Цели и задачи социально-культурного проектирования.

Билет 1Вопрос 1

Формирование каналов сбыта туристского продукта Успешная работа предприятия зависит не только от производимого продукта. Недостаточно произвести качественный товар, он должен найти своего потребителя. Канал продаж- это совокупность фирм или отдельных лиц (посредников), которые принимают на себя или помогают передать другому лицу право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю, помогая таким образом производителю обеспечить нормальный процесс его коммерческой деятельности .канал продаж- это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы их приобрести.

Процесс продвижения туристских услуг от производителя до конечного потребителя не прямой, часто не предусматривающий их непосредственного контакта. Современный туристский рынок характеризуется наличием большого количества посреднических звеньев, без которых производители туристских товаров и услуг просто не смогли бы нормально функционировать. Посредники занимают промежуточное положение между производителем и потребителем и являются непременным элементом рыночного хозяйства, процесса товародвижения.

На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между производителем и потребителем. И поэтому контакты с потенциальным потребителем зачастую возможны только через специфические посреднические организации - туроператоров и турагентов. Производителями на туристском рынке являются производственные, сервисные, культурные организации, такие как гостиницы, рестораны, музеи, выставки, транспортные компании, спортивные учреждения и т. д.

В туризме посредники реализуют услуги нескольких производителей. В процессе продвижения туристские услуги комплектуются в так называемый туристский продукт туроператора и через каналы продаж (турагентства) доводятся до потребителя. Реализация туристского продукта и услуг на туристском рынке может осуществляться непосредственно напрямую потребителю или через каналы продаж, включающие одного или нескольких посредников. Наиболее ярким примером в данном случае могут быть гостиницы, которые реализуют свои услуги по размещению через многочисленные турфирмы, а также обслуживают туристов, обратившихся к ним напрямую, минуя посредников в лице турагентств. Многие производители сами выполняют роль и функции посредников и сами доставляют свой продукт к конечному потребителю.

Можно выделить два направления формирования каналов продаж - внешние и внутренние.

Внешние каналы продаж - это определенное число зарубежных турфирм-посредников, принявших на себя согласно договору обязательство продавать в своей стране туристский продукт или услуги организации, посредником которой они выступают. Туристские предприятия и организации вынуждены прибегать к этому посредническому аппарату, поскольку создание собственных агентств за рубежом связано с большими валютными затратами, а также с государственной политикой каждой страны. Гораздо выгоднее использовать зарубежные туристские организации, имеющие хорошие позиции на местном туристском рынке. Внутренние каналы продаж - это система филиалов, отделений, представительств и посреднических организаций в своей стране. По характеру операций турфирмы подразделяют на розничные и оптовые. Розничная торговля туристскими услугами - это любая деятельность по продаже этих услуг конечным потребителям - туристам - для их личного некоммерческого пользования Розничные турфирмы - это в основном турагентства, которые выступают посредниками между туроператором и потребителем. Они играют важную роль на рынке, так как через них проходит продажа подавляющей части туристских услуг.Оптовая торговля туристскими услугами - это любая деятельность по продаже этих услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи. Наиболее крупными оптовыми продавцами туристских услуг являются фирмы - туроператоры или турорганизаторы, которые играют особую роль в деле формирования рынка туристских услуг.

Взаимоотношения с посредниками оформляются и закрепляются контрактом или договором. Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков. Каждый из посредников в свою очередь также формирует соответствующий канал продаж.

Использование посредников, т. е. формирование каналов продаж, выгодно прежде всего для производителя. Обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта и достигается более широкий охват рынка и потребителей, нежели при работе напрямую.

Билет 1 вопрос 2.

Билет 2 вопрос 1

Билет 2 вопрос 2.

Билет 3 вопрос 1

Законодательная база и основные понятия социального туризма.

