Проблема дружбы, товарищеского долга.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя “Тарас Бульба” один из героев восклицает: “Нет уз светлее товарищеских!”. Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живутпо законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов “Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

Проблема влияния искусства на человека.

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, натонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховенапробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название"Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы сврагом.

Проблема научного прогресса.

В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с«собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется длячеловека это бессмертие?

Проблема патриархального деревенского уклада жизни.

Проблема прелести, красоты нравственно-здоровойдеревенской жизни. В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась какнаиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своимкабинетом. Н.А. Некрасов в стихотворении и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянскихизб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины. О самобытности хуторскогоуклада много сказано в романе-эпопее Шолохова “Тихий Дон”. В повести Распутина “Прощание с Матёрой” древнеесело наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

Проблема труда. Наслаждение от осмысленной деятельности.

Тема труда многократно разрабатывалась в русской классической исовременной литературе. В качестве примерадостаточно вспомнитьроман И.А.Гончарова “Обломов”. Герой этого произведения АндрейШтольц видит смыслжизни не в результате труда, а в самом процессе. Подобный пример видим в рассказе Солженицына “Матрёнин двор”. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемойчасти существования.

Проблема влияния лени на человека.

В очерке Чехова “Моя “она” перечисляются все ужасные последствия влияния лени на людей.

Проблема будущего России.

Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическомотступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшьсяты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась нес меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потомуона непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничтоне сможет ей помешать.

Проблема антикультуры.

Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительноснижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема“обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохиепроизведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и ихлитературу почитают.

Наши рекомендации