Организация проведения деловых совещаний и переговоров.

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУР. ИНДУСТРИИ

1) Управление конфликтами и стрессами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких человек.

Конфликты бывают:

Функциональный – обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия, помогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию личности.

Дисфункциональный – не происходит достижение целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности.

Существует 4 основных типа конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт - имеет место внутри индивида и часто по своей природе является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисклющающие цели. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

2. Межличностный конфликт - вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения. В организациях этот конфликт проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Другая форма проявления межличностного конфликта - столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу различия в целях не в состоянии ладить друг с другом.
3. Конфликт между личностью и группой возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.
4. Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях.
Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы - призводственники- маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную (“лентяи и “труженики”) основу.

Причины конфликта:

· распределение ресурсов (руководство должно решить, как распределять материальные и людские ресурсы, финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации);

· взаимозависимость задач (возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы);

· различия в целях (это происходит, когда организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Подразделения сами формируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации);

· различия в манере поведения и в жизненном опыте (люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность вокруг себя создают атмосферу чреватую конфликтом);

· неудовлетворительные коммуникации (несвоевременная, недостоверная информация и является причиной конфликта, потому что создает нервозную обстановку в подразделении, ведет к необходимости переделывать работу, а отсюда и лишение материального вознаграждения сотрудников.

Существует 4 структурных метода разрешения конфликтов:

· Разъяснение требований к работе (Это разъяснение того, какие результаты ожидаются от сотрудников и подразделения).

· Координированные и интеграционные механизмы (Один из самых распространенных механизмов цепь команд – это установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений потоки информации внутри организации. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, т.к. подчиненный прекрасно знает, чьим решением он должен подчиняться).

· Общеорганизационные комплексные цели (Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея которая заложена в эти высшие цели – направить усилия всех участников на достижение общей цели).

· Структура системы вознаграждений (Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общих организационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это следовало желаниям руководства).

· Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать.

· Изучение причин возникновения конфликта

· Ограничение числа участников конфликта

· Анализ конфликта

· Разрешение конфликта

В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления. В связи с этим выделяют две большие группы способов управления конфликтом: педагогические и административные.

Известно пять основных стилей разрешения конфликтов:

1)уклонение – представляет уход от конфликта;

2)сглаживание – когда нет необходимости раздражаться;

3)принуждение – применение законной власти или давления с целью навязать свою точку зрения;

4)компромисс – уступка до некоторой степени другой точке зрения;

5)решение проблем – стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразия мнений и данных. Он характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновением этих взглядов для того, чтобы найти решение, приемлемое для обеих сторон.

Стресс (от англ. stress «туго натянуть») – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ.

Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Чтобы управлять другими людьми и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, менеджеру необходимо:

1)оценивать способности, потребности и склонности работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

2)разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, следует объяснить, почему это нужно, и установить приоритеты в их работе;

3)четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

4)использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

5)обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

6)выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛ. ОБЩЕНИЯ

Методические приемы показа.

В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела.

Среди основных методических приемов экскурсионного показа следующие: прием предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения.

Прием предварительного осмотра. Этот методический прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника, когда они уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, например: "Перед вами находятся "Тарские ворота". Тем самым он приглашает экскурсантов самих провести наблюдение конкретного объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали.

Прием зрительного анализа. Анализ в любой экскурсии всегда связан с показом объектов. При этом анализируется тот объект, который участники экскурсии осматривают в данный момент.

В основе экскурсионного анализа лежат различные стороны объекта - памятника истории и культуры. Среди видов такого анализа в первую очередь называют: искусствоведческий, в основу которого положены, например, приемы показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - основан на приемах показа объекта (здания, сооружения, где происходили исторические события); естественнонаучный анализ используется при показе природоведческих объектов; производственно-технический анализ используется в основном при проведении экскурсий на промышленные предприятия, при показе станков и механизмов. Каждый из видов анализа может быть отдельно использован при показе объекта. Кроме того, они применяются и вместе при анализа одного объекта, особенно комплекса объектов, например архитектурного ансамбля. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется экскурсоводом на составные части (элементы). Затем каждый из этих элементов подвергается одному из видов анализа.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого методического приема состоит в том, что экскурсовод словесным путем реконструирует образ (облик), например, здания, опираясь при этом на зрительные впечатления. Прием обычно используется при показе тех памятных мест, где проходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные маевки и другие знаменательные события. Сюда же следует отнести места, связанные с жизнью и деятельностью общественных и государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Успех проведения экскурсии в целом и в особенности применение такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависят от подготовительной работы. В ходе подготовки к проведению экскурсии каждый экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события, нашедшие отражение в экскурсии. Точное знание всех обстоятельств и деталей помогает экскурсоводу стать как бы очевидцем исторических событий. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии, дать им зрительное представление о нем.

