Развитие человеческих ресурсов как базис конкурентной политики России.
Эф-ть деят-ти орг-ции во многом зависит от качества и профессионализма работников. Задача состоит в том, чтобы непрерывно поддерживать соответствие между требованиями современного бизнеса и квалификацией кадров. Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на первый план требование непрерывного развития персонала, то есть проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деят-ть орг-ции.
Реализация современной концепции развития предполагает повышение гибкости системы обучения, групповые формы работы, замену преподавателей консультантами.
Глобальные изменения в экономике развитых стран и в России вызвали радикальные образовательные реформы: массовый характер внутрифирменного обучения; непрерывность корпоративного обучения; значимость обучения, как для индивида, так и для орг-ции и общества в целом; адаптация образовательного процесса к реальной практике; интегративный (комплексный) характер знаний и умений; инновационная направленность образовательной деят-ти;
В совр. российских условиях, когда происходят структурные сдвиги в экономике, постоянные изменения в технологии производства, усиливается рыночная конкуренция, основным капиталом любого п/п являются уже не традиционные материальные ресурсы, а интеллектуальные и предпринимательские, то есть, в центре внимания деловой орг-ции человек как генератор идей, инноваций, источник капитала. В связи с этим возникают новые задачи по управлению знаниями, созданию новых моделей орг-ций, способных эффективно функционировать в совр. информационном обществе.
Конкурентоспособность российской рабочей силы остается низкой, и уволенные работники с трудом могут найти себе достойную работу. Квалификация руководителей и специалистов большинства орг-ций не отвечает требованиям рыночной экономики и является сдерживающим фактором для реализации инвестиционных проектов. В целом квалификационный уровень работников российских орг-ций значительно ниже (на 20–25%) западноевропейских и продолжает снижаться.
Коренная перестройка российской экономики невозможна сегодня без проф. и экономич. обучения кадров, без формирования современной системы непрерывного внутрифирменного развития человеческих ресурсов, которая бы опиралась на передовой зарубежный и на накопленный в течение многих лет отечественный опыт.
К характерным чертам корпоративного обучения можно отнести следующие:
- Должны быть вовлечены все члены орг-ции. Отсутствие у орг-ции способности учиться пагубно влияет на ее конкурентоспособность.
- Корпоративное обучение должно носить опережающий характер по отношению к структурным изменениям, обновлению.
- Корпоративное обучение должно быть мотивирующим и должно быть направлено на формирование потребности овладения новыми знаниями, навыками, способностями, на осознание необходимости личного саморазвития и самореализации.
- Корпоративное обучение непрерывно – как в приобретении проф. знаний, навыков и умений, так и в социально-культурном развитии личности работника. По оценке американских экспертов, опыт и знания, полученные в вузе, устаревают в среднем через 3–5 лет, а иногда и быстрее.
- Система корпоративного обучения должна быть гибкой и мобильной, способной адаптироваться к поставленным изменениям, происходящим в обществе, экономике, производстве.
- Корпоративное обучение является инновационным или креативным.
Оно «накладывается» на проф. первичное образование, развивая, совершенствуя приобретенные в вузе, колледже базовые знания, навыки и умения.
Корпоративное обучение – это синтез целого ряда знаний (экономики, менеджмента, права, психологии, информатики и др.), формирующих три основных категории навыков: технические, межличностные, информационные.
В рамках корпоративного обучения резко возрастает значимость саморазвития, и самообразования. Самообразование способствует получению непосредственно собственных знаний, приобретению новых навыков и умений в организации собственной работы, формированию и осуществлению реального поведения Активную роль в самообучении играют компьютерные средства, дистанционные образовательные технологии.
Корпоративное обучение – это дорогостоящее образование. Затраты на внутрифирменное обучение стоят на втором месте после затрат на оплату труда в ведущих компаниях. Фирмы направляют на корпоративное обучение от 3,5 до 10% своих доходов.