спортивной. «Играющий век» (по выражению историков) способствует перемещению земледельческих традиционных празднеств в новые, городские условия. Он постепенно видоизменял их: нарушается строгая крестьянская регламентация и обрядность, магический смысл слов и действий, языческая предназначенность праздников. Меняется состав участников: городской работный люд, представители разных сословий, национальностей, иностранцы. Массовое гулянье становится открытой социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и Попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых интересов и занятий.
Билет 4 вопрос 1.