Тема 3. Мировые религии в контексте культуры
1. Понятие религии. Происхождение и ранние формы религии.
2. Буддизм – первая мировая религия. Индо-буддийская культура.
3. Медицинская традиция в буддийско-ламаистской культуре.
4. Возникновение и развитие христианства. Библия как памятник культуры.
5. Ислам – его появление и основные принципы вероучения. Мир арабо-исламской культуры.
Литература
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: «Наука», 1993.
Зыкина Е.Б. Основы культурологии: учеб. пособие для студентов мед. ун-тов. – Курск: КГМУ, 2003.
Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005.
Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994.
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
Религия представляет собой историческую форму мировоззрения, а также сопряженное с ним поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, олицетворяемой в зрелых формах религии в качестве божества. Она является одним из проявлений духовной культуры. В ряде культур, на том или ином этапе их развития, религиозные представления оказывали доминирующее влияние на многие сферы человеческой деятельности. Стремление людей обрести осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к воспроизводству в культуре религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, опирающихся на веру в непостижимое, божеств, как источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организация. В науке принято выделять несколько ступеней развития религии (однако они не обязательно соответствуют историческому развитию):
1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах (сюда можно отнести ранние формы религиозной практики – анимизм, фетишизм, тотемизм, магия()пениринято выделять несколько стадий о
);
2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; она исходит из представления о всемогущем «Боге-господине;
3) религия искупления, которая возникает из чувства «греховности», не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Она связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство), или (без Бога) она возникает из убеждения в «скорбности» всего бытия и стремления освободиться от этой «скорбности» благодаря отрешению души от скорбного бытия (джайнизм, буддизм).
В свете представления о Боге с самого начала выступали могущественные природные силы и вещи: Солнце, Луна и т. д. Перед ними преклонялись еще наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими,как перед духовными сущностями. Поэтому эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми, они по сути то, кем или каким человек не является, но хотел бы быть. Они вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. Кто повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы, одаряют его сначала материальными, а затем и духовными благами. Самая первоначальная форма религии – это, пожалуй, монотеизм как «первобытный монотеизм», т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. Появление других героев, предков или вождей вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму – почитанию многих богов, если же при наличии множества богов верховное положение занимает лишь один Бог, говорят о генотеизме. Более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. Представления народной религии соответственно своему происхождению остаются по большей части антропоморфическими (Бог – это человекоподобная личность) или тероморфическими (боги выступают в виде животных). Научное познание и философское мышление приводят к деизму (признание Бога как первопричины мира, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия), или пантеизму (учение, обожествляющее Вселенную, природу), или панентеизму (Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога), или атеизму (отречение от Бога, отрицание Бога).
Изначальные верования людей были достаточно примитивны. Именно тогда возникают первые религиозные представления, вылившиеся в такие варианты, как анимизм, тотемизм, фетишизм и магию. Термин «анимизм» происходит от латинского anima, что переводится как «душа». Он характеризуется верой в существование душ и духов как причину явлений природы, верой в одушевленность всей природы. Сам этот термин впервые ввел немецкий ученый Г. Шталь в XVIII веке. В XIX веке понятие «анимизм» было использовано в этнографической науке Эдвардом Барнетом Тайлором, который трактовал его не только как веру в души и духов, но и как теорию происхождения религии, считая веру в отделимых от тела духов основой религии.
Другой первобытной формой религии является магия, название которой происходит от греческого слова megeia, которое переводится как волшебство, чародейство, колдовство. Она представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, посредством которых стремились повлиять на стихийные силы и на деятельность людей. Древний человек верил в силу заклятий, ритуалов, волевых импульсов мага, способствующих приведению в действие стихий природы для достижения желательных целей.
Широкое распространение имел фетишизм (от порт. fetico – колдовство) – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком. Таким образом, различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий и пр. Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы, способной исполнять желания её обладателя, содействовать успехам, исцелять и защищать от вреда со стороны враждебных сил.