Прием локализации событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методический прием локализации.

Прием зрительного сравнения. Этот методический прием построен на сравнении различных явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем экскурсантам, но находится в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии или на другой экскурсии, проведенной до этого. Такое сравнение получило название приема зрительной аналогии.

Методические приёмы экскурсионного рассказа, как и приёмы показа, относятся к приёмам непосредственного ведения экскурсии и используются для того, чтобы сделать рассказ в экскурсии более эффективным. К наиболее употребительным приёмам экскурсионного рассказа относятся следующие.

Приём экскурсионной справки заключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики. Экскурсионная справка как краткий и минимальный приём является основным приёмом рассказа в обзорных экскурсиях.

Приём описания предполагает более подробное знакомство с объектом и требует большего времени, чем справка. Чем большей весомостью обладает объект, тем больше аспектов может быть выделено для описания. Набор формально-содержательных аспектов объекта зависит также от его особенностей и природы. Например, при описании архитектурно-градостроительного объекта обращается внимание на такие аспекты, как история создания, конструктивные и объёмно-планировочные решения, художественные особенности, функциональные характеристики. Время, отведённое на описание объекта, обычно составляет 2–3 минуты.

Приём объяснения позволяет установить причинно-следственные связи объекта с окружающим миром и миром человека, предполагает раскрытие внутренних логических и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полем, то есть совокупностью всех знаний об объекте. Тем самым раскрывается сущность объекта. Так, для архитектурного объекта раскрытие внутренних структурных связей предполагает выявление всего, что связано с личностью зодчего, местом объекта в его творчестве и т. д. Особенность данного приёма состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.

Приём комментирования (репортажа) актуален там, где присутствует действие, развитие, динамика. Этот приём применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причём изменения должны происходить на глазах экскурсантов. На этом основании приём комментирования ещё называют приёмом репортажа: репортаж – жанр журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, которое в данный момент происходит перед глазами репортёра или комментатора. Этот приём делает говорящего и аудиторию очевидцами и участниками события. Сложность использования данного приёма состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Приём цитирования. К цитированию прибегают для создания выразительного зрительного образа, используя для этого описания объектов из художественной прозы и поэзии, для подкрепления высказанного мнения, для воссоздания картины событий. Приём цитирования способствует оживлению экскурсионного материала, создаёт эффект достоверности, присутствия заочного свидетеля, погружения в атмосферу эпохи, о которой идёт речь. Цитаты не должны быть длительными, чтобы время цитирования не превышало 30–40 секунд.

Приём литературного монтажа является вариантом приёма цитирования. Рассказ строится на наборе отрывков из различных литературных произведений (воспоминаний, статей) и документальных материалов, раскрывающих подтему экскурсии или один из вопросов подтемы.

Приём вопросов–ответов. Важнейшим условием хорошей экскурсии является активная вовлечённость экскурсантов в познавательный процесс, другими словами, наличие обратной связи в коммуникации экскурсовод–группа. На помощь приходит приём вопросов–ответов, использование которого преследует несколько целей. Во-первых, это действенное средство удержать рассеивающееся внимание экскурсантов, особенно детей. Во-вторых, любой диалог сокращает психологическую дистанцию между общающимися и повышает комфортность коммуникации.

Выбор темы

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА

Объезд (обход) маршрута является одним из важных эта­пов разработки новой экскурсионной темы. При организа­ции объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадя­ми, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой останов­ки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоя­нок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целе­сообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передви­жения туристов по маршруту выявить потенциально опас­ные места и принять меры.