Социальный туризм как приоритетное направление госу­дарственного регулирования туристской деятельности входит в систему национальной политики (а значит, в систему феде­ральных и региональных интересов) как отрасль оздоровления населения посредством предоставления доступного социально­го продукта, новых рабочих мест, пополнения муниципальных и региональных бюджетов, консолидированного федерального бюджета. К нормативно-правовой базе социального туризма можно отнести: Конституцию РФ; Указ Президента РФ от 25.04.1994 г. № 813 «О дополни­тельных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственно­сти в сфере туризма»; Указ Президента РФ от 22.12.1995 г. № 1284 «О реоргани­зации и развитии туризма в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государст­венной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31.07.98 г.); постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 177 «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Рос­сийской Федерации». Для реализации правовых норм законодательства большое значение имеет терминологическая определенность. Каждое понятие закона должно иметь четкое содержание, что позволяет правильно толковать закон и соответственно правильно при­менять его. В социальном туризме используются десять основных по­нятий, которые соответствуют Федеральному закону «Об осно­вах туристской деятельности в Российской Федерации» и обще­принятой международной терминологии. Социальный туризм – путешествия, другие туристские по­ездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяе­мых государством на социальные нужды. Туристская деятельность в сфере социального туризма – туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по формированию, продвижению и реализации социальных туров. Социальный тур – минимально необходимый набор турист­ских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации. Базовый стандарт доступности социального тура – сово­купность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Рос­сийской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. Дополнительные платные услуги – услуги, предоставляе­мые туристу по его желанию сверх базового стандарта доступ­ности социального тура и не влияющие на ценообразование социального тура. Участник социального туризма – турист, являющийся по­требителем социального тура; организация социального туриз­ма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социаль­ного туризма, образовательное учреждение по подготовке спе­циалистов для сферы социального туризма, научно-исследова­тельское учреждение по проблемам социального туризма. Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, про­двигающие и реализующие на основании лицензии социаль­ные туры при условии, что их реализация составляет в сово­купности не менее 70% всех туристских услуг и норма рента­бельности при формировании цены социального тура не пре­вышает 10 %. Членская карта (билет) участника социального туриз­ма – индивидуальный типовой документ первичного учета доб­ровольного члена общероссийского объединения социального туризма. Маршрутная книжка, маршрутный лист – основной пу­тевой документ группы, совершающей туристский поход опре­деленной категории сложности (маршрутная книжка) или внекатегорийный (маршрутный лист). Выдается клубом туристов, общественным объединением участников социального туризма, образовательным учреждением в качестве свидетельства кол­лективного участника социального туризма на время группового туристского похода. Отпускной чек – типовой документ первичного учета в со­циальном туризме, дающий гражданину Российской Федерации право на получение в рассрочку перечисленных в отпускном чеке льготных услуг по оздоровлению, путешествиям, отдыху, предоставляемых по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Порядок выпуска и правила хож­дения отпускного чека устанавливаются Правительством Рос­сийской Федерации.

В условиях несовершенства рыночных отношений, налого­вой системы, ослабления взаимосвязи субъектов туристской индустрии регулирующие функции в части обеспечения дос­тупности отдыха и оздоровления осуществляются через уста­новление базового стандарта социального тура. Базовый стандарт доступности социального продукта – это фиксированная цена компонентов социальных услуг, вхо­дящих в набор предоставляемых услуг населению. Базовый стандарт зависит от минимального размера оплаты труда на момент формирования социального набора услуг оздо­ровления и отдыха через турфирму. Он распространяется только на объекты социального туризма, находящиеся на территории Российской Федерации. Базовый стандарт доступности включает: размещение – ночевку в гостинице, стоимость которой со­ставляет не более 0,4 величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) на момент расчета цень; социального тура; питание – дневной рацион, стоимость которого составляет не более 0,3 величины МРОТ; сопутствующие услуги по программам обслуживания (трансфер и экскурсия) – из расчета не более 0,4 величины МРОТ. На основе базового стандарта, с учетом местных особенно­стей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты доступ­ности социального тура. Предоставляемые в рамках социального тура услуги не могут быть меньшими или не в том объеме, чем предусмотрено базо­вым стандартом доступности, не должны превышать стоимост­ных показателей, складывающихся исходя из норм, предусмот­ренных федеральным законодательством. Базовый стандарт доступности является защитным механиз­мом от диктата руководителей субъектов социального туризма, а также механизмом реализации конституционного права граж­дан на достойную жизнь и свободное развитие, иные предусмотренные гарантии социальной защиты.