Ещё одной первобытной формой религии является тотемизм. Этот термин происходит от сочетания «о тотеман», что на языке одного из североамериканских индейских племён означает «его род». Само это понятие означает вера в кровнородственные связи, существующие между родом (племенем) и определенным животным или растением (тотемом). Тотем выступал как почитаемый могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения.
Кроме вышеперечисленного, к первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира. В примитивных культурах же многие установки анимизма, тотемизма, фетишизма и магии остаются доминирующими до сих пор.
Дальнейшее развитие религии привело к появлению её двух типов: национальные (индуизм, синтоизм, иудаизм и др.) и мировые (буддизм, ислам, христианство). Отличаются они ориентацией на один народ, который, как правило, считается избранным, в первом случае; или на всё человечество без учёта национальной принадлежности, во втором.
Самой древней мировой религией является буддизм. Он возник в VI веке до нашей эры в восточной части Индии. Основателем является Будда (около 564-483 гг. до н.э.), что в переводе с санскрита означает «просветлённый, пробуждённый». Его настоящее имя Сиддхартха Гаутама. Он был наследным принцем царства шакьев (отсюда ещё одно его прозвище Шакьямуни – отшельник из рода шакьев), но в 29 лет, после того как, выбравшись из дворца, он повстречал старика, больного, похоронную процессию и нищего, что показало ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетизма показал, что и этот путь не способствует спасению. Наконец, в 40 лет, после продолжительной медитации, он достиг просветления, и стал проповедовать новое учение о спасении.
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает «Типитака» (или «Трипитака»), что переводится как «Три корзины». Основная философско-этическая идея связана с Учением о «четырех благородных истинах», которые открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «просветления»: 1) жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является жажда бытия; 3) страдания можно прекратить путём избавления от желаний, а для этого необходимо; 4) следовать «восьмеричному пути», который включает в себя: правильное мышление; правильную речь; правильные действия; правильное распознавание; правильную жизнь; правильный труд; правильная самодисциплина; правильная концентрация. Следование указанным правилам может привести человека к освобождению от страстей и способствует прекращению страданий.
Размышления Будды и его учеников опирались на многие идеи брахманизма (господствующая в то время религия Индии, в своих догматах восходящая к Ведам): принцип перерождения (сансара), идея воздаяния (карма), идея долга, праведного пути (дхарма). Но отличие буддизма заключается в том, что акцент смещён от коллективного к индивидуальному, т.е. человеку способному вырваться из сансары путём личного усилия, осознав и сформулировав свой путь. В возможности принять учение Будды и избрать путь к спасению все люди объявлялись равными. Сословные, этнические и вообще социальные различия воспринимались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования.
Согласно буддизму, жизнь есть выражение «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня. После распадения соответствующего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны – состояния покоя, блаженства, проникновения в истинную сущность вещей, слияния с Буддой. Именно в нирване прекращается действие кармы и перерождения, сам же человек переходит в качественно новое состояние. Для достижения освобождения в ряде школ буддизма разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию и достижения нирваны.
В буддизме люди не одиноки на пути к достижению истины и просветлению. В этом им помогает Будда и бодхисаттвы, т.е. «существа, стремящиеся к просветлению», которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны и которые помогают обрести спасение людям. Согласно буддийскому учению бодхисаттвой может быть не только человек, но и животное.
К характерным чертам буддийской культуры можно отнести её мирный характер и открытость. Трепетное отношение ко всем проявлениям жизни привело к неприемлемости насилия в ходе решения спорных вопросов. Именно поэтому за всю многовековую историю буддизм не стал причиной военных или гражданских конфликтов. Но с другой стороны, следование принципу ненасилия привело к тому, что в 1958 году Тибет был захвачен Китаем.
Ещё в раннем буддизме возникли две тенденции, которые, эволюционируя, оформились к началу новой эры в два направления: хинаяна («узкий» путь спасения) и махаяна («широкий» путь спасения). В хинаяне путь к спасению пролегает через членство в сангхе (сангха – монашеская община), т.е. через монашеское состояние. Поэтому, здесь значительно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода в монашескую общину. Отличительной чертой обрядовой стороны хинаяны является крайний аскетизм. В махаяне же допускается возможность спасения мирянина, в особенности под руководством бодхисаттвы. В этом направлении значительно возрастает роль молитвы.