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной по­следовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объ­ектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в кон­трольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

ПРИЕМ ЭКСКУРСИИ

Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методи­ческие работники, члены творческой группы и методиче­ской секции, где готовилась экскурсия, а также руководите­ли других секций.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экс­курсоводов, допущенных к ее проведению. До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собе­седованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Договор с авиакомпаниями

Все правила авиа поездок в нашей стране регулируются воздушным кодексом РФ от 19.03.1977 г., а также рядом международных соглашений, одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. (Гамбургские правила).

Договорные взаимоотношения с авиа перевозчиками строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 "Перевозка").

Договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора так и на специальные льготы и скидки.

Агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже билетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов.

Чартер (аренда самолета). При организации чартерных перевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, которая включает стоимость аренды самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

СТАТИСТИКА ТУРИЗМА

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Трудовая деятельность работника туристической отрасли. Мотивация выбора профессии работника туризма. Психологические особенности трудовой деятельности. Культура работника туристичекой отрасли. Профессиональное призвание.

В индустрии туризма персонал - это важный компонент функционирования системы. На сегодняшний день одной из главных задач развития туризма является именно достижение высокого уровня профессионализма обслуживающего персонала. Как и во многих других сферах, от подготовки служащих зависит успех организации в целом. Но для туристического бизнеса этот вопрос приобретает особую актуальность, так как здесь продается не товар, а услуга (причем неотделимая от источника создания). Процесс покупки в индустрии туризма - это продвижение туристского продукта к потребителю с момента, когда потребность в отдыхе возникает в его сознании, до того момента анализа успешности совершения покупки.

Специфика туристской деятельности такова, что психологически услуга неосязаема, ее нельзя увидеть при заключении договора, и только грамотный, квалифицированный сотрудник способен убедить клиента приобрести данную услугу у данного оператора. В силу этих причин приобретает огромное значение процесс представления и оказания услуг. Качество обслуживания клиентов будет повышаться вместе с улучшением образования и подготовки специалистов, принимаемых на работу в туристическую организацию.

Различные вузы России осуществляют подготовку кадров по специальности «Социокультурный сервис и туризм». Однако при обилии учебных заведений дефицит профессиональных работников в сфере туризма остается. Руководители многих туристических фирм сходятся во мнении, что туристический рынок требует много большего, чем может ему предложить выпускник, не имеющий практических навыков.

Уровень квалификации уже принятого персонала можно повысить, воспользовавшись тренинговыми программами, разработанными специально для туристического бизнеса. В настоящее время существуют эффективные методики, которые позволяют приобрести необходимые навыки и умения в общении с клиентом.

Основными требованиями к персоналу являются знание правовой базы в сфере туризма, владение иностранным языком, наличие информированности при оказании услуг клиентам. Руководство должно разработать типовые должностные инструкции для работников турпредприятий, распланировать профессиональный рост работников при направлении на повышение квалификации. Целью повышения квалификации является непрерывное повышение профессионального уровня, обучение современным методам работы в туристической отрасли, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта, доведение требований нормативных документов и подготовка к аттестации. В стандартах впервые приведен перечень ключевых навыков и знаний, необходимых для выполнения каждой из должностных обязанностей.

Профессионализм менеджера турагентства, в первую очередь, определяется его способностью свободно ориентироваться в огромных объемах информации.Специалист в сфере туризма должен обладать разносторонними знаниями в различных областях: география, экономика, история, юриспруденция, культурология, психология и др. Чтобы продать зарубежный тур, нужно знать все о данной стране, о ее культуре и традициях. Знание географии туризма обеспечит свободную ориентацию в турах разных стран. Еще одна характеристика, которая отличает настоящего профессионала, - это умение управлять своим рабочим временем при общении с клиентом. Согласитесь, что ситуация, при которой специалист при разговоре с клиентом по каждому вопросу будет обращаться к другим сотрудникам, будет выглядеть, по меньшей мере, странно. Такая ситуация, безусловно, подорвет доверие клиента не только к этому сотруднику, но и ко всей фирме в целом. В результате, компания потеряет данного клиента.

