Отличительные особенности спорта
1. В обществе спорт является наиболее эффективным средством и методом развития физических и некоторых других способностей человека.
2. Спортивная деятельность носит исключительно добровольный характер и осуществляется преимущественно в свободное время (за исключением профессионального спорта).
3. Контингент людей, занимающихся спортом, ограничен возрастными рамками, диапазон которых в среднем находится от 10 до 30-35 лет
4. Спортивная деятельность, направленная к высоким достижениям, в основном ограничена контингентом физически здоровых людей.
5. Спорт требует углубленной специализации в избранном виде, что объективно способствует не всестороннему, а нередко одностороннему развитию.
6. Притягательная сила спорта сохраняется для людей с разными уровнями подготовленности — от начинающих до чемпионов, так как и те и другие стремятся превзойти свои личные достижения. Когда подобная установка у человека исчезает — он уже не спортсмен.
Функции спорта:
1) Соревновательно-достиженческая;
2) Функция физического воспитания;
3) оОдоровительно-рекреативная функция.
4)бщекультурные функции (познавательная, духовного воспитания, экономическая и досуговая).
Все эти формы имеют свое типичное целевое назначение, обладают рядом отличительных черт (признаков), проявляются в конкретных формах организации занятий, имеют свою иерархию выполняемых специфических и общекультурных функций.
3. Производственная физическая культура одна из форм физической культуры.
Производственная физическая культура (ПΦΚ) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
Заниматься ПΦΚ можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.
Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.
Задачи ПФК:
- подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;
- активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
- заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
- профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.
Конкретными формами занятий, существующими в производственной физической культуре, являются:
1. Вводная гимнастика — ее цель достижение быстрейшего врабатывания организма в предстоящий трудовой процесс.
2. Физкультурная пауза, предназначенная для получения срочного активного отдыха и профилактики снижения работоспособности.
3. Физкультурная минута и микропауза, используемые для расслабления и кратковременного отдыха.
4. Рекреативные физкультурные занятия в обеденный перерыв и в послерабочее время (сауна, массаж, игры, занятия на тренажерных устройствах и др.), способствующие активизации восстановленных процессов и оптимизации состояния организма.
Типичные признаки производственной физической культуры:
1. Физические упражнения, используемые в производственной физической культуре, берутся не произвольно, а с обязательным учетом содержания и характера выполняемой работы. Подбор упражнений осуществляется с учетом правил адекватности (для вводной гимнастики) и контрастности (для физкультпауз и минуток). Дозировка упражнений должна соответствовать контингенту и возможностям трудящихся. Целесообразны простые и легкие для выполнения физические упражнения.
2. Физические нагрузки не носят развивающего характера и по своей величине являются умеренными, не вызывающими утомления и снижения работоспособности.
3. Продолжительность одноразовых занятий кратковременна и не превышает порядка 10 мин. Занятия после работы могут иметь большую продолжительность.
4. Занятия производственной физической культурой строятся на основе добровольности, однако на ряде производств конвейерного типа предусмотрен добровольно-обязательный принцип участия.
В производственной физической культуре реализуется лишь одна специфическая функция — оздоровительно-рекреативная, другие отсутствуют полностью. Из общекультурных — проявляется главным образом экономическая функция, связанная с поддержанием в течение рабочего дня оптимальной работоспособности.
4. Оздоровительно-рекреативная физическая культура,как одна из форм физической культуры.
Оздоровительно-рекреативная функция. Как известно, необходимой основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности и в этом плане выполняет достаточно заметную компенсаторную роль при естественном дефиците мышечной активности, связанном с малоподвижным образом современного труда. Жизненно важное значение физической культуры как фактора удовлетворения двигательных потребностей обусловлено прежде всего тем, что исторически человек формировался как деятельное существо.
Следовательно, двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Аристотель более двух тысяч лет назад заметил: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие!». Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Отсюда и возникает необходимость внедрения физической культуры в повседневный образ жизни человека.
Коль скоро речь зашла о повседневной физической культуре, то выскажем следующее предположение. Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные и велосипедные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать, возможно, в ущерб спортивной и образовательной. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем также лечебное направление в физической культуре.Оздоровительно-рекреативная физическая культура. Оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК) представляет собой достаточно обширный комплекс разных видов физической культуры. Отсюда ее неоднозначность как в терминах, которыми ее обозначают, так и в конкретных формах ее существования. Л.П. Матвеев выделяет две формы, которые можно отнести к данному направлению: оздоровительно-рекреативная физическая культура и «фоновые» виды физической культуры. А внутри этих компонентов имеется ряд разновидностей: ЛФК, спортивно-реабилитационная, гигиеническая и рекреативная физическая культура. В.М. Выдрин обособляет тоже две относительно самостоятельные формы: «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация».
Представляется, что без существенных издержек с целью упрощения все это разнообразие форм можно обозначить одним термином — «оздоровительно-рекреативная физическая культура». Дело в том, что конечные цели ЛФК, гигиенической гимнастики, физической реабилитации и физической рекреации в итоге совпадают по своей направленности на оздоровление человека. Причем оздоровительно-рекреативная физическая культура в структуре образа жизни существует, главным образом в быту человека в свободное от учебы или работы время. Она составляет один из важнейших компонентов здорового образа жизни и входит в сферу отдыха, восстановления и развлечения.
В структуре ОРФК можно выделить относительно самостоятельные разновидности, в частности:
1. Лечебная физическая культура, направленная на восстановление функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм и других причин.
2. Оздоровительно-реабилитационные занятия в сфере послерабочего восстановления работоспособности и предупреждения профессиональных травм и заболеваний (в том числе спортивных).
