Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II
Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.
Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И.И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими. Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И.И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг.
Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.
Другие реформы Екатерины Второй.
Управленческие действия 1. Полная ликвидация автономии казачеств и Запорожской сечи (до 1781 года) 2. Губернская реформа (1775) | Упразднение излишне вольных и потенциально опасных формирований. Полностью контролировать все районы страны, но делать это не в ущерб населению. | Урезание казачества в правах. На их территориях также вводилось централизованное губернское управление. Образование 50 губерний приблизительно по 300 тысяч человек. Делились они на уезды по 30 тысяч человек. В некоторых случаях губернии могли быть объединены. |
Экономические реформы Екатерины 2 1. Свобода организации предприятий (1775 год) 2. Официальное повышение оплаты крестьянского труда (1779 год) | Управление все более централизуется, но при том увеличиваются экономические свободы населения | Население могло свободно производить ситец и вывозить хлеб за пределы государства. Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. Проще говоря, отныне в промышленное сословие были открыты двери всем. |
Сословные реформы Жалованные грамоты дворянству и городам (1775 год) | Впервые были официально определены права и обязанности дворянства и городского сословия. | Дворяне были полностью освобождены от обязательной службы и многих повинностей. Сословия получили право на самоуправление. Без следствия и суда отныне нельзя было лишать их членов собственности и свободы. |
Фандрайзинговые технологии в социокультурной сфере
Фандрейзинг – это сбор денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.
Основные этапы фандрейзинга
1. Определение стратегии действий. Это план основных мероприятий, прогнозирование возможного дефицита средств на выплату зарплаты, программа специальных мероприятий (знаменательные даты, юбилеи, участие в фестивалях и гастрольная деятельность), план финансирования и проведения текущего и капитального ремонта здания и оборудования, основные социальные программы (помощь больным, пенсионерам, нуждающимся и детям сотрудников).
2. Составление плана доходов и расходов фандрейзинговой кампании.
Доходная часть фандрейзинговой кампании состоит из трех основных частей:
o Поступления от организаций постоянных вкладчиков (их можно планировать с высокой степенью вероятности, поскольку практически с каждой из этих организаций должны быть заключены договора о сотрудничестве и, как правило, они заранее сообщают о предполагаемых объемах финансирования).
o Доходы по ценным бумагам.
o Поступления от новых потенциальных вкладчиков (эта часть планируемых доходов наименее предсказуема). Как правило, такие пожертвования легче всего получить под специальные мероприятия или проекты (юбилеи известных артистов, гастроли, выпуск новых спектаклей, приобретение оборудования и т.д.).
3. Разработка списка доноров
Список потенциальных спонсоров достаточно велик:
Члены вашей организации;
Вы сами;
Ваши близкие;
Те, кто заинтересован в проблеме;
Частные лица, которых вы сумели убедить;
Бизнес (биржи и банки, АО, СП, частные фирмы, зарубежные представительства);
Фонды;
Государство – государственное финансирование на местном и федеральном уровне (прямое, а также косвенное – налоговые льготы).
Самыми результативными являются списки доноров, предлагаемые Советом попечителей организации культуры или просто друзьями театра, музея. Члены Совета, являясь вкладчиками, более чем кто-либо понимают, к кому и как надо обращаться с просьбой денег либо услуг. Привести новых спонсоров — вот девиз каждого члена Совета попечителей.
4. Совершенствование практики ходатайства о вкладах
Существует несколько наиболее эффективных способов обратится с просьбой о пожертвовании:
Веерная рассылка | Когда вы готовите большой тираж типовых писем и рассылаете по адресам из какой-либо базы данных (например, из коммерческого справочника). Это достаточно простой способ, но следует помнить, что его средняя эффективность не превышает 3-5%, а это значит, что на 100 отправленных писем можно ожидать лишь не более 5 положительных реакций. |
Адресная рассылка | Переписка с уже существующими спонсорами, с организациями, о которых вы знаете что-либо конкретное (например, переписка с фондами), либо с людьми, которым предварительно представлена ваша организация. |
Благотворительная акция | Специально организованное мероприятие, в ходе которого идет сбор пожертвований (концерт, ярмарка, аукцион, презентация какой-то вашей программы или какого-то события в жизни вашей организации). |
Безадресное сообщение | Это обычное обращение через средства массовой информации, когда есть возможность попросить помощь у большого числа людей и организаций. Безадресным обращением считается также сбор средств в “копилки”, установленные в общественных местах. |
Сбор пожертвований “в поле” | То есть формирование специальных групп сотрудников или добровольцев, которые собирают пожертвования на улицах, во время праздников, гуляний и т.д. |
Получение пожертвования при личной встрече | Вы лично встречаетесь с человеком, проявившим предварительный интерес к вашей организации, и имеете возможность вести прямые переговоры о спонсорской поддержке. |
Возможны самые различные комбинации и цепочки, использующие эти способы. Тут всё зависит от того, как развивается ваша компания по сбору средств, что у вас получается лучше, какова экономическая и социальная ситуация в вашем городе.
5. Каждодневная работа с вкладчиками
Отношения между социально-культурным учреждением и членами Совета попечителей выстраиваются по трем основным направлениям:
1. Вовлечение, членов Совета в творческую и организационно-финансовую жизнь СКУ.
2. Реализация интересов организации, которыми руководят члены Совета.
3. Создание условий для удовлетворения личных интересов членов Совета и их семей.
Все члены Совета попечителей должны регулярно получать самую свежую информацию о деятельности СКУ в виде пресс-релизов, сообщений о специальных мероприятиях, которые намечены в СКУ или вне его.
6. Налаживание системы учета доноров.
Эффективная и качественная система учета способствует преемственности фандрейзинговых кампаний из года в год.