Группа и ее структурная организация.
Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики Внутригрупповая дифференциация. Социальный статус и роль личности в группе. Типы ролей в группе. Официальная и неофициальная структура ролей в группе. Ролевые конфликты. Феномен группового давления. Конформизм как социальное явление. Групповая сплоченность. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп. Психологическая структура группы: цели, ценности, нормы, традиции, настроения. Взаимовлияние группы и индивида. Социальный контроль, санкции, символика. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы: фасилитация, ингибиция, деперсонализация, сдвиг к риску.
Большие и малые социальные группы.
Большие социальные группы: стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности — толпа,, публика, аудитория; длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые группы — этнические, профессиональные или социальные группы. Социально-психологический анализ малой группы. Социометрическая структура малой группы. Коммуникативная структура малой группы. Структура социальной власти в малой группе
Лидерство в группе и руководство.
Понятие лидерства. Психология лидерства Лидер как роль. Типы лидеров. Формальный и неформальный лидер. Харизматический лидер. Лидерство и руководство. Функции лидера в организации. Стили лидерства. Психологические ресурсы лидера. Личность лидера. Я-концепция лидера. Потребности, детерминирующие лидерское поведение. Потребность во власти, в достижении, в контроле, в аффилиации. Компенсаторный и инструментальный характер потребности во власти. Эффективный лидер.
Характеристика групповых процессов.
Массовые процессы в социальных группах. Психология больших социальных групп. Устойчивые и стихийные группы. Толпа. Типы толпы. Массовидные явления психики: заражение, внушение, подражание. Возможности воздействия на поведение толпы. Паника как социально-психологический феномен. Слухи как разновидность массового коммуникативного процесса. Деперсонализация личности в толпе. Социальная идентичность. Большие устойчивые социальные группы и их потенциал как регуляторов социального поведения. Малая группа как сфера социализации, самореализации Социально-психологические характеристики малых групп.
Социализация личности.
Личность как ансамбль общественных отношений. Человек как гражданин: юридически-ролевой аспект личности. Личность в системе социальных связей. Типы взаимоотношения личности и общества (антагонизм — взаимодействие). Факторы и агенты социализации. Этапы социализации личности. Ценностно-нормативные аспекты социализации. Социализация в условиях быстрых социальных изменений. Основы изменения поведения: нормы и патология. Нарушения структуры личности и компенсаторные механизмы. Нормы и социальная патология. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
Формы общения. Стили общения.
Общие характеристики общения. Общение и деятельность. Формы общения. Анонимное общение. Функционально-ролевое общение. Неформальное общение. Деловое общение. Воспитательное общение. Диагностическое общение. Интимно-личностное общение. Функции общения. Общительность. Стиль общения как индивидуально-типологическая особенность социально-психологического взаимодействия субъектов общения. Авторитарный стиль. Попустительский стиль. Демократический стиль.
Виды потребностей в общении.
Общение как основа психологического и материального благополучия. Проблемная ситуация как основа потребности в общении. Потребность в безопасности. Аффилиация. Потребность в познании. Потребность в самовыражении. Потребность в престиже. Потребность в доминировании. Потребность в покровительстве.
Коммуникативные барьеры.
Человек – специфический «получатель» информации. Информационно-дефицитный барьер общения. Замещающе-искажающий барьер. Эмоциональный барьер. Барьер непонимания. Семантический барьер непонимания. Стилистический барьер непонимания. Логический барьер непонимания Барьер темперамента и характера. Барьер отрицательных эмоций. Барьер отвращения и брезгливости. Барьер страха и стыда.
Невербальное общение.
Вербальные средства общения: Монолог. Диалог. Полилог. Подтекст. Невербальные средства общения: Позы. Жесты. Мимика. Визуальный контакт. Межличностное пространство. Угол невербального общения