3. Утренняя гигиеническая гимнастика, предназначенная для оптимизации физического состояния и закаливания организма.
4. Оздоровительно-рекреативная физическая культура, представленная большим разнообразием форм занятий (физкультурно-спортивные развлечения и игры, туризм, охота, рыбалка, плавание и купание, велосипедные и лыжные прогулки, группы здоровья, ОФП, ритмическая гимнастика и .т.д.), обеспечивает здоровый, активный отдых с элементами развлечения и удовольствия.
Отличительными признаками ОРФК являются:
1. Абсолютно добровольное участие человека в занятиях. Он может выбирать по своему усмотрению вид занятий и его форму, время, продолжительность, место, заниматься самостоятельно или в секции.
2. Данная форма физической культуры реализуется главным образом в свободное время, что в принципе свидетельствует о степени внедрения физической культуры в быт народа, а косвенно об уровне его физкультурной грамотности.
3. Оздоровительная направленность физкультурных занятий в данной форме существенно расширена, так как у человека имеется возможность с определенной полнотой использовать не только физические упражнения, но также оздоровительные силы природы и широкий комплекс гигиенических факторов.
4. ОРФК является фактически единственной формой, где имеются широкие возможности физкультурных занятий родителей с детьми, дружеские объединения людей разных социальных положений и профессий на основе общих интересов.
5. Диапазон выполняемых нагрузок в этой форме имеет значительные колебания — от лечебных, строго дозируемых — до развивающих. Однако в любом случае нагрузки не должны превышать возможности полного восстановления организма к очередному трудовому дню.
Ведущей специфической функцией рассматриваемой формы физической культуры, естественно, является оздоровительно-рекреативная, а из общих — существенны функции досуга, экономическая и некоторые другие. В целом можно полагать, что проблема внедрения физической культуры в быт народа в решающей мере будет определяться приобщением людей к разным видам оздоровительно-развлекательной физической культуры. А социальная значимость последней и ее доля в общей структуре физической культуры будет постоянно возрастать.
5.Средства физического воспитания. Физические упражнения.Классификация физических упражнений.Критерии оценки эффективности техники.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).
Физические упражнения – это двигательныедействия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным признаком.
Каждое физическое упражнение обладает несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Среди основных классификаций физических упражнений можно назвать следующие:
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически всё многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. Упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.
3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений; 2) упражнения циклического характера на выносливость; 3) упражнения, требующие высокой координации движений; 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий.
4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.
Критерии оценки эффективности техники – это признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
Основные критерии:
1) результативность физического упражнения;
2) параметры эталонной техники (параметры наблюдаемого действия сопоставляются с параметрами эталонной техники);
3) разница между реальным и возможным результатами.
6.Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты физических упражнений. Фазы изменения эффективности упражнений.
Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.
Ближайший эффект – наблюдается в процессе выполнения физического упражнения и характеризуется утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия.
Ближний тренировочный эффект(БТЭ) характеризуется процессами,происходящими в организме непосредственно при выполнении физических упражнений, и теми изменениями функционального состояния,которые возникают в конце упражнения или занятия.
Следовой эффект – наблюдается по истечении определенного промежутка времени после выполнения физических упражнений.
Следовой тренировочный эффект (СТЭ) является последствием выполнения упражнения с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнения или занятие-с другой.
В зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений:
1) фаза относительной нормализации
2) суперкомпенсаторная фаза
3) редукционная фаза.
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
В редукционной фазе следовой эффектупражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений – кумулятивно-хронический эффект.
Кумуляция(от позднелат.cumulatio — скопление) — накопление, суммирование эффектов от тренировочных занятий.
2
При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования,постоянно накладываются друг на друга,суммируются в результате чего возникает кумулятивный тренирующий эффект-представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным(приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена,увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности..
Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).
При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция1 этих эффектов.
Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным.
В практике хорошо известны малая эффективность обучения движениям и воспитание физических качеств при длительных интервалах между занятиями. Сформированные двигательно-координа-ционные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Варианты отдыха между занятиями:
1) (Ординарный (полный) отдых -обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия;
2)1 Жесткий (неполный) отдых— предусматривает выполнение очереднойнагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановлениработоспособности занимающихся;
3)
Суперкомпенсаторный отдых— обеспечивает повышенную работоспособность(суперкомпенсацию), наступающую при определенных условиях в силу
зако номерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередномзанятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку.
В физическом воспитании главный смысл обеспечения долговременного кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.
7. Общепедагогические методы физического воспитания(словесные и наглядные).
Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.
Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
Методика обучения -совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).
Подметодами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
8.Специфические методы физического воспитания.
Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.
Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
Методика обучения - совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).
Подметодами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4); специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Игровой метод
В системе физического воспитания играиспользуется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2)наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3)широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор-; мированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4)соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5)присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод— это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1)в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2)как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет :
— стимулировать максимальное проявление двигательных
способностей и выявлять уровень их развития;
—выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
—обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
—содействовать воспитанию волевых качеств.
9.Метод строго регламентированных упражнений (методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств).
Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:
1) методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий;
2) методы, направленные на воспитание физических качеств.
1. Методы, направленные на обучение и совершенствование двигательных действий.Применяются следующие методы:
1) целостный метод;
2) расчленено-конструктивный метод;
3) сопряжённого воздействия.
Целостный метод. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной свей структуре без расчленения на составные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например: бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т. п.).
Расчленено-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия, преимущественно со сложной структурой, на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением их в единое целое.
Метод сопряжённого воздействия. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом и т. п. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряжённого метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.