Большую помощь сегодня работнику туристической фирмы оказывает Интернет. Огромное количество необходимой информации грамотный сотрудник способен почерпнуть именно из сети, поэтому ни одна фирма не способна удержаться сегодня на рынке без возможности использования столь мощного информационного носителя. Регулярное посещение сайтов о туризме, ознакомление с новостями прессы позволяет сотруднику постоянно находиться на должном уровне профессионального развития, а это, в свою очередь, способствует процветанию фирмы и увеличению количества постоянных клиентов. Помимо вышеперечисленных знаний, сотрудник должен обладать знаниями, связанными непосредственно с организацией туристического бизнеса, он должен знать, какие существуют виды туристических организаций, знать нормативные документы, которые регламентируют деятельность в туристической сфере, иметь представление о том, каким образом происходит государственное регулирование туристской деятельности.

Профессионал должен владеть специфической терминологией и понимать особенности взаимоотношения всех участников туристического процесса (туроператор - турагент - клиент), включая их права и обязанности и документацию, юридически определяющую их взаимоотношения. И, конечно же, специалист должен обладать знаниями об обеспечении безопасности туриста.

Важную роль в работе персонала компании играет знание и соблюдение делового этикета.

Под деловым этикетом персонала понимаются правила и формы его поведения, которые способствуют успеху в деловых взаимоотношениях с партнерами, сотрудниками и клиентами. Деловой этикет немыслим без соблюдения правил культуры поведения.

Под культурой поведения понимаются такие поступки и формы общения людей, которые основываются на нравственности и соблюдении определенных правил и норм. Основной составляющей правил культуры поведения является уважение личности другого человека. Поэтому основным требованием к сотрудникам фирмы при общении с клиентом должно стать, прежде всего, уважительное к нему отношение. Основными требованиями этикета для работников туристической сферы и, в частности, турфирмы являются: вежливость, тактичность, корректность, доброжелательность, а также аккуратный внешний вид.

Менеджер по работе с клиентами - самая востребованная специальность в сфере туризма. В перечень обязанностей менеджера входит не только продажа тура, но и оформление документов, необходимых для выезда за рубеж, забота о том, чтобы в течение всего срока пребывания за рубежом клиенту было комфортно. Чем меньше компания, тем больше функций приходится выполнять менеджеру. Но главная из них все-таки общение с клиентом, поэтому для менеджера важны такие качества, как коммуникабельность, выдержка, высокий уровень культуры, опрятность, аккуратность, обаяние, хорошая дикция.

И, естественно, знание иностранных языков: в случае возникновения проблем, туристы могут позвонить в компанию, и менеджер должен оказать помощь, связавшись с представителем иностранной компании, посольства другой страны и др.

Положительным фактором для сотрудника турфирмы является понимание и использование психологических особенностей общения. Речь идет об умении специалиста по продаже вести прием клиентов, учитывая особенности психологии взаимоотношений.

2) Функциональные обязанности основных работников предприятия туристической отрасли. Должностные инструкции руководителя предприятия (турагентства), менеджера по продажам, сопровождающего группы экскурсовода.

Функциональные обязанности Генерального директора:

· полностью координирует деятельность туристской фирмы;

· осуществляет регулирование финансовой части деятельности туристской фирмы;

· устанавливает кадровый состав работников а туристской фирме;

· подбор, отбор и подготовка кадров в туристской фирме;

· проверяет и контролирует деятельность всех отделов и подотделов в рамках данной туристской фирмы.

· принимает программы, предложенные отделами и подотделами;

· заключает контракты с внешними и внутренними поставщиками;

· одобряет бюджет фирмы необходимый для продвижения и рекламы туристской фирмы;

· представляет интересы туристской фирмы в отношениях с партнерами, профессиональными ассоциациями и др. организациями;

· разрабатывает стратегию развития туристской фирмы и информирует Генеральное Собрание Акционеров о запланированных мероприятиях;

Функциональные обязанности Коммерческого директора:

· координирует финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;

· совместно с главным бухгалтером осуществляет расчет цен для туристических пакетов;

Функциональные обязанности главного бухгалтера:

· осуществляет все операции по ведению бухгалтерского учета;

· ведет ежедневный учет бухгалтерских операций;

· составляет периодический анализ состояния счетов;

· заполняет платежные поручения и начисляет заработную плату;

Функциональные обязанности менеджера по персоналу:

· формирует состав персонала агентства;