Билет 3 вопрос 2

Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVII – XVIII веках.

Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в просвещенной Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. «Странный монарх» пытался сделать досуг деловым, соединить его с «работой»: меняя моду, заставлял дворян брить бороды и носить короткополую одежду, отменил послеобеденный сон на службе, ввел ассамблеи - формы досугового общения, собрания людей разного общественного положения: от министров до корабельных мастеров. Здесь развлекались, но и обсуждали деловые вопросы, сам Петр часто занимался государственными делами на отдыхе. Этика ассамблей была демократичной, без ханжеских церемоний. Являться должны были все с женами, спиртное употреблять умеренно, принимать участие в танцах (впоследствии ассамблеи стали светскими балами популярнейшей ритуализированной формой элитарного досуга, сценарий которого осуществлялся церемонимейстерами, распорядителями бала. Была создана образовательная система государственных учреждений: школы - цифирные, математические, ремесленные, медицинские, гарнизонные; училища - горные, инженерные, навигационные, общеобразовательные гуманитарные гимназии, Морская академия - 1715г., Академия наук - 1725г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, учебники, буквари, словари, календари. С 1702г. выходит первое периодическое издание - газета «Ведомости» - от 100 до 2500 экземпляров. Развивается культурно-просветительная сфера: 1714г. - первая публичная библиотека, 1719 - первый государственный музей - Кунсткамера, Ботанический сад (Петербург) - первый публичный театр - «театральные хоромины» - в Москве на Красной площади. Петр I не жалел средств (при том, что после себя не оставил ни копейки государственного долга) на развитие праздничной культуры: годовщина Полтавской битвы, Новый год, Святки. Относился к праздникам как к значительным идеологическим мероприятиям, служащим укреплению уважения к мощи государства, воспитанию патриотизма. С косностью и консерватизмом Петр I боролся и языком сатиры, создав «Всешутейский, всесумасброднейший и всесильнейший Собор» - шуточное предприятие с элементами народной смеховой культуры. Традиции маскарада, фейерверка, праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах, кукольных представлениях, народном театре «Петрушка». Екатерина II (годы правления 1762-1796) в своей политике просвещенного абсолютизма продолжила многие культурно-просветительские начинания Петра I. Развивалась и совершенствовалась система образования, самообразования, науки, искусства. Ее стараниями собрана великолепная мировая сокровищница - Эрмитаж, открыты профессиональные и любительские театры; первые аристократические клубы (1770 - в Петербурге, с 1772 - в Москве). Конец XVIII в. - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальной, научной, литературной, спортивной. «Играющий век» (по выражению историков) способствует перемещению земледельческих традиционных празднеств в новые, городские условия. Он постепенно видоизменял их: нарушается строгая крестьянская регламентация и обрядность, магический смысл слов и действий, языческая предназначенность праздников. Меняется состав участников: городской работный люд, представители разных сословий, национальностей, иностранцы. Массовое гулянье становится открытой социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и Попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых интересов и занятий.

Билет 4 вопрос 1.