В III – I вв. до н.э. происходит распространение буддизма за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях главным образом в форме учения хинаяны. С рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем на северо-восток в форме махаяны. В самой Индии буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претерпевшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное – прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем.
Буддизм оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Из буддийской сангхи (трудовая монашеская община) выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей. Культ стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В рамках буддийского мировоззрения сформировались специфические виды искусства, примерами которого являются японская чайная церемония, чаньская живопись, многочисленные храмовые комплексы и буддистская скульптура. Возникнув в северо-восточной Индии, быстро распространился по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Восточной Азии, Японии, Монголии и др. В XX веке он стал популярен на Западе. В 1950 году было создано всемирное братство буддистов.
Мифологические корни индийской традиции врачевания можно найти в легенде о боге Вишну, который был ранен в бою с демонами. Но он был вылечен богом Брахмой. После этого искусство врачевания перешло к небесным мудрецам (риши), а уже от них к людям. Искусство врачевания стало принадлежностью касты брахманов.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется школа «Аюрведа» – «наука о долголетии». Она зародилась еще в глубокой древности и из неё вытекает вся буддийская медицинская традиция. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия. Известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи. Особенно прославился Атрея, который был придворным врачом одного из индийских князей. Он проводил очень смелые и сложные операции, например, такую как трепанация черепа. Кроме того, в различных древнеиндийских трактатах упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана именно на древнеиндийской Аюрведе.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: пневма, желчь и флегма – их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. На представлении об этих физиологических началах в буддийской медицине основывалось понимание причин соматических заболеваний. Таким образом, болезнь объяснялась нарушением нормального течения какой-либо энергии, а причиной было то, что вызывало это нарушение. Здоровье же объяснялось сбалансированным состоянием основных элементов тела человека.
Особое внимание индийская медицина уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также – наследственности.
Важно отметить, что в Древней Индии в медицинских трактатах существенное внимание уделяли вопросам врачебной этики.
Буддийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В разных вариантах буддизм получил широкое распространение в азиатском регионе, его влияние на соседние регионы (особенно Китай, а затем и Японию) было предопределяющим. Буддийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии. В несколько упрощенном варианте во второй половине XX века идеи буддизма стали популярны на Западе в связи с формированием движений протеста против проблем и противоречий западноевропейской цивилизации.
Вторая по времени возникновения мировая религия это христианство, названная так по имени её основателя Иисуса Христа. Формирование её началось в первом веке нашей эры в Палестине. Впервые термин «христианство» как обозначение веры последователей Христа – христиан – возник, согласно книге Деяний, в Антиохии Сирийской около 42 года н.э. Новая религия усвоила и переосмыслила предшествующие ей идейные концепции иудаизма, древних восточных религий и ряда философских воззрений поздней античности. Все это обогащало и цементировало христианство, превращало его в мощную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение.
Его достаточно быстрому распространению в Римской империи способствовал ряд социально-исторических факторов. Кризис античных порядков приводил к всеобщей неуверенности, чувству апатии и бесперспективности. Общество пронизывали противоречия, которые можно было наблюдать между различными его слоями: рабами и свободными, римскими гражданами и подданными провинций, римской потомственной знатью и недавно обогатившимися людьми. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство же провозглашало равенство людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. С другой стороны, императорская власть Рима ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Былые гонения христианства римским государством в начале IV века сменились активной поддержкой новой религии. Император Константин (около 285 – 337гг.) своим эдиктом от 324 года положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.
