Нормативно-правовые и морально-этические нормы проведения аудита и консалтинга
Аудитор при консультировании кроме моральной, несет прямую материальную ответ-ть перед заинтересованными пользователями результатов аудиторской работы. Сущностью аудита является независимость суждения по отношению к объекту проверки специалиста-профессионала в области предмета проверки. Независимость и научный подход (означающий профессионализм) к работе основное средство обеспечения достоверности инф-ции, предоставляемой аудитором.
В современных условиях особое место в деят-ти по оценке и диагностике персонала занимает соблюдение как нормативно-правовых, так и морально-этических норм. ТК РФ защищает персональные данные работников. Тем самым законодательно определяется и еще раз подчеркивается необходимость соблюдения ряда требований при обработке персональных данных работников.
Независимо от того, кто занимается диагностикой персонала - специалист-профессионал или другое должностное лицо, практика показывает, что при ее проведении необходимо соблюдать морально-этические нормы:
1.Человека нельзя подвергать диагностике обманным путем, за исключением особых случаев.
2.Перед проведением диагностики человека необходимо предупреждать о том, что в процессе диагностирования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.
3.Любой человек, имеет право знать результаты своего диагностирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
4.Результаты диагностики предоставляются диагностом диагностируемому в форме, не приводящей его к психологической травме и доступной для правильного понимания.
5.Если диагностика производится с целью конкурсного отбора, то человек имеет право знать не только цели диагностики, но и на основе чего будут делаться выводы.
Нормы проф. деят-ти для специалистов в области консалтинга и диагностики персонала:
•уважать личную неприкосновенность раб-ков, их право на участие или неучастие в исследованиях;
•разъяснять цели и задачи исследований, порядок использования полученной инф-ции;
•не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или психологическим принуждением работников к сообщению какой-либо инф-ции;
•уметь сохранять доверие людей;
•оценивать любую проф. ситуацию с этической точки зрения и информировать рук-лей, других должностных лиц об этических требованиях, предъявляемых к деят-ти по диагностике персонала;
•отвечать за последствия своей деят-ти;
•прогнозировать последствия своих действий
•не распространять инф-цию, специальные знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми;
•принимать меры для сохранения конфиденциальности полученных сведений.
Т. о., на специалисте по консалтингу и аудиту персонала лежит огромная ответ-ть не только перед орг-цией, для которой он проводит эту оценку, но в большей степени он несет ответ-ть перед работником.
Аудиторские стандарты
Необходимая система правил, существующая в аудиторском деле, определена в форме аудиторских стандартов.
В основе аудиторских стандартов лежат постулаты – аксиоматические положения аудиторской теории помогающие понять содержание аудиторских стандартов.
1.Вероятное столкновение интересов аудитора и руководителей (специалистов) оцениваемого п/п
2.Ограничения на другие виды деят-ти, которыми может заниматься аудитор.
3.Проф. обязательства.
Аудиторские стандарты представляют собой конкретизацию определенного направления аудиторской деят-ти (предмета аудита), положений аудиторской теории.
1.Этика поведения. Кроме требований человеческой этики, аудиторам следует придерживаться следующих требований проф. этики:
•выполнять свои обязанности, проявляя высокие проф. и моральные принципы;
•честно выполнять свои проф. обязанности;
•сохранять объективность и быть свободным от столкновения интересов;
•соблюдать технические и этические проф. стандарты, стремиться к постоянному улучшению качества услуг;
2.Независимость.В теории и практике аудита независимость – это объективность и честность суждений (финансовая, административная, политич., эмоциональная независимость)
3. Профессионализм. Аудитор должен обладать навыками для работы по общению с людьми и обмену опытом, выявлению и решению проблем, связанных с оцениваемой деят-тью, нахождению нужной инф-ции, осуществлении анализа и синтеза, планированию изменений, разработке предложений по совершенствованию работы, преодолению сопротивления изменениям, помощи в передаче более совершенных методов. Аудиторы постоянно следят за литературой по проблемам оценочной деят-ти, включая разработки, осуществляемые в университетах и научных институтах, имеют широкий взгляд на исследуемые проблемы и их взаимосвязи с проблемой общеорганизационной эф-ти.
Задача аудиторов – собрать и оценить достаточное количество компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений; представления положения и результаты операций в аудиторском отчете (заключении).
Значительную роль в регулировании аудиторской деят-ти играют проф. аудиторские орг-ции, выступающие в качестве инициаторов формирования и принятия в практику аудиторских стандартов, следование которым обязанность членов этих орг-ций.