Билет 4 вопрос 2

Общественно-просветительские движения и досуг XIX – нач. XX века.Досуг крестьян развивается в двух направлениях: фольклорно-традиционное народное творчество (устное, музыкальное, танцевальное, обрядовое); творчество крепостных по инициативе их господ, русской аристократии, освоившей к тому времени «изящные искусства» отечественной и западноевропейской культуры, открывавшие в своих поместьях театры и концертные залы. Репертуар крепостных трупп и уровень его исполнения были близки к высокопрофессиональному. Городская массовая культура выражалась в повседневном и праздничном досуге, сочетая уклад «низов» и «верхов», симбиоз цивилизованных и сельских традиций, профессиональное и самодеятельное искусство, театр и рекламу, художественно-декоративное убранство праздников: дворцовых, церковных, викторианских, сезонных. Городские формы досуга: вечеринки (крестьянские, мещанские, девичьи), именины, танцы под духовой оркестр в клубах, парках; открытые балы в купеческих собраниях, «спевки», маскарады; бильярд, пикники за городом, гуляния в рощах, кегельбан; катки, верховая езда, катание на велосипедах, санках; цеховые клубы у мастеровых; посещение церкви, паломничество в монастыри, к «святым мощам», иконам; «кулачки», петушиные бои; кружки, объединения по интересам, общества «Распространения технических знаний», «Разумных развлечений», «Попечительства народной трезвости», «Вольное экономическое общество» и др., занимавшиеся культурно-просветительной работой, содействовали росту грамотности, образованности народа. Характерные для периода декабристов, Пушкина и Батюшкова «высокий стиль», просветительские традиции «Зеленой лампы», «Арзамаса» были подхвачены интеллигенцией, стремящейся к знаниям, молодежью и реализовывались в системе внешкольного образования общественного характера: воскресные школы и университеты, народные чтения и театры, народные дома, Пречистинские курсы при МГУ, где знания давались в объеме начальной школы и работали спецклассы эстетического воспитания. Важную роль в развитии национальной культуры играли меценаты: в собрании художественных сокровищ, строительстве досуговых учреждений, школ, больниц, театров; попечительстве и благотворительстве. Граф Румянцев, княгиня Тенешева, купцы Щукины, Третьяковы, фабриканты Морозовы, Мамонтовы и многие другие. Благодаря им: Третьяковская галерея, Государственная библиотека, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей русской игрушки, Саратовский Радищевский музей. С 1864г. во внешкольную работу включились земства (органы самоуправления на местах). Просвещение широких народных масс совпало с расцветом русской художественной культуры, литературы, театра, изобразительного искусства, музыки. Появляются кружки и общества нового направления: музыкально-исполнительские коллективы, оркестры народных инструментов, академические и народные хоры, театральные и хореографические студии, художественные мастерские: «Могучая кучка» - 1862, «Мир искусств», «Частная опера», музыкально-литературное общество Танеева. Досуговые формы пополняются музыкальными лекториями и абонементами, выставками, картинными галереями, всеми видами любительского художественного и прикладного творчества. Создаются уникальные музеи в провинции: Ангарский музей часов, Смоленский музей русской старины, Невское общество устройства народных развлечений - 1885г. Типичные формы элитарного досуга - дворянское Благородное собрание, Английские клубы - потеряли свой сословный характер, стали доступны для представителей других сословий. Здесь начали заниматься литературотворчеством, живописью, спортом. Активно развиваются клубы в офицерской среде: клуб - гостиная Измайловского полка в С-Пб и др. Все большее количество представителей дворянского круга посвящали свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования и отечественной культуры.

Билет 5 вопрос 1.

Билет 5вопрос 2.

Билет 6 вопрос 1

Билет 6 вопрос 2

Билет 7 вопрос 1

Билет 7вопрос 2

Билет 8 вопрос 1

Билет 8 вопрос 2

Билет 10 Вопрос 1

Билет 10 вопрос 2

Содержание, задачи и организация информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений.

В современном обществе все больше внимания уделяется информационным процессам и технологиям. Сегодня «информация» – один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, – называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие понятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика». Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новое направление в старых науках. Нередко в теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» – наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, возникшей в конце 50-х годов ХХ века. По подсчетам ученых, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, третье – в 1950 году. Сегодня знания удваиваются за 5 лет. Это явление, получившее название «информационный взрыв», указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информатизации. Опираясь на количественные меры математической теории, информации, американский ученый Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом: уровень 0 – информационная емкость отдельного человека 107 бит; уровень 1 – устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109 бит; уровень 2 – письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит; уровень 3 – индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит; уровень 4 – информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит. По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре. «Технологическая революция», «цифровое будущее», «портативные кибертехнические устройства», «компьютерные программы», «виртуальные миры», и информатизация… – эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире. В мировом рекреационно-досуговом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реализуется образовательный и воспитательный потенциал свободного времени. По определению Аристотеля, свободное время – это «высокий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум – высшая способность в человеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в своей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного времени. Если в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой деятельности поведение человека детерминировано определенными обстоятельствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность. Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целенаправленно – с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек просвещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогические концепции, теория самообразования, подвижнически осуществлялась практическая просветительская деятельность, внешкольная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Доб-ролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бердяева, А. Сахарова и многих других. Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерывного образования и воспитания, для информационно-просвети-тельской деятельности. В прошлом веке возникли и были популярны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией. Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправданные занятия, в свободное время необходимо:последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга; создавать условия для овладения новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации; включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков. В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются: возрастание значения информации как стратегического ресурса развития; разнообразие релаксаторских технологий; увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг; широкое использование информационных технологий. Однако информационная перенасыщенность, борьба за средства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информации затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» общественное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положительной энергией. На наших телеэкранах – переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, – а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, – должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники. Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы. Основные направления информационно-просветительной деятельности. Содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы. Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства. Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой. Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений. Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия. Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям. Ведущую роль в работе многих учреждений культурно- досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое.