Христианское вероучение по своему характеру является монотеистическим. Монотеизм означает признание единственности Бога, находящегося вне времени и пространства. Он является творцом всего сущего, а божественный промысел является движущей силой всех происходящих в мире процессов. Христианский Бог един в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух (т.н. Троица). Смысл жизни человека заключается в служении Богу и стремлении спасения души путём искупления первородного греха. Нравственные начала христианства изложены в десяти заповедях, говорящих о любви к ближнему, прощении врагов своих, активной помощи окружающим без расчета на ответные услуги с их стороны и т.д. Главнейшие постулаты христианского вероучения сводятся к проповеди смирения, терпения, всепрощения. За праведную жизнь христианина ждёт загробное воздаяние, а за греховную – наказание.
Существенной чертой христианства является идея дуализма, провозглашающая разграничение мира на небесный и земной, человеческой сущности на душу и тело, с явным приоритетом идеального.
Большое значение уделяется культу и обрядности религии, важное место в которых принадлежит христианским таинствам – особым культовым действиям, совершение которых способствует нисхождению на верующих божественной благодати. В христианской религии существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие (евхаристия), покаяние, брак, священство, соборование умирающего.
Сейчас существует три направления христианства: католицизм, православие, протестантизм. Окончательный раскол на католическую и православную церкви произошёл в 1054 году. Это связано с тем, что на Никейском Вселенском Соборе римские священнослужители предложили внести изменение в Никео-Константинопольский символ веры, приняв положение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но от Бога-Сына. Представители восточного христианства с ними не согласились, в результате чего произошло разделение церкви, установились догматические, обрядовые и канонические расхождения. А в XVI веке в результате Реформации возник протестантизм.
Главной книгой христианского вероучения является Библия. Первая по времени создания и большая по объему часть Библии, признаваемая и иудаизмом, и христианством, называется Ветхим заветом. По христианским представлениям, «завет», заключенный в древние времена Богом с одним народом (евреями), заменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях духовного служения. Ветхозаветная часть (иудейский канон) традиционно разделён на три составляющие: 1) Тора или «Пятикнижие Моисеево» включает в себя книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2) Пророки, куда входят исторические книги; 3) Писания содержащие учения о благочестии. Эти тексты были созданы в период с XII по II века до н.э. Новозаветная часть (христианский канон), создание которого приписывается ближайшим последователям Иисуса Христа или их ученикам, дифференцируется на: 1) исторические книги: четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Иоанна, от Луки) и Деяния апостолов; 2) «книги учительные» — Послания апостолов; 3) пророческую книгу — Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), в которой изложена эсхатологическая концепция христианства (учение о конце мира). Эти книги были созданы в первые века новой эры. Тексты, вошедшие в состав Библии, прошли процесс канонизации (от греч. kanon – образец, правило) – утверждения на церковных соборах (международных съездах иерархов христианских церквей). Каноническими текстами считаются книги, написанные под непосредственным влиянием Святого Духа, они имеют догматический характер, поэтому информация, содержащаяся в них, выступает в качестве безусловной истины.
Библия была написана на древнееврейском и арамейском языках. Затем она была переведена на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта. В V веке был осуществлён перевод на латинский язык, и этот вариант известен как Вульгата. В IX веке византийские монахи братья Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание на славянский язык. С началом движения Реформации в XVI веке Библию начали переводить на национальные языки европейских стран.
Самой молодой из трёх мировых религий является ислам. Он воспринял религиозные положения иудаизма, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастризма, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей различные течения культуры арабских народов.
В середине первого тысячелетия нашей эры многочисленные племена арабов в политическом плане не представляли единого целого образования. Потребности времени делали необходимым объединение разрозненных общин и создание арабской государственности. Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Ислам возник не сразу, каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (араб. – куб), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама. В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем метеоритного происхождения. Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. Племенного бога мекканских курейшитов – Аллаха (араб. «аль-Илах») сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.
Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (около 570 – 632 гг.). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове Хадидже и стал купцом в Мекке. Но вскоре забросил торговлю и ушёл в религиозные поиски. Его начали посещать различные видения и слышаться голоса. Около 610 года он выступил с проповедью монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства (халифата). Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата. В течение VII – VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны. Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуострова.