· ведет постоянный учет персонала;

· способствует повышению квалификации и переподготовке кадров;

Функциональные обязанности менеджера по бронированию и продажам:

· организует внутренний, въездной и выездной туризм;

· осуществляет анализ туристических программ;

· формирует туристические маршруты;

· представляет услуги по приему и доступу туристов к туристическим объектам, в рамках своих функциональных обязанностей;

Функциональные обязанности менеджера по работе с клиентами:

· формирует базу данных всех клиентов туристской фирмы;

· распространяет заказы поставщикам;

· поддерживает отношения с клиентами и поставщиками;

· ведет корреспонденцию с туристическими фирмами внутри страны, а также с иностранными партнерами;

· осуществляет прием и подтверждение заказов.

Функциональные обязанности туристического гида:

- принимает к обслуживанию туристическую группу;

- проверяет соблюдение всех требований по проживанию, питанию, транспортировке участников группы, а так же дополнительные услуги;

- проверяет состояние автотранспорта;

- от организатора поездки получает все материалы – книги, брошюры, и другие, где отмечены все туристические объекты, которые предусмотрены программой;

- обеспечивает посадку туристов и погрузку багажа в транспортное средство;

- по мере продвижения по маршруту рассказывает о программе, информирует туристов о встречающихся туристических объектах;

- предлагает туристам дополнительные услуги;

- следит за выполнением всех мероприятий предусмотренных программой;

- обеспечивает нормальный отъезд туристов, по завершению туристической программы.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТР. ЭКСКУРСОВОДА.

3. Экскурсовод должен знать:

3.1. Федеральные законы, нормативные правовые документы, устанавливающие требования к организации путешествий, туристской деятельности.

3.4. Историю, культуру и географию региона.

3.5. Объекты достопримечательности в контексте истории, географии и культуры.

3.6. Принципы организации и методики проведения экскурсий.

3.8. Экспозиционный материал музеев, культурных центров.

3.13. Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах.

3.14. Правила работы на городском и загородном, ближнем и дальнем маршрутах.

3.15. Инструкции о правилах поведения туристов на транспортном средстве.

3.16. Правила оказания первой медицинской помощи.

II. Должностные обязанности

Экскурсовод:

1. Собирает и изучает исторические материалы и документы, изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.

2. Разрабатывает технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы.

3. Получает информацию о месте и времени прибытия туристов, организует встречу туристов в условленном месте, идентифицирует (устанавливает количество группы, удостоверяет принадлежность туристов к группе), проводит протокольные мероприятия.

4. Выбирает оптимальное месторасположение тургруппы для проведения экскурсии.

5. Читает экскурсионные лекции по культуре и истории, рассказывает о традициях и обычаях региона, знакомит туристов с достопримечательностями; использует микрофоны, усилительные средства при публичных чтениях и выступлениях.

6. Проводит экскурсию по музею или культурному центру, сопровождает экскурсионными пояснениями и рассказами осмотр и показ экспозиций музея.

7. Проводит инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей, экспозиций, др.

8. Отвечает на общие и профессиональные вопросы туристов по теме экскурсии.

10. Заполняет экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию.

11. При заболеваниях туристов, травмах, наступлении иных медицинских случаев оказывает первую медицинскую помощь, организует вызов соответствующих служб «скорой помощи», спасателей.

12. Координирует поведение группы при наступлении чрезвычайной ситуации, оказывает первую необходимую помощь, применяет меры по устранению паники, сообщает соответствующим инстанциям о возникновении чрезвычайных ситуаций.

13. Организует отъезд тургруппы с места экскурсии (проверяет наличие необходимых документов; состав группы).

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Межкультурная коммуникация. Основные понятия. Актуальные проблемы МК.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

По сути межкультурная коммуникация — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. При этом каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих так, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы.

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУР. ИНДУСТРИИ

1) Управление конфликтами и стрессами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких человек.

Конфликты бывают:

Функциональный – обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия, помогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию личности.

Дисфункциональный – не происходит достижение целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности.

Существует 4 основных типа конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт - имеет место внутри индивида и часто по своей природе является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисклющающие цели. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

2. Межличностный конфликт - вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения. В организациях этот конфликт проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Др

Наши рекомендации