Третья ступень обучения /9-11 классы/.
В старших классах ежегодно проводятся беседы, мини-сочинения, классные часы, ток-шоу, фотовыставки на темы профилактики суицида и употребления ПАВ, например, «Жизнь без алкоголя и наркотиков», «Жизнь – это…», «Я люблю тебя жизнь, потому что…»
В 9-11х классах проводятся тренинговые занятия, позволяющие снизить тревогу, экзаменационные страхи. В данном направлении психолог пользуется программами: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» /Е. Чебатарева/; «Путь к успеху» /Н. Стебенева/, которые повышают уверенность в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Также в этих классах проводится психологический тренинг «Стрессоустойчивое поведение» - большая психологическая игра, обучающая способам саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья учащегося.
С 2008-2009 года психолог ведёт 2 элективных курса с девятиклассниками по программам «Познай себя и окружающих» Савченко и «Как научиться выбирать профессию?» Филимоновой.
Одним из направлений работы психолога в школе является лекционно-просветительское направление - это участие в педсоветах, родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед с родителями и учителями. Ежегодно совместно с родителями и учителями предметниками проводятся родительские собрания: «Как помочь одиннадцатикласснику?», «Как лучше подготовиться к экзаменам», «Как помочь выпускнику основной школы выбрать будущую профессию».
С целью создания ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды с группой педагогов проводится семинар, деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха».
Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками УВП оказывает содействие психологическому и личностному развитию школьника, который к моменту окончания школы готов к самоопределению во взрослой жизни.
Сопровождение учащихся "группы риска" в учебно-воспитательном процессе
· Дети "группы риска"
· Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"
· Выявление учащихся "группы риска"
· Схема проведения опроса "трудного" подростка
Дети "группы риска"
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям, представленным в таблице.
Категории | Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска" |
1. Медицинская | Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году). Стоят на учете у психоневролога. Перенесли сложную медицинскую операцию |
2. Социальная | Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные). Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные) |
3. Учебно-педагогическая | Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины |
4. Поведенческая | Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность |
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
- "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
- обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
- прощение;
- проявление огорчения;
- проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
- убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
- доверие;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- вовлечение в интересную деятельность;
- нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:
- опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
- фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
- активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы:
- констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
- необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
- осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
- наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
- предупреждение;
- проявление возмущения.
Выявление учащихся "группы риска"
Неблагополучие школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ классных журналов;
- опрос мнения учителей о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
- социометрические исследования;
- наблюдения;
- беседы со школьником;
- запрос информации в центры, занимающиеся профориентацией,
и учебно-производственные комбинаты (УПК); - запрос информации в психолого-педагогические центры, если школьнику там оказывали помощь;
- запрос информации в подразделения по делам несовершеннолетних;
- запрос информации на предыдущие места учебы школьника.
Схема проведения опроса "трудного" подростка
1. Учеба:
- любимые и нелюбимые предметы;
- причины школьных успехов и неудач;
- отношения с учителями;
- участие в общественной работе;
- случаи нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками:
- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
- положение среди товарищей ("душа компании", "преследуемый", "изгой", "независимый одиночка" и т. п.);
- критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга и т. п.).
4. Увлечения в настоящем и прошлом:
- под чьим влиянием был сделан выбор хобби;
- каковы достигнутые результаты;
- почему те или иные увлечения заброшены и т. д.
5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:
- кто из родственников назван первым;
- о ком забыл упомянуть;
- кто занимался его воспитанием;
- наиболее близкий член семьи;
- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.
В случае, если семья распалась, необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу матери и отца; поддерживает ли он контакт с тем родителем, который ушел из семьи.
Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).
6. Отклонения в поведении(отмеченные в прошлом):
- прогулы занятий;
- мелкое хулиганство;
- курение и выпивки;
- употребление различных психоактивных веществ;
- побеги из дома;
- был ли когда-либо задержан милицией или поставлен на учет (когда
и за что).
7. Наиболее тяжелые события в прошломи реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8. Перенесенные заболевания:как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Личные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не из любопытства, а для выяснения возможных переживаний школьника и получения более полного представления о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):
- первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
- оценка своей привлекательности;
- начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.
Список литературы:
1.Cтатья из раздела школьная психология, автор Васляева Лада Юрьевна
2.Cтатья по психологии автор Лукьянова Алена Владимировна
3. Журнал "Справочник классного руководителя" № 2, 2011 года, автор статьи Дроздов С.Ю.
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Институт Филологии и Искусств
Отделение романо-германской филологии
кафедра теорий и технологий гуманитарно-художественного образования