Основные положения исламского вероучения изложены в Коране. Мусульмане считают Коран высшим и наиболее полным из всех существующих священных писаний. Ислам учит, что Аллах передавал Мухаммеду текст Корана через ангела Джабраила отдельными откровениями через видения. Полный текст Корана был собран лишь после смерти пророка, затем при халифе Османе в конце VII века был записан и объявлен каноническим. Структурно священная книга мусульман разделена на 114 сур (глав), каждая из которых состоит из аятов (стихов). Содержание Корана состоит из эсхатологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христианской мифологии, древнего арабского фольклора.
Главным постулатом ислама является учение о едином Боге – Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. Религия мусульман опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности верующего.
Первая обязанность – исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда. Оно закрепляется формулой «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Каждый сторонник ислама должен понимать смысл этой фразы и быть искренне убежденным в её истинности.
Вторая обязанность – ежедневная пятикратная молитва (намаз). Намаз совершается на восходе солнца, в полдень, днём, перед закатом и перед сном. Перед каждой молитвой мусульманин совершает ритуальное омовение. Пятница является днём коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью. От намаза освобождаются только больные, немощные и малые дети.
Третья обязанность – соблюдение поста в священный месяц рамазан (или рамадан). В течение тридцати дней с рассвета и до наступления темноты мусульмане не имеет права ни пить, ни есть. После заката они едят и пьют (весьма умеренно), а затем снова настраиваются на пост. От поста освобождены больные, старики, беременные женщины и малые дети.
Четвертая обязанность – добровольная очистительная милостыня (закят). Она составляет 1/40 часть дохода. Первоначально это было пожертвование во имя Аллаха, затем закят превратился в обязанность для очищения от грехов.
Пятой обязанностью каждого мусульманина, если позволяют физические и материальные возможности, является паломничество в святые места (хадж). Оно совершается в 12-й месяц мусульманского календаря (дни великого жертвоприношения Аллаху). Хадж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы – главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также Иерусалима, который тоже является священным городом для мусульман.
Всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания регулирует единая система законов, которая называется Шариат (от арабского «шариа» – прямой, правильный путь). Эти законы определяют поведение верующих и считаются обязательными для всех мусульман. Источником шариата являются Коран и Сунна (араб. – обычай, пример) – сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VIII веке и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою силу.
В исламе существуют два основных направления – суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульманских догматов (около 10% верующих). Это разделение произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (умер в 661 году) – двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти – его потомкам. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные «священные писания» – ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников.
Таким образом, в исламе сложились определенные традиции, освящающие, например, узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христианской религий.
Народам исламского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Арабская культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным прогрессивным шагом вперед в развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности.
Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата.
Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями.
Определенное влияние на развитие искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых религий. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Этот многосторонний учёный создал ряд трудов, посвящённых вопросам философии, астрономии, этики и медицины, став на несколько веков одним из главных авторитетов для европейского лечебного дела. Ибн Сина, Ибн Рушд, известный в Европе как Аверроэс (он познакомил европейцев с трудами Аристотеля), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира.
Запрет на изображение человека привёл к своеобразному развитию визуальных искусств в исламском мире. Портретная и пейзажная живопись здесь отсутствует. Своеобразной компенсацией этого выступает декоративное искусство. Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания.
К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Кроме того, религия из всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Своеобразная архитектура исламских стран повлияла на зодчество многих регионов мира – от Западной Европы до Юго-Восточной Азии.
Вклад исламских стран в историю мирового искусства и культуры трудно переоценить. Они внесли существенную лепту в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворное воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.
Мировые религии оказали существенное влияние на развитие человечества. Христианство внесло значительный вклад в развитие западноевропейской культуры. Буддизм и ислам обусловили особенности восточной культурной парадигмы, для которой характерны интравертность (направленность на внутренний мир, на самого себя), коллективизм (человек воспринимается в неразрывной связи с социумом, он мыслится как небольшая песчинка в пустыне), иррационализм (внешняя алогичность, образность).
Вопросы для самоконтроля и повторения<