Потребности человека: основные концепции, динамика.
Исторические представления о потребностях человека. Определение и классификация потребностей. Индивидуальные, психические, физиологические особенности человека – основа его запросов и потребностей. Соотношение биологического и социального в человеке. Основные группы потребностей и их особенности. Концепции потребностей А.Маслоу, Ф.Герцберга и др., их применение в практике современного сервиса. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. Потребности человека и средства их удовлетворения.
Социально-культурная деятельность: проблемы, тенденции развития.
Определить понятие социально-культурной деятельности. Стихийная и организованная социально-культурная деятельность. Объект и предмет социально-культурной деятельности («подвижность» объекта). Результат социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность в информационном обществе и условиях рыночной экономики.
Типы и виды социально-культурных институтов.
Понятие социально-культурного института. Нормативные и учрежденческие социально-культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия).
Формы, методы и ресурсная база социально-культурной деятельности.
Форма как способ организации деятельности социально-культурных институтов (массовые, групповые, индивидуальные). Форма как способ организации материала (лекция, беседа, праздник, карнавал и т.п.). Метод – путь к достижению цели, способ управления деятельностью через воздействие на сознание, чувства, поведение. Прием как личностная конкретизация метода. Ресурсная база как совокупность необходимых компонентов для производства культурного продукта, услуг (нормативный ресурс, кадровый, финансовый, материальный, социально-демографический, информационный и т.д.).
Понятие и виды сервисной деятельности.
Сервисная деятельность как форма взаимодействия индивидов в процессе удовлетворения потребностей. «Идеология» и технология сервисной деятельности. Понятия «сервисная деятельность», «культура сервиса», «услуга», «контактная зона». Виды и разновидности сервисной деятельности.
Сервисные технологии.
Понятие «сервисные технологии». Особенности сервисного взаимодействия. Индивидуальный подход к потребителю. Типология продавцов и потребителей в процессе приобретения услуги. Структура сервисного взаимодействия в процессе продажи и предоставления услуги.
История сервиса за рубежом (основные этапы).
Возникновение сервисной деятельности как результат дифференциации трудовых занятий на ранних стадиях развития человеческого общества. Зарождение и рост разнообразия услуг в античности и средневековом обществе Западной Европы. Сервис в индустриальном и постиндустриальном обществе. Достижения и риски сервисизации экономики «общества потребления».
История сервиса в России (основные этапы).
Своеобразие эволюции сферы услуг в России. Роль государства в организации обслуживания. Особенности отечественной сферы услуг в 19-начале 20-го вв. Сфера обслуживания в советский и постсоветский период. Актуальные задачи развития сервиса в современных условиях.
Международно-правовое обеспечение СКСиТ.
Международные договоры в системе нормативного регулирования СКСиТ. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Манильская декларация по мировому туризму 1968 г. Гаагская декларация 1980 г. Хартия туризма 1985 г. Глобальный этический кодекс туризма 1999 г.
Правовые основы обеспечения социально-культурного сервиса и туризма (на материале РФ).
Цели и задачи правового обеспечения в сфере СКСиТ. Классификация направлений правового обеспечения СКСиТ. Конституция РФ о социально-культурных правах человека и гражданина. Соотношение сервисного, коммерческого и предпринимательского права. Акты государственного регулирования деятельности СКСиТ. Законодательство РФ и субъектов РФ. Законодательство Санкт-Петербурга, регламентирующие отношения в сфере СКСиТ.