Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее “трудными” школьниками, строгий учет результатов этой работы.
9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Обобщая все вышеизложенное можно попытаться ответить на вопрос: «Интеграция – хорошо или плохо?»
+ | – |
Ребенок: - развивается в среде сверстников – новый социальный опыт и более быстрая социальная адаптация после выхода из ОУ; - запускаются скрытые компенсаторные механизмы, которые способствуют более эффективному обучению; | Ребенок: - социальная отверженность от коллектива детей; - хроническая неуспешность в неблагоприятных условиях; - претензии педагогов и нежелание работать индивидуально с учетом особенностей; - переживания родителей по поводу неуспешности; |
Родители: - социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе; - возможность не отлучаться от ребенка – домашнее воспитание; | Родители: - предвзятость и некорректное отношение общества к ребенку; - ухудшение здоровья ребенка; - снижение результативности в обучении и воспитании; |
Учитель: - новый уровень профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями; - повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей; - легкость решения проблем в обучении нормально развивающихся учащихся; | Учитель: - не созданы в полном объеме специальные условия для обучения ребенка с проблемами в развитии; - повышение ответственности и объема работы; - снижение общей успеваемости в классе; - эмоциональное выгорание и ощущение неспешности как педагога; |
Как видим примерно равновесное оценивание положительных и отрицательных следствий интегрированного обучения учащихся с задержкой психического развития всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса еще более обостряет проблему своевременного создания необходимых условий. Нельзя начинать процесс включения в обычную образовательную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья до тех пор, пока не будут устранены все перечисленные проблемы.
Список литературы
1) Методические материалы Министерства образования Хабаровского края «Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы», разработанные Банкрашковой И.В., гл.методистом отдела специальной (коррекционной) педагогики ХК ИППК ПК, 2008 г.
2) Методические рекомендации: интегрированное обучение детей с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Маркова С.А., зав. УМК коррекционно - развивающего обучения Дата выполнения: 06.02.2006
3) Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы образовательных учреждений «Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития», МОУ ДПО (ПК) Центр повышения квалификации, г. Новокуйбышевск, 2007 год.
4) Формирование навыка чтения у детей с ЗПР в условиях массовой школы как основа развития личности. /Из опыта работы Козловой О.И., учителя начальных классов МОУ СОШ №62 г. Оренбурга/ Выполнила: зав УМК коррекционно-развивающего обучения Маркова С.А., 2004.
5) Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.
6) «Дефектология» 1993, №1,2,3.
7) Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.
8) Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г.
9) Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ: Приказ МО и профессионального образования РФ от 09.02.98 № 322 // Вестник образования. – 1998. - №4.
10) Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. - №13-14.
11) Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п
12) Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
13) Реализация приоритетных направлений развития системы общего образования в Хабаровском крае в 2006/2007 учебном году. Методические рекомендации.: И.В.Банкрашкова. Возможности создания благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2006.
Казанский (приволжский) федеральный университет
Институт филологии и искусств
Отделение романо-германской филологии
Кафедра теорий и технологий гуманитарно-художественного образования
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Работу выполнила:
Студентка 2 курса гр. 05.19-1002
Ахсанова Зилия
Проверила:
Д.п.н. проф. Фахрутдинова Р.А.
Казань, 2012 г.
Оглавление
Введение
1 Социальная адаптация в раннем детстве
2 Развитие познавательных процессов детей раннего возраста
3 Развитие личности ребёнка раннего возраста
4 Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
5 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе.
Исследования педагогов, медиков: Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик,Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Объект - социальная адаптация в раннем возрасте
Предмет - психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи исследования.
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
Проанализировать и выявить эффективные программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования - анализ теоретического и практического материала по проблеме психологического сопровождения детей в период адаптации к детскому саду, подбор методик, разработка практических рекомендаций для психологов и педагогов.