Билет 11 вопрос 1

Билет 11 вопрос 2

Основное содержание и задачи служб PR в социально-культурной сфере.

Сфера PR одна из самых популярных и развивающихся элементов современного рыночного механизма, связанного с формированием и исследованием спроса и предложения на товар, услуги, удовлетворением потребностей. Прообразы PR можно найти в глубокой древности, в Древней Греции, в Китае. В Америке зарождение PR относят к 1807 году, в Англии к началу ХХ века. Содержание служб PR в социально-культурном сервисе и туризме делает акцент на таких аспектах, как: планирование PR (среда, миссия, цели, стратегии, тактика), организация специальных событий (мероприятия с целью привлечения внимания общественности к своей деятельности), основные аспекты работы со СМИ (проблема СМИ, ее место и роль социально-культурном сервисе и туризме), этический аспект. К задачам PR служб можно отнести следующие: - изучение общественного мнения, которое предполагает информирование общественности о целях, состояниях, намерениях и перспективах фирмы;- профилактика конфликтов и недоразумений;- борьба с нежелательными слухами;- организация предпринимательской деятельности; - расширение сферы влияния в обществе; - формирование позитивного отношения к деятельности в сфере социально-культурного сервиса;- создание оптимальных условий повышающих степень привлекательности учреждений в сфере социально-культурного сервиса. Профессиональная терминология включает такие понятия, как: паблисити (создание позитивной известности), корпоративная этика (формирование традиций, норм, ценностей фирмы), профессиональные стандарты (здравый смысл, коммуникабельность и др.), референтная группа (группа людей, чьей информации доверяет фирма), имидж.

Билет 12 вопрос 1

Билет 12 вопрос 2

Билет 13 Вопрос 1

Билет 13 вопрос 2

Билет 14 вопрос 1

Билет 14 вопрос 2.

Билет 15 вопрос 1

Билет 15 вопрос 2

Билет 16 вопрос 1

Билет 16 вопрос 2

Билет 17 вопрос 1

Билет 17 вопрос 2

Билет 18 вопрос 1

Учреждения социально-культурной сферы и их роль в организации досуга населения.

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья и духовное обогащение. В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристском маршруте, ведет к тому, что возникающая здесь досуговая общность носит переходящий характер, не всегда отличается сплоченностью. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий. За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают руководители санаториев, пансионатов, домов отдыха, туристических гостиниц и баз, а также штат специалистов - организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, аккомпаниаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб. Координация всей культурно-досуговой деятельности, как правило, возлагается на культсоветы - постоянно действующие структуры, в состав которых входят обычно штатные культработники и представители администрации и общественных организаций санатория, дома отдыха, пансионата, турбазы. Утверждаются программы и графики досуговых мероприятий, рассматриваются текущие вопросы, связанные с содержанием и организацией культурного обслуживания отдыхающих. Содержание досуговых программ для отдыхающих здравниц и туристических учреждений сегодня определяется рыночными отношениями, стоимостью услуг, включая транспорт, прокат оборудования и инвентаря. В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам. По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д. Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, мно<

Наши